Freikorps - авангард фашизма. Производство смерти

Dec 18, 2010 21:03

Неплохая и непростая статья БАРБАРА ЭРЕНРАЙХ: ПРЕДИСЛОВИЕ к книге Клауса Тьюлейта "МУЖСКИЕ ФАНТАЗИИ" .
Меня вот еще интересует контекст, почва, где  растет это явление.
В конце концов, они произведут то полностью однообразное, гладкое, твердое, определенное, к чему и стремится фашизм: мертвую планету.
А общество-то к чему стремится? (это вопрос без ( Read more... )

фашизм, Гваттари, цивилизация, психоанализ, Делез

Leave a comment

shraibman December 19 2010, 00:00:07 UTC
Прочитал.
Вообще делать какие-то масштабные выводы сложно. Но предположить некоторые вещи можно. Я встречал похожий в чем-то тип людей прошедших Афганистан или Чечню в элитных соединениях.
Это такое боевое братство, скрепленное кровью (своей и чужой). Психика, естественно, адаптируется к постоянным убийствам и задачам выживания. Это товарищество людей с оружием, в рамках которого только человек с оружием считается человеком. Остальные - вообще не вполне люди. Женщины, инородцы, да и мужики тыловые, - мягкотелое дерьмо.
У греков, где гражданский коллектив был, одновременно, фалангой, военным коллективом, в условиях постоянных войн формировался поожий человеческий тип, который обретает особенно отчетливый вид в Спарте, которая находилась в физической борьбе за выживание непрерывно, воюя не только с соседями, но и с илотами, отражая и внешщние угрозы и внутренние, да еще и осуществляя экспансию. Вот пример спартанского юмора: когда спартанцев спросили, почему они не покончат с враждебным и соседним Аргосом, они ответили: ну, надо же на ком-то тренироваться.
Но было, как минимум, одно важное исключение. Полисная цивилизация и, в особенности, спартанская, были гомосексуальна. Слово "спартанец" в Греции вообще было синонимом слова "гей". Если бабы, инородцы и прочие - вообще не вполне люди или совсем не люди, то незападло любить только мальчика, будущего воина, своего товарища, который рядом с тобой в строю (или будет там) и т.д. Их сексуальность получала, таким образом, мощную разрядку. Воспитание гражданина (воина) из мальчика - это же одновременно и секс.
Но для немецкого воина, выходца из протестантской, к тому же семьи, начала 20го века - это омерзительно и невозможно. То есть возможно, но это редкость, это дикость в его понимании.
Итак, в добавление ко всей этой "спарте", получаем мощный невроз, как результат вытеснения у мужиков, которые 4 года сидят в окопах: ни баб не видели, ни потрахать друг друга нельзя.
Ну вот и все, собственно. Садистические адаптации (или регрессии, уж не знаю по Фрейду или Фромму, может и оба правы) психики, плюс мощнейший невроз от полового воздержания: да у кого хочешь крыша поедет от такой бронебойной смеси! Да еще прибавьие и потерю самоуважения, война-то проиграна - удар по нарцисическим устремлениям, по я-либидо, которые в какой-то мере заменяли отсутствие объект-либидозных разрядок...
Дальше простейший перенос: в тылу эти красные устроили черт знает что, подложили нам свинью, предали нас, из-за них война проиграна, да за что же мы кровь-то проливали, как же наше самоуважение, мы же теперь не мужчины, не воины, война просрана, ненавижу, суки, из-за вас все просрали... да вы смотрите! смотрите! они же еще перетрахались все, суки, пока мы тут, в окопах, четыре года... а они тут, на мягкой лужайке, да в захваченом господском замке ТРУТСЯ... и вот теперь мы в тылу, голодные, никому не нужные, бабы только за деньги дают, а у нас их нет, денег-то, ненавижу сука проклятых баб, особенно красных шлюх, которые рабочим и красным дают бесплатно, а нам - нет, мы для них - чужие, боятся нас, правильно боятся... ненавижу, на смерть убивать, в крооовь!!!!
А тут еще выясняется, что за это развлечение платят и платят неплохо, тогда как в стране кризис.
Не знаю, может быть, конечно, я упрощаю, но по-моему автор статьи усложняет.

Reply

al_ven December 19 2010, 09:31:40 UTC
Я сам против чрезмерных обобщений, окончательных выводов и грубого редукционизма.
Есть неплохая статья отечественного психоаналитика, я вот тут цитаты выложил, ссылка на саму статью есть. Я не во всем с ним согласен, не используя я и концепт инстинкта смерти, и фильм Белое солнце иначе воспринимаю, но это все ладно.
Мне еще Анатомия человеческой деструктивности Фромма нравится.
Объединения воинов-деструкторов - это тема интересная и сложная, тут конечно теоретических построений мало. про спартанцев это вы (а может на ты проще?) хорошо написали, есть различия любопытные, конечно. Психологи, специалисты по ПТСР, занимаются примерно с такими людьми.
Интересно и положение деструкторов в России. Им же важно служить какой-то внешней силе или идеи. А тут еще крушение прежних идеологий и продажная ситуация рынка. Думаю, внимание к ним со стороны разных сил имеется.

Reply

shraibman December 19 2010, 14:01:49 UTC
Интересная тема, да.
Некоторые, вернувшись с войны, стараются обзавестись семьями, вытеснить тяжелые воспоминания. Некоторые сознают, что они не вполне здоровы психически и поэтому стараются получить образовние, отойти от прежних друзей и пр.
Не все ведь ветераны немецкие - а их было несколько миллионов, пошли во фрайкор, а всего 50-100 тыс.
Но у некоторых нормальная жизнь не складывается, они не могут отойти от воспомианий, часто встречаются этми компаниями и видят только в себе подобных - людей. Не все такие, кстати, далеко не все. Но такие есть. Эти сообщества пронизаны гомосексуальным духом, эти мужчины чрезвычайно обидчивы, ревниво относятся друг к другу, и, одновременно, считают себе подобых только и достойными любви.
Если гомосексуальность получает разрядку, тогда одно. Если она запрещена, карается, вытеснена, как в России или Германии - получаем садистов.
К слову о коллективах викингов. Воиственные коллективы греков могли вести себя жестоко, но они могли и пощадить врага, и отнестись к нему мягко, сражения греков до Пелопонесской войны- это вообще какие-то ритульные стычки с миимальным числом жертв. Греки часто осуждали массовое насилие, убийственые страсти. А вот викинги, у которых гомосексульность была репрессирована ("женоподобый муж" - у германцев это - страшное оскорбление еще и в дохристианскую эпоху, этот элемент ненависти к гомосексульости не только связан с христианством, как иногда ошибочно думают), действительно были какими-то паталогическими убийцами.
Кстати, в статье мне показалось странным, что автор считает, что цель насилия- только насилие.
Она пишет "Когда он бросает гранату в пролетарскую парочку, занимающуюся любовью на траве, он не встает в символическую оппозицию к гетеросексуальности. Когда он стреляет или втыкает штык во влагалище женщины, он не мечтает об изнасиловании".
А зачем убивать людей такими извращенными, явно указывающими на сексуальность способами?
Это мне напомнило замечание одного американского психиатра по поводу пациентки, которая жалуется на то, что ей противен запах расчески ее брата, что она ненавидит этот запах, и брата, когда держит в рука его расческу: "а почему вообще она трогает его расческу и нюхает ее"?

Reply

al_ven December 19 2010, 17:29:56 UTC
Да, кстати, не надо забывать об экспериментах Милгрэма, Зимбардо и пр. Готовность к агрессии,садизму, подчинение авторитету - латентные легионы всегда готовы.
Наверное есть какие-то исследования по этой теме, может непереведенные Есть что исследовать, увы. Как-то недавно случайно посмотрел передачу о зверствах японских войск в Китае, не помню название города, черт...
Я еще по ПТСР читал литературу, там глубинная картина мира ломается, мощнейший удар по Я, по нарциссизму.

"Кстати, в статье мне показалось странным, что автор считает, что цель насилия- только насилие."
А это заимствование идей Делеза, которые, как мне кажется, очень метафоричны и вписаны в свой контекст, поэтому их применение по любому поводу... Но это дело субъективное.

Reply

shraibman December 20 2010, 01:48:02 UTC
Да, я это не совсем понял. А как ты это понял? Что значит насилие, ради насилия? Я понял так, что фрайкоровцы делали это эмоционально и убивали именно какими-то способами, указывающми на сексуальные перверсии. Если он бьет женщину штыком во влагалище, то что это, как не сексуальная перверсия? Ведь это тому же киллеру-профессионалу просто в голову не придет, у него совершенно иная мотивация- сделать работу и уйти.

Reply

al_ven December 20 2010, 07:56:37 UTC
Тут, понимаешь, сложные философские игры вмешиваются :)
Делез и команда постструктуралистов выполнила в целом весьма полезную, на мой взгляд, работу по анализу и деконструкции "классической философии", хотя там не без перегибом, но это этого никуда)
А тут мы видим, по-моему, не совсем удачное развитие делезовской мысли по отношению к таким вот явлениям.
Делез же спорил и Платоном, и с феноменологией, и с Фрейдом...
Как пример http://psylib.org.ua/books/gritz01/poverhnost'.htm
Это все языковые игры, они, например, помогают избежать опасных иллюзий, что нашел окончательную интерпретацию (ИСТИНУ), и навязывать ее всем, но думать, что везде лишь "кожа" (это же тоже метафора, в конце концов) и непредсказуемые случайные флуктуации - это перебор)

Reply

al_ven December 20 2010, 08:09:22 UTC
А вот тебе отличная иллюстрация того, с чем боролся Делез (если я его правильно понимаю)).
Психологи "объясняют" поведение подростков в Останкино:
"Это обычное стадное чувство: подростки не могут не пойти туда, где были их друзья",- разъясняет подростковый психолог Светлана Туровская.
После мая 68-го были желающие свести все к "просто" эдиповому комплексу.
Вот Делез и создал свой "революционный" шизоанализ. Жаль только, что у француза тексты зубодробительные)
Где-то, по-моему в анти-эдипе, у него есть и про попытки таким образом образом "объяснить" панков и контркультурщиков...

Reply

al_ven December 19 2010, 09:33:45 UTC

Leave a comment

Up