что такое "быть русским"

Dec 18, 2010 19:40

Никогда не понимал этого, не понимаю и сейчас. Вернее, я всегда понимал это как иллюзию, одну из иллюзорных идентичностей. Я довольно давно начал задаваться вопросами о "природе Я", идеи Фрейда, Фромма, Юнга, экзистенциализм, буддизм, дзен, даосизм, различные психологические школы - все это притягивало мое внимание весьма сильно.  Что такое "Я", ( Read more... )

симулякры, национализм, психоанализ

Leave a comment

shraibman December 18 2010, 17:20:16 UTC
Что такое "Я", если отбросить как шелуху ложные и неполные представления о себе,"персону", социальные роли и пр. Возможны ли вообще "правильные" представления о себе, можно ли их выразить в языке? Я стал склонятся к апофатике. Все это вопросы конечно сложные, но я не имею цели в них сейчас углубляться. Важно то, что идентичность на основе национальной или расовой принадлежности была для меня одной из наиболее очевидных иллюзий.

Комментарий
Персонально я согласен с такой постановкой вопроса, и лично я прошел похожий путь.
В то же время нельзя сказать, чо этничнось - это совсем миф - люди говорят и мыслят на определенном языке, их влоспитание связано с определенными культурными традициями, и не все из них авторитарны.
В чем проблема? В том, что на практике нигиллисический подход к этничности во время революций не работает. Есть множество людей, ощущающих угнетение по этническому признаку, лишенных культурных институтов на своем языке, подвергающихся дискриминации. Невозможно сказать им, что это все фигня. Когда еврейские социалисты бундовцы общались с Розой Люксембург, они заговорили о федерализме, то есть о равноправном союзе предствителей трудящихся разных этнических групп. В ответ, она им посоветовала не морочить ей голову и забыть побыстрее про свое архаичное еврейство. Кончилось все плохо, рсколом в социалистическом движении.
Эти бундовцы, да во многом и Люксембург были авторитарными социалистами и реформистами, но не о том сейчас речь.
Вот моя заметка на эту тему
http://shraibman.livejournal.com/366230.html

Reply

al_ven December 18 2010, 17:51:10 UTC
"Есть множество людей, ощущающих угнетение по этническому признаку, лишенных культурных институтов на своем языке, подвергающихся дискриминации. Невозможно сказать им, что это все фигня. "

Да я понимаю. Все хорошо именно в своем контексте и на каком-то этапе.
Для меня важны прежде всего коннотации. Имеет ли понятие этничности референт - вопрос дискуссионный, но коннотации есть всегда :)
Разговоры об угнетении "русских" и т.п. скрывают суть угнетения и отношений эксплуатации.

Reply

shraibman December 18 2010, 18:01:18 UTC
Почему, смотря где. В некоторых республиках СК, например, это реальность, можно вспомнить о русскоязычных беженцах из Чечни. Вполне возможно, что и в Москве, в каких-нибудь компаниях, которыми руководят националисты не русской, а какой-нибудь другой народости, это есть. Другое дело, что русские националисты выдергивают из контекста такие факты, при этом, естественно закрывая глаза на российскую оккупацию Кавказа, избиения мирного чеченского населения во время войн, которые там вела Россия, на дискриминацию в Москве людей, приехвших из других регионов или стран и т.д.
В условиях капитализма межэтнические отошения всегда в той или иной степени конфликтны (вопрос только в градусе конфликта). Есть белый расизм в США, о есть и черный расизм. Эо еизбежно. потому что люди конкурируют за рабочие места, рынки и т.д.

Reply

al_ven December 18 2010, 18:09:15 UTC
Я так ситуацию вижу: да, есть случаи, когда совершающие насилие думают, что они убивают, избивают или эксплуатируют кого-то именно потому, что он относиться к той или иной этнической группе (есть и случаи геноцида, в конце концов), но на деле происходит проекция внутреннего образа врага, а нацпринадлежность жертвы - это лишь алиби своеобразное.

Reply


Leave a comment

Up