Этот фильм можно понимать как попытка повествования о том, что... было, а не о том, что может быть. Это - рассказ о психологической проблеме, причем весьма не новой проблеме. Все и так почти постоянно носят маски (юнгианцы говорят еще о "персоне") - те же суррогаты. А если раньше от народа требовалось лишь почитание власть имущих (неважно, светская ли это власть или церковная) и выражение верности существующему порядку вещей, то сейчас-то как раз требуется постоянная "позитивность", "активность", "улыбчивость", "хорошая физическая форма", да и вообще хороший товарный вид, красивая упаковка - человек стал товаром, он продает уже далеко не только свои проф.навыки, но свой характер (который от него требуется), свою личность. Начинается это все конечно с глубокого детства (с семьи - агента и ячейки общества), когда родители отвергают и гасят спонтанные интересы и порывы ребенка, когда он начинает приспосабливаться к их (бессознательным) ожиданиям и требованиям. А какие-то еще не совсем разрушенные остатки того, что условно можно назвать "Истинным Я" или, по-даосски", "внутренним человеком без имени", прячется где-то за стенами их психологических защит и компенсаторных образований (за стенами домов, как это метафорически выражено в Суррогатах).
В начале фильма была конечно сказана большая глупость
- "вспомните, какими вас создал бог". Это опять путаница с идентичностью, которая часто понимается как нечто фиксированное, кем-то созданное. На "самом-то деле", это все динамические процессы, бессознательное - это "фабрика" по производству желаний; человек, будучи живой системой, является существом способным к самосозиданию. Поэтому-то и невозможно вспомнить "Истинное Я", оно, в некоторой мере, - мистификация. Вспоминание неотрывно от созидания, просто от напряженной внутренней работы.
В связи с Суррогатами и платонизм можно вспомнить, и буддизм.
Надо разорвать цепи, которыми ты скован в пещере, покинуть ее, устремившись к эйдосам :)
Буддисты говорят о "природе Будды", но у них есть существенные отличия от платонической традиции. Буддист, по идее, не поймается в сети "суррогатов" :)
В любом случае, фильм предлагает иллюзорное решение вопроса, как и все подобные фильмы. Просто уничтожить, отключит суррогатов, уничтожить, предположим, какой-нибудь транслятор, которым инопланетяне зомбирую "несчастное человечество" - и все будет ОК. "Настоящие люди" выйдут из пещер-квартир, и "прозреют". Хренушки - найдут себе новых суррогатов. Майя накроет их новой пеленой с помощью каких-либо новых технологий.
Бодрийяровская гиперреальность также вспоминается. Она материализовалась! и вышла на улицу. Реальность, слишком похожая на самих себя; красивые, совершенные люди-суррогаты, слишком похожие на самих себя... Ну и экзистенциальное отчаяние тут как тут - поэтому так и хватаются люди за иллюзию победы на временем, над смертью. Сизиф-то саму смерть сковал, а не на суррогатов рассчитывал, правда богов тем и прогневал :)
Фильм-то конечно так себе, скоро забудется. Контекст - он вот интересен.
А на какие-то новые технологии, подобные этим, массы-то подсядут, спору нет. И это, кстати, не будет противоречить существующей социально-экономической Системе - рабочая сила есть, потребление есть. А человек - он и не нужен. Потом отомрет, а Система и суррогаты останутся :)))))