неплохая статья
"Апофеоз Карны" - Досужие рассуждения о событиях и героях Махабхараты. Подход автора понравился - не навязывающий выводов.
Если Карна, как утверждается в Махабхарате - воплощение/аватара демона земли Тараки, то мне, современному человеку, становится не совсем понятно, в чем заключается различие между положительными и отрицательными персонажами Махабхараты. Демоны пуранической литературы выглядят совершенно иначе и действительно являются противниками Кришны и всего человечества. (Тогда конфликт Махабхараты напоминает сюжеты советских фильмов об ответственных партийных и хозяйственных работниках - там разворачивалась борьба хорошего с очень хорошим). Создается впечатление, что на священный сюжет первоначальной Махабхараты, который невозможно было изменить, позднее была наложена благочестивая редактура, правка, на которую решились почтенные редакторы и составители - вьясы...
и вот еще интересные рассуждения:
...Юдхиштхира становится образцовым государем, под властью которого благоденствует вся земля, царем, буквально помазанником Божьим. Его имя становится синонимом мудрого, могучего и милосердного владыки для всей последующей истории Индии. В последних книгах Махабхараты он центральный персонаж, вокруг которого строится сюжет. Он единственный, кто продолжает жить в полной мере - устраивать жизнь, перекроенную битвой на Курукшетре. Другие, например Кришна и Арджуна, превращаются во второстепенные персонажи, свои собственные тени. Из них уходят былые сила и энергия, они покорно избывают свое существование как заслуженную кару за свои деяния. Пандавы превращаются в простых помощников Юдхиштхиры, исполнителей его воли, Кришна уединяется в своей Дварке. И все же созидательный труд не может изменить того, что произошло, загладить коллективную вину Пандавов. Мораль эпохи, настоящая мораль Махабхараты, которую не смогли отредактировать редакторы - вьясы, осуждала принцип "цель оправдывает средства". И сами Пандавы думали так. Подлинными победителями на Курукшетре оставались те, кто жил во имя чести и не изменил ей в смерти, даже перед ясно выраженной волей Бога - Бхишма, Дрона, Карна. В моральном смысле Курукшетра обернулась для Пандавов поражением. Прошли десятилетия, ушли в небытие очевидцы великой войны потомков Бхараты, свидетели братоубийства. Изменилось все - земля, время, люди. Несчастные победители ушли в небытие искупать грехи, совершенные во имя Бога. Возможно, что самый последний эпизод жизненного пути Юдхиштхиры, буквально последняя его фраза, сказанная перед земной смертью, является отголоском нравственного поединка с Карной и попыткой заслужить его прощение...
наличие персонажа - собаки мне, как собаководу с большим стажем вдвойне, приятно, да еще и именно в такой роли ; отдельно и подробнее об этом эпизоде из последнего исхода
здесь, ну более глубоко:
...Спутником Пандавов во время их исхода стала собака, тварь с ведической точки зрения презренная. Просто приблудилась и шла с ними до конца, испытывала голод и жажду, питалась подаянием как ее хозяева, видела их смерть от изнеможения и, наконец, вместе с Юдхиштхирой оказалась у подножия колесницы Индры, готовой отнести героя в рай. Только псине было не место в колеснице. Юдхиштхире было достаточно просто отвернуться и вознестись на небо. Он отказывается. Если собака сгинет в пустыне и отправится в ад - то он разделит ее судьбу. Он, Пандав, полубог, вершивший судьбы мира, творивший историю, вознесенный людьми до небес - разделит судьбу своего случайного бессловесного спутника. В Махабхарате из центральных персонажей только Карна был некогда поставлен перед таким же выбором - сохранить верность людям, с которыми свела его судьба, даже ценой гибели или отказаться от этого долга, предпочтя почет, славу и богатство. Что может означать для Юдхиштхиры аналогичная ситуация, причем усиленная противопоставлением собаки достаточно благородным приемным родителям Карны? Он ни на минуту не колеблется, точно так же как не колебался Карна, делая свой выбор между приемными родителями и владычеством над миром. Да, конечно, это было испытание богов, облик собаки на самом деле принял бог Дхарма, небесный отец Юдхиштхиры, но что чувствовал Пандав в эти мгновенья? Может, ему представлялось, что он наконец-то встал рядом, вровень со своим старшим братом...
Может быть.
Сильные образы, интересные метафоры. Особенно - с собакой и тем выбором Карны. Хотя, сейчас история с собакой будет пониматься понятно как - в русле "эффективного решения", ("выгодного"), но с этим - ясно. Тут возможно напрашивается юнгианская интерпретация (приблудившаяся собака = обесцененной психической функции), но это будет как-то однобоко. Можно вспомнить о "проклятой доле" Батая. НО мне больше нравится в данном контексте судьба Карны - он не получил, условного говоря, "быстрой выгоды". О представлении в поэме порочности принципа "цель оправдывает средства" - возможно, автор прав. Но...все эти интерпретации всегда настолько относительны. Главное - это сами определиться в своем отношении к этим принципам.