Дао, 19. Идея, на основе которой построена терапия Роджерса
Порви с премудростью, отринь знания -
И народная выгода возрастет во сто крат.
Порви с "милосердием", отринь "справедливость" и "долг" -
И вернутся в народ сыновняя почтительность, родительская забота.
Порви с хитроумием, отринь корысть -
И не станет грабителей и воров.
- Психотерапия, это о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост - человека, группы, общества.
- человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно
-«Я» - это подвижный процесс, а не неизменная сущность. позитивные изменения - часть естественного и закономерного прогресса, если убрать преграды.
- любопытный парадокс - когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь.
-Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.
- Если я говорю, что "принимаю" вас, но ничего о вас не знаю, то на самом деле это - поверхностное принятие, и вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему вас узнаю.
- Иногда мне бывает трудно понять, кто больше нанес мне урона - мои "друзья" или мои враги.
- Если я хочу способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то должен расти сам; и хотя зачастую это болезненно, но очень обогащает.
- Взгляд Роджерса на штампы: Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: "Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я".
- Об условной любви: Многие из нас, возможно, не сознают, какое огромное давление они оказывают на чувства окружающих людей: жен, мужей, детей, - подчиняя их чувства своим. Мы часто говорим: "Если ты хочешь, чтобы я тебя любил, у тебя должны быть те же чувства, что и у меня. Если я чувствую, что ты плохо ведешь себя, ты тоже должна это чувствовать. Если я чувствую, что нужно стремиться к определенной цели, ты должна разделять мои чувства".
- Наука нам угрожать не может. Это могут делать только люди. Но люди, имея на вооружении средства, которые дало им научное знание, способны на многие разрушения.
- Когда мы достигаем развилки и не знаем, какое направление выбрать, чтобы попасть в нужное место, тут-то мы и начинаем анализировать ситуацию. Мышление начинается именно в этот момент.
- Если ученый в какой-то степени пытается что-то доказать не себе, а кому-то еще (а я не раз допускал эту ошибку), значит, он использует науку для защиты от угрозы своей личности.