Опять очень актуальный для меня пост гутты:
Одиночество-2.
На это раз у автора была позиция прокурора. Найти "минусы" этого ощущения-состояния. В отличии от Одиночества-1, где она выступала как адвокат.
Меня естественно тянет в защитники и хочется рассмотреть такой аспект одиночества как его Польза:
(Не защита - как право одинокого "не испытывать вины", а именно - "Польза" от одиночества.)
Сократ как-то рассказывал своему ученику о
круге знания. Он тогда ассоциировал процесс познания с выходом из узкого круга. А так как мало кто развивается как энциклопедист (знать немного обо всем) с равномерным "блином" знания, то у большинства людей их круг знания выглядит как "ложка".
То есть там, где человек стал экспертом, его знания сильно оторвались от центра и ...от остального круга людей.
Следовательно:
Каждый эксперт в своем деле - одинок. И чем дальше он учится и продвигается от центра, тем более он одинок.
Примеры О-о-очень одиноких личностей: Леонардо, Ницше, Сократ, Хаус... :)
Да, Хаус, которого гениальные соавторы Шора писали с Сократа, имея верного друга Уилсона и преданную команду утят, был катастрофически одинок.
Никто не "догонял" его (читай и Леонардо, Шопенгауэра,...) идей, его образа мыслей, он был на много шагов впереди окружающих, скучая и ожидая, когда они подтянутся.
Или Иисус.
Его никогда не оставляли одного верные ученики, толпа преданных поклонников следовала за ним и внимала каждому его слову, его боготворили женщины. Но он, похоже, был ужасающе одинок.
Его последняя молитва в Гефсиманском саду была обращена к Богу. Он не смог поделиться чувствами, что мучили его ни с кем из друзей.
Вернее один только намек за последней вечерей, вызвал протест, сопротивление, но не поддержку и понимание.
Хотя именно его ученики прочувствовали потом это разрывающее его чувство одиночества и эмпатировали, восстановили, воссоздали для нас его мольбу Богу "пронести мимо чашу испытаний".
Потом, догоняя.
Будучи уже сами одинокими.
Представляю насколько более одиноким чувствовал себя Иисус по сравнению с великими Леонардо, Сократом, христианскими отшельниками, которые именно в это одиночество убегали, чтобы двигаться дальше.
Интеллектуальное одиночество - нормальное состояние, которое стоит принять как данность. Как состояние "здесь и сейчас".
Как говорил Кастанеда: нужно быть готовым в любую минуту оставить все. Остаться одиноким и свободным.
А интересно, как тогда быть с двумя наиглавнейшими заповедями Христа:
"- Возлюби Господа Бога...
- Возлюби ближнего твоего..."
??
Выглядит как зависимость. Нет?
Как канат, связывающий Одного и остальных. Или может это не канат, нас связывающий, а канат, по которому мы идем?