Продолжаю делиться своими впечатлениями от прочитанных книг. Сегодня опять одни зарубежные авторы.
Джон Гришем «Серая гора»
Книга проходит как бэстселлер, но до уровня «best» не только не дотягивает, но и даже близко не подбирается. А ведь сюжет перспективный: главная героя, работавшая юристом в крупной юридической компании в Нью-Йорке, в период кризиса 2008-2009 гг. оказывается без работы и, чтобы как-то остаться в профессии и переждать трудные времена, едет в маленький городок в другой штат, где её первое же дело оборачивается опасностью...
По аннотации сразу вспоминаются два фильма - «Дело о пеликанах» и «Эрин Брокович, красивая и решительная». Там тоже всё начиналось с одного юридического вопроса, а перерастало в скандал, кучу проблем, огромные иски и судебные разбирательства. От книги я ожидала чего-то подобного и разочаровалась. Ну то есть проблема варварской работы угольных компаний, загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью и жизни людям - всё это присутствует, но проблема есть, а динамики развития нет, перспективы решения тоже и героиня вообще занимается другими вопросами, а в этом случае она сбоку припека.
Логики поступков и характеров нет. Всю книгу героиня страдает и говорит, что она человек большого города, что не мыслит жизни без Нью-Йорка, вспоминает рестораны и друзей, свою напряженную, но нарядную жизнь, отмахивается всеми силами от родителей, предлагающий работать юристом в других фирмах, и в конце концов остается в заштатном городке заниматься бесплатной юридической помощью. От слёз пары клиентов такие решения не принимаются. Не убедительна смена жизненных взглядов.
Что хотел сказать автор? Картины не сложилось, два сляпанных куска, а единого целого не получилось. В общем, если надо было показать нравственный рост героини, её перерождение из крючкотвора по договорной работе в адвоката, защитника униженных и оскорбленных, то угольные компании и проблемы экологии тут в принципе ни к чему, а нужно больше бытовых и социальных проблем. Если хотелось «бэстселлера», детектива и триллера в одном флаконе, то и надо вести эту линию - опасности, преодоление страха, дело принципа, поиск доказательств, подхватить знамя из рук павшего товарища и вперёд на амбразуру.
Кроме того, утомляют бесконечные описания поедания сандвичей. Просто бесит уже это слово! То на работе, то в придорожной забегаловке, то в хижине в лесу. Но тема еды, по-моему, очень волнует автора, либо он писал с дальнейшим прицелом на экранизацию, уж больно похоже на раскадровку и разбивку сцен для съемок. Неудачными мне показались и попытки передать саму проблему чудовищной работы этих ужасных угольных корпораций. Автор поясняет «причину - следствие» вроде как в размышлениях персонажа, а на деле получается этакий примитив для недалеких читателей. Интересней было бы обыграть в диалогах или следственных изысканиях.
И ещё происшествия, которые никуда не ведут: арест героини по приезде в провинциальный город каким-то полоумным, возомнившим себя народным дружинником, и обязательное упоминание русских, которые бандиты, владельцы самой чудовищно преступной угольной компании и лучшие друзья нашего президента, вот прям с упоминанием его фамилии! Ну это-то тут к чему? А просто конъюнктура, чтобы лучше книга продавалась.
Книга из серии «о чём? - Да ни о чём!»
Джо Аберкромби «Полкороля»
Нормальное такое фэнтези! Всё как надо. Вымышленный мир эпохи средневековья: короли и рыцари, мудрецы и врачеватели, жрецы и фанатики, пираты и дикие народы и, конечно, интриги, предательство, козни врагов, нежданно обретенные друзья, месть, стремление к правосудию и справедливости. Приключений придумано на толстенный том, не меньше «Властелина колец» или «Игры престолов», но на удивление книга насчитывает всего 350 страниц. Сюжет развивается быстро, но логично, по ходу действия поясняются все нюансы. Автор не гнался за объемом, не пытался преувеличить степень страданий героев или чего бы то ни было.
Два момента немного слабоватых, на мой взгляд. Первый - это уж больно современная речь. Вряд ли в мрачные средние века все говорили исключительно вежливо и возвышенно, но не удавалось отделаться от ощущения, что такие диалоги могли бы звучать в современных сериалах. Хотя юмор подкупает.
И второй момент: где-то уже во второй трети я стала догадываться о том, кем может быть на самом деле второстепенный персонаж, и не ошиблась. Вот чуть-чуть бы здесь надо было похитрее, как у того же Джорджа Мартина в «Игре престолов»: читаешь и не догадываешься, кто друг, а кто предатель, и только при повторном прочтении, уже зная ходя событий, понимаешь, что вот оказывается были намёки и подсказки.
В целом книга понравилась и с рецензиями на обложке я согласна. «Полкороля» само по себе абсолютно самостоятельное и законченное произведение, но это только первая часть трилогии. Стало интересно, что же в продолжении.