Feb 04, 2014 21:18
"Он умер от стыда. Стыд - вот чувство, которое спасет человечество."
С.Лем "Солярис"
Не модная по нынешним временам тема - воспитание. Уже ушло в прошлое то время, когда воспитанием у нас занимались все: родители, педагоги,соседи, друзья, коллеги по работе или просто случайные прохожие. Детишки тогда недовольно морщили нос, но терпеливо слушали нравоучения отцов и дедов. Со взрослыми сложнее, но и тут общественность не опускала руки, созывала товарищеские суды, брала на поруки, одним словом воспитывала и только в случае откровенного нарушения УК и абсолютной беспомощности призывов к совести, человека заключали в соответствующее учреждение по всей строгости несмотря на всю гуманность.
Кто-то скажет, что времена изменились и теперь у нас никто никого не воспитывает. Не соглашусь, потому что воспитанием нельзя заниматься время от времени, оно идет вне зависимости от нашего желания и даже тогда, когда мы этого не подозреваем. Единственное, что мы можем - это взять процесс воспитания под контроль, не пускать его на самотек. В далеком СССР это понимали и в этом плане достигли очень многого. Ну например, контроль за воспитанием там удалось возложить не только на семью, школу, но и на общество. Вспомните, ведь сделать замечание хулигану или невеже было в порядке вещей. Было принято делать замечания непослушным детям, причем не только своим, но и незнакомым. Было принято уважать старших, был непререкаемый авторитет у учителей. Я не хочу идеализировать и прекрасно знаю, что не все индивиды были высокоморальными и нравственными, но не придерживаться моральных норм было не прилично.
В наше время воспитание в прежнем его понимании стало простым пережитком прошлого, к которому не то, что не стоит возвращаться, но и не принято упоминать. Активно пропагандируя толерантность ко всему, кроме нарушения закона, наше государство формирует индивидов, не принимающих никаких воспитательных моментов со стороны. Пока еще родители в меру своего понимания о правильном и неправильном могут воспитывать своих чад, разумеется каждый по-своему. В школе рычагов влияния на личности учеников стало значительно меньше, да и как влиять, когда нету общего представления о должном. Моральные ценности у каждой семьи свои.
Печаль ситуации усугубляется еще и тем, что наше современное государство, негласно декларирующее махровый индивидуализм, воспитание понимает исключительно как процесс защиты прав и свобод всех от всех. Вот и доводится идея соблюдения этих самых прав и свобод до абсурда, когда свободы и права становятся равными для всех, даже для тех кто в силу малого возраста не способен их осознать, оценить и разумно пользоваться. А наличие прав и свобод без осознания ответственности - это взрывоопасная смесь.
Многие ревнители новых преобразований в России мне возразят и скажут, что ответственность подразумевается существованием закона перед которым тоже будут все равны. И тут встает главный вопрос. Если регулятором поведения человека является только закон, единственное, что по силам воспитать в человеке такому государству - это законопослушность. Все воспитание будет состоять в формировании страха неизбежности наказания. Этот страх воспитывался в людях и советским государством и служил мощным средством регуляции поведения. Но было в СССР то, чего нет больше нигде в развитых странах. Вторым сильным регулятором поведения человека был стыд. И этот стыд регулировал ту часть человеческого поведения, которую не возможно регулировать законом. Ну не напишешь ведь в законе, что надо быть добрым, смелым или отзывчивым. Там где бессилен страх наказания прекрасно работает чувство стыда. С распадом советского общества очень сильно пошатнулась прежняя основа воспитания. Исчезла прежняя мораль и взамен не появилось ничего более совершенного. Пришла глупая калька западного образца, без осмысления оного, списанная топорно и внедряемая абы как. При этом не учитывается ни наш прежний опыт, ни наш менталитет. Раньше бы сказали "мы теряем свое лицо", а теперь принято говорить " мы обретаем новое"... Какое?
философия,
воспитание,
дети,
мораль