Я еще раз хочу поблагодарить своего научного руководителя и просто замечательного человека
Сергея Измалкова за его блестящее руководство и помощь во всех моих начинаниях. К сожалению, личность Сергея остается для многих загадкой, поэтому я решил взять у него данное интервью. Букв много, но, надеюсь, каждый найдет для себя что-нибудь интересное.
Оставляйте свои вопросы Сергею в комментариях.
А. - Алексей Смолин. С. - Сергей Измалков. Т. - Татьяна Михайлова. Д. - Дмитрий Крутиков.
Большая часть беседы ведется между мной и Сергеем.
Харьков- Здравствуйте.
- Добрый день.
- Сергей, про Вас известно довольно много, начиная с поступления в РЭШ в 1995 году, и совсем мало до этого. Расскажите, пожалуйста, про свое детство.
- Ну что тут сказать... Родился, жил, учился в Харькове. Путешествовать любил, марки собирал, на гитаре играл. Сначала учился в обычной школе, потом перешел в физмат класс сильной школы №27. Проучился там с 7го по 8й класс. Затем была организована физмат школа в другом месте, куда я и перешел вместе с половиной класса. Участвовал в разных олимпиадах по физике и математике. После окончания школы меня без экзаменов брали в Киев, в Харьков, но я поехал в Москву и поступил на мехмат МГУ.
- У вас была золотая медаль?
- Золотой медали у меня не было, потому что у меня было 3 по начальной военной подготовке в 9м классе...
Т. -"Если вы умные, почему вы строем не ходите?"=)
- =)… Почему именно МГУ мехмат, а не, например, Физтех?
- Это был одновременно сложный и простой вопрос. Я участвовал в сильных математических олимпиадах, занял второе место на республиканской олимпиаде, поэтому относительно по инерции поступил на мехмат. Но я рассматривал как вариант и поступление в МФТИ.
МГУ- Вы были однокурсником Константина Сонина в МГУ?
- До какой-то степени да. Костя вроде бы брал академический отпуск, поэтому мы стали однокурсниками не с первого курса. Кажется, Костя поступал одновременно со мной в РЭШ, но в итоге поступил через год. Точно не помню. Но я точно знаю, что где-то по времени мы разделились. Еще однокурсниками были Леша Савватеев и Слава Горовой.
- Что Вам больше всего запомнилось за время обучения в МГУ?
- *вспоминает, смущается*
Т.- На лице промелькнули годы =)
- Ну как... были и личные и учебные вещи... О! Например, Богачев. Профессор функционального анализа. Он был молодой, выглядел как мальчишка. На тот момент уже имел трое детей, доктор наук. Запомнилось то, как он организовывал зачеты и экзамены. Он на последних лекциях устраивал сначала досрочный зачет, а потом и досрочный экзамен. Нужно было просто решать задачи. Решил достаточное число задачек - получил зачет/экзамен, не решил - начинаешь заново. Из личных же вещей... ездил в летний лагерь Буревестник.
-Ага, мне рассказывали, что там знакомятся часто.
Д. - это сейчас так называется? =)
*все улыбаются*
- Например, один из наших друзей поехал в третий раз туда без нас и по приезду буквально учился разговаривать.
- Да уж, весело. Что Вы делали в промежутке между РЭШ и МГУ?
- Чуть больше года учился в аспирантуре МГУ.
- А потом Вам разонравилась математика?
- Я постепенно понимал, что не хочу заниматься чистой математикой. Приложения были более интересными. Я на третьем курсе выбрал научного руководителя, а он взял и уехал. Пришлось выбирать заново. Выбрал Цфасмана Михаила Анатольевича. Занимались с ним кодированием с использованием алгебро-геометрических конструкций. Замечательный человек, но слишком много времени проводил по работе заграницей.
- И когда Вы поступали в РЭШ, то уже знали, чем хотите заниматься потом?
- Совершенно нет. Более того, я не знал точно, что такое РЭШ. Несколько друзей учились в РЭШ и очень ее рекомендовали. Но пока сам не попробуешь, что это такое - не поймешь. Были и другие альтернативы. За неделю до поступления мне друг предложил пойти в банк работать за отличную зарплату. Я сомневался, но потом понял, что каждый день вставать в восемь утра неохота, и отказался.
Отчасти в РЭШ привлекали хорошие курсы английского языка. И как раз наибольшие проблемы при поступлении были с английским. Еле-еле проскочил. Toefl PBT был 508, а брали с 500.
РЭШ-Сергей, Вы познакомились с Татьяной Михаловой и поженились в РЭШ. Это была любовь с первого взгляда?
-М... красиво... наверное... можно так сказать.
Т. - Скажи лучше, "не помню, честно"=)
- Татьяна, а Вы?
Т. - Конечно с первого взгляда. Посмотрите, ну как в этого человека можно не влюбиться?!;)
- Сергей, когда Вы с Татьяной решили ехать на PhD?
- На втором году. Были сомнения, так как рынок труда был очень перспективным. С другой стороны, больших денежных затруднений у нас не было.
Т. - Да, мы подрабатывали литературными неграми. Писали книжку по математике для школьников. Это был решебник по задачам, и он вышел под шапкой издательства без указания авторов. Но трудился над ним целый коллектив.
- В целом, к процессу поступления на PhD мы отнеслись недостаточно серьезно, но в итоге c помощью Барри Икеса поступили вместе в Penn State University.
- Сергей, что Вам больше всего запомнилось в РЭШ тогда?
Атмосфера, совершенно отличная от мехматовской, открытое отношение и студентов и администрации, во многом благодаря Зареме Юрьевне. Поначалу почти каждую неделю были вечеринки, раньше же тут рядом с ЦЭМИ еще бассейн был. Порой курс на курс играли в Duke Nukem в компьютерном классе.
Т. - Более того, тогда в РЭШ еще можно было баловаться спиртными напитками =)
- Да уж, весело =) Сергей, говорят, у вас была summa cum laude в РЭШ?
- Нет, средний балл немного не дотянул, хотя тезис был на 5+.
Penn State University
- Сергей, Ваше с Татьяной обучение в Penn State достаточно подробно описано в
прошлом интервью для NES Paper. Буквально пара вопросов. У вас там родилась дочка, как вы успевали работать на два фронта?
- После рождения Даши оказалось, что было много свободного времени, о котором не подозревал и которое я до этого не использовал по существу. Да и дочка оказалась с хорошим характером. Так что написание диссертации не оказалось проблематичным.
Т.- Ну а я помню времена, когда мы спали по очереди исключительно. Преподавали по очереди. Но справились.
- Татьяна, вы закончили на два года позже Сергея. Как так получилось?
Т.- Первый год был стратегическим выбором, чтобы сначала он искал работу, а потом я нашла близко к нему. Второй год я просто не успела найти подходящее место. Но при этом мы оба года жили в месте в Бостоне. Я раз в две недели ездила в Penn State на машине. Кстати, мой личный рекорд 6ч.30мин., включая заправку.
С. - А мой, 6ч.15мин. =)
- Григорий Косенок периодически посещает своих научных руководителей в США. Вы о своем научруке Vijay Krishna также отзывались с огромной симпатией. Как часто вы с ним общались тогда и теперь? Как обычно строятся на западе отношения студента и научного руководителя?
- До выпуска многое зависит от того, как Вы сами построите эти отношения. Можно встречаться относительно регулярно, 1-2 раза в неделю. Если же студентов у научного руководителя много, то порой придется даже записываться на встречу. Я у Виджея проводил кучу времени в офисе. Нельзя сказать, что это типично, но мои отношения с ним были довольно близкими.
После же выпуска студент и научный руководитель общаются до той степени, до которой простираются их общие интересы. Одна из тех вещей, которые я давно хочу сделать - совместная статья с Виджеем. К сожалению, этого пока не произошло, и в этом я скорее исключение из его студентов. Но все равно получается, что 1-2 раза в год общаемся с ним напрямую и иногда переписываемся.
Д. - А отсюда любовь к аукционам?
- Как ни странно, не совсем. Если бы интерес стартовал с Виджея, то как раз были бы совместные проекты, которые бы затем вылились в совместную статью. По сути же идеи, составляющие мою диссертацию никак не завязаны на Виджее.
Job market- Расскажите про свой job market. Вы сильно волновались?
- Ответ нет, может я человек такой. Где-то это был вопрос ожиданий. Скорее мое присутствие оказывало больший стресс на остальных выпускавшихся студентов =) Тем более, что у нас с Татьяной была РЭШ, как неявный запасной вариант. Это отчасти обусловило то, что я подавал заявки в 55 мест, а не в 80 как обычно. Это оказалось правильно, так как из этих 55 аж 30 пригласили меня на интервью, очень высокий процент. В общем, дела шли достаточно успешно, чтобы не думать о стрессе. Также пригодился совет Джона Моргана, который он мне дал на тренировочном интервью: забудь, что ты ищешь работу; просто сделай все, чтобы тебе это понравилось; тогда и другим это понравится.
- MIT был топ-выбор?
Сложно сказать... Из тех предложений, которые я получил мне очень понравился UCLA, но Виджей настоял на MIT. Если бы сделал предложение Stanford GSB выбор бы был очень тяжелым, но, по-видимому, у них в тот год просто не было денег для найма. Интервью со Stanford Economics было одно из самых тяжелых и интересных. Интервьюровали 5 человек, включая Сьюзан Эйси (Athey), вечером, вопросы сыпались как пулеметная очередь. Мне понравилось.
Но вообще, устройство на работу - сложный процесс. Важен и общий уровень кандидата и направление его научной работы и стратегическое поведение отдельных университетов.
И снова РЭШ- В 2008 году у вас кончился tenure-track в MIT и Вы с Татьяной вернулись в РЭШ. Какие были альтернативные варианты?
- Альтернативных вариантов было много. Можно было продолжать искать работу на американском академическом рынке. Можно было продолжить работу в частном секторе, в фирме типа Yahoo и Microsoft, которые тогда начали нанимать теоретиков. Но в итоге я даже активно эти варианты не прорабатывал, решили вернуться в РЭШ.
- Чем РЭШ формата 2008 года да и сейчас отличается от РЭШ формата 1997 года?
- Сейчас она гораздо больше, размах увеличился. Студенты сейчас более подготовленные, лучше знают, чего они хотят от РЭШ. Появилось некоторое постоянство, которого тогда не было. Единственная же постоянная величина на все времена - Зарема Юрьевна.
- Просто константа РЭШ! =)
- До какой-то степени - да.
- В первый же год в РЭШ работа Вашего студента Алексея Агрененко о сговоре в аукционе на закупку построенного жилья привлекла
всеобщее внимание. В этом году работа Вашего студента также признана одной из
лучших. В чем секрет успешного научного руководства?
- Секрет один, и он прост. Надо заинтересовать студента. Я своим студентам всегда говорю, что они должны выбрать тему сами. Я могу немного помочь с выбором, сфокусировать, но студент должен чувствовать себя свободным, думать свободно. Если он это делает, то все получится.
- То есть Вы со скептицизмом относитесь к распространенной практике в РЭШ, когда научные руководители навязывают тему?
- В общем, да.
Т. - А кто навязывает?
А. - Да все.
Т. - Ну ничего. Тогда в следующем году попробуем опробовать на практике этот свободный подход.
Председатель Ученого совета- В прошлом году Вы в упорной борьбе стали председателем Ученого совета РЭШ. Некоторые профессора отмечают в этом русскую особенность, когда устроитель голосования в нем и побеждает. Как Вы можете это прокомментировать?
- Ага, теперь я могу гордиться тем, что я всех обхитрил =) На самом деле, хоть шаблон дизайна и пришел от меня, но правила голосования выбирались консенсусом из нескольких человек. В первом раунде можно было выдвигать и тайно голосовать за любое количество кандидатов. Двое с наибольшим количеством голосов, при условии, что голосов у них больше половины возможных, проходят во второй раунд, в котором и определяется победитель. Случилось так, что выбрали меня, я не ожидал. Честно говоря, я сам голосовал за альтернативного кандидата, а не за себя.
- Почему же Вы тогда выдвинули свою кандидатуру?
- Я свою кандидатуру не выдвигал, меня выдвинули.
T. - И это был Григорий Косенок!
Д. - Так в чем же прелесть председателя ученого совета?
Т. - Ни в чем! Вести заседания периодически и следить за тем, чтобы все вопросы были обсуждены. При этом любой участник и так имеет право вносить пункту в повестку заседания. В этом больше головной боли.
- То есть получается, что Григорий оказал Вам медвежью услугу?
- Можно сказать и так.
- Оригинально. Довольны ли Вы своей работой на этом посту?
- Ну как, можно и лучше. Я редко бываю полностью доволен.
Т. - А я добавлю как член ученого совета. Я очень довольна, как он работает. И количество и продолжительность заседаний сократились. Просто здорово!
Д. - С другой стороны почти одновременно изменилась структура управления, были введены специальные комитеты.
А. - Возможно как раз из-за этого заседания стали более структурированные. Сложно различить два эффекта.
- Возможно. Главное, чтобы заседания не превращались в базар. Мы с Андреем Бремзеном, зам. председателя, стараемся не допускать сырой, плохо продуманный материал на заседания. Также в будущем хотелось бы превратить эти заседания в полноценные faculty meeting.
Английский язык- Вы сказали, что когда-то английский язык был определенной мини-целью и проблемой при поступлении в РЭШ. Сейчас же Вы единственный русскоговорящий профессор, который читает лекции на английском. Также Ваши советы нашел очень полезными составитель будущей программы английского в РЭШ Стивен Хойт. Как Вы считаете, насколько важным является изучение английского языка в РЭШ? Насколько масштабные реформы его ожидают?
- Очень важным. Английский язык необходим для успешной карьеры как в академии так и в частном секторе. Наш выпускник должен легко общаться, быстро читать. Английский язык в РЭШ действительно ожидают изменения. Их масштаб пока непонятен, глобально новая программа не ожидается раньше января следующего года, хотя локальные изменения курсов будут уже в сентябре.
Цензура и этика.- Насколько мне известно, в РЭШ принята достаточно жесткая цензура среди профессоров. В частности, ректор настойчиво рекомендует профессорам не обсуждать друг друга в блогах. Какой уровень цензуры среди профессоров и студентов Вы считаете оптимальным?
- Во-первых, цензуры среди профессоров нет, но есть правила профессиональной этики. В частности, они ограничивают обсуждения в негативном ключе своих коллег, если для этого нет веских оснований.
- Ну вот Станислав Анатольев конкретно
пишет, что ректор на этом настаивает.
Т. - Не стоит воспринимать буквально все, что пишут в блогах. Вот наши обсуждения со Станиславом точно не стоит. Я считаю, что мы просто хорошо развлекаем народ =)
С. - На самом деле никакого официального документа нет, а может и стоило бы. Профессор РЭШ, даже если пишет в своем личном блоге, является публичной фигурой. Читатели могут интерпретировать его позицию как позицию профессора РЭШ.
Т. - Ты хочешь запретить нам со Станиславом флудить?!
Д. - Если блог не закрыт, то он автоматически является публичным и его просто нельзя трактовать как личный.
А. - То есть все-таки нельзя разделить личность профессора РЭШ и личность человека?
Д. - Нет, никак нельзя.
С. - Если человек от своего имени пишет, то да, это фактически один человек.
Т. - Но ведь если я пишу свою статью, то я выражаю именно свои взгляды, а не взгляды организации.
С. - Статья это одно, а публичный блог несколько другое. Но вот что на мой личный взгляд профессорам точно непозволительно, так это быть чересчур фамильярными со студентами. Это касается и разглашения академических успехов, которая является частной информацией студента и школы; даже если мама студента придет в школу спрашивать об оценках сына, мы ей не скажем. И тем более это касается личных взаимоотношений.
- А, например, можно ли выставлять на
публичное осмеяние описку своего студента?
- Запретить мы этого не можем, есть свобода слова. Тут чисто человечески: зачем лишний раз обижать студента?
- Ну вот мне кажется, что если бы студент так с профессором поступил, то на это смотрели бы по-другому.
- Я думаю, что это вопрос взаимного уважения.
- Соответственно, аналогичные стандарты поведения должны распространяться и на общение между студентами?
- В общем, да.
Т. - Ну что значит, да. Мы не можем навязать им наши этические стандарты поведения
С. - Я же говорю, что "хотелось бы".
Т. - Ну хотелось бы, чтобы все были добрые, чиновники не воровали и т.д.
С. - Наше дело предложить некоторые этические нормы. Студенты могут следовать им или нет. В этом ключевое отличие общения в блогах от, например, списывания.
Т. - Правильно, я считаю, что люди должны иметь право обзывать друг друга дураками. Кстати, это если один из них не имеет никакого преимущества над другим. Например, профессор профессора или студент студента. Профессор же имеет некоторую власть над студентом, поэтому их отношения должны быть регламентированы, как это и сделано во многих американских университетах.
Экономическая наука- Многие Ваши соавторы профессионалы в computer science, а не в экономике. Насколько плодотворным Вы считаете сотрудничество ученых из разных наук? Возможен ли союз экономиста с психологом, биологом, физиком?
- Считаю плодотворным. Но это палка о двух концах. С одной стороны свежие идеи и методы из другой науки часто оказываются полезными при решении конкретной проблемы. Например, в моей работе техническое решение в виде медиатора пришло из computer science, но формализация проблемы пришла из обеих наук, так как в computer science обычно вообще не задумываются о рациональности людей. Вообще, в тех же штатах, междисциплинарные исследования всячески поощряются. С другой стороны, разные науки говорят на разных языках, мыслят по-разному. Это серьезно усложняет как написание так и публикацию статей.
- В прошлом году на лекции во ВШЭ Вы рассказывали о
процессе написания статей. А как по Вашему мнению развитие современных технологий (интернет, ipad) влияет на этот процесс? Насколько важно ученому-экономисту идти в ногу со временем в этом смысле?
- С одной стороны, не так важно. В пользу этого говорит то, что есть куча публикующихся экономистов старого поколения, которые даже не умеют толком работать на компьютере. С другой стороны, современные технологии серьезно уменьшают издержки по написанию статей. Значительно упростился поиск литературы. С помощью google.scholar.com и специализированных баз статей искать статьи по интересующей тематике стало на несколько порядков легче, чем десять лет назад. Упростилось и написание статей. LaTex автоматически форматирует текст как надо, удобно формирует список используемой литературы. Упростилась работа с соавторами, тот же скайп очень удобен. Постоянный доступ к работе через wi-fi. Все это существенно облегчает процесс написания статей. С другой стороны, сам процесс становится сложнее, ожидания повысились.
- Какой Вы видите экономическую науку через 20 лет? Есть ли шанс, что экономисты окажутся не востребованы?
- Нет, такого шанса нет. Экономика - наука про поведение людей, как люди принимают решения. Это всегда будет востребовано. Более того, экономика расширяется в другие науки, ее методы развиваются. Вообще на западе экономика получает все больший вес. В некоторых американских вузах сейчас думают о том, чтобы сделать экономику обязательным предметом в бакалаврской программе. Думаю, что через 20 лет экономика будет продолжать успешно развиваться, как теория так и эмпирика. Скорее всего существенно уменьшится время публикации статей, с трех лет до полугода. Бумажные журналы исчезнут. Существующие бренды останутся, но перейдут в электронный формат. Возможно, публикация перейдет в систему конференций, когда статьи одновременно презентуются и публикуются. Так это происходит сейчас в computer science. Инициатором этого станут сами журналы в конкурентной борьбе друг с другом. Ничто не мешает Econometrica уже сейчас на конференциях эконометрического сообщества отбирать статьи в журналы.
- Почему этого не произошло раньше?
- Скорее всего так сложилось институционально. Но дело продвигается. Про новые статьи уже сейчас часто узнают из working paper series. Думаю, что следующим шагом будет появление рецензируемых working papers series.
О себе- Какие Ваши планы на ближайшие два года?
Опубликовать кучу статей =) Сделать так, чтобы студенты продолжали писать прекрасные диссертации.
- Когда у вас заканчивается tenure track в РЭШ?
Еще через 5 лет. Я по этому поводу особо не беспокоюсь, думаю, что получу tenure еще до того.
- Как Вы любите проводить свое свободное время?
- У меня два ребенка. В игры с ними играю, настольные, подвижные.
- Грубо говоря, все свое свободное время вы уделяете детям?
- Ну большую часть да. Такое вот семейное разделение. Еще люблю путешествовать, фотографировать. Когда я был в MIT, у меня на стенах висели фотографии собственного производства. Ну а так как в РЭШ мы все время надеемся переезжать, до печати фотографий руки как-то не доходили.
- Помимо прочих, Вам нравятся книги Унесенные ветром, Ромео и Джульетта, Граф Монте-Кристо. Вы могли бы назвать себя романтиком? Какое самое романтическое место Вы посетили?
- Мог бы наверное, да. В Zion National Park есть тропа, называется Angel's Landing, которая поднимает на вершину утеса на высоте 550м над долиной. Вот оттуда раскрывается просто великолепный вид. Еще мог бы стандартно порекомендовать Венецию. Ну или Гавайи: приехать на самый старый остров Кауаи, сесть на кораблик, плыть, а вокруг тебя будут сотни дельфинов выпрыгивать и крутиться в воздухе.
- Ого, а сколько вообще стран Вы посетили?
- Много. Порядка двадцати. Больше тридцати американских штатов. Объездил почти всю Украину, разве что в Закарпатье не был. Проезжал на машине по почти всей центральной части России. Но есть много стран, где еще не был, но хотелось бы. Например, Испания, Австрия.
- Здорово. А я думал, что у экономистов не столь много времени для путешествий.
- Ну часть этого - конференции, часть - отпуски. За время обучения в Америке накатали 15000 км к западному побережью.
- Ок. Станислав Анатольев в своем ЖЖ рекомендовал музыку, которую надо слушать, чтобы опубликоваться как минимум в Journal of Econometrics. А какие у Вас музыкальные предпочтения?
- Стандартно, Queen, Pink Floyd, Кино. Но так как я занимался на гитаре, то могу слушать разную музыку. Помню, как на конференции в Northwestern University оркестр под открытым небом играл Дворжака. Просто супер. Подобного Дворжака не слышал ни до того ни после.
- И последний вопрос. Что бы Вы пожелали выпускникам РЭШ 2011 года?
- Have fun! Получайте удовольствие от жизни. Не забывайте, что и в профессиональных и в личных делах стоит оставаться веселыми, находить моменты для радости.
Ставьте достойные цели и достигайте их.