Рецензия на фильма "Паганини: скрипач Дьявола" от френда
ryu_chamsae Фильм о Никколо Паганини, величайшем скрипаче и гитаристе, в исполнении Д. Гарретта наконец дошел и до меня.
Достаточно долго брат убеждал меня посмотреть этот фильм. Достаточно долго я забывал это сделать.
Но сегодня на ТВ я случайно наткнулся на самое начало картины, а так как вставать с дивана и совершать какие-то иные действия было лень, решил смотреть.
Позволю себе к оценке фильма приплести цитаты некоторых кинокритиков, потому что без них сравнение выйдет неполным.
После просмотра остались двоякие ощущения. С одной стороны, имеем Гарретта, которого некоторые называют пресловутым современным Паганини. С этим можно вполне поспорить, но отдадим парню должное - тамада, как говорится, хороший и аранжировки на скрипке у него интересные. С другой стороны, имеем незамысловатое кино. Дело в том, что уже выходил фильм о Паганини. Советский. Где всё удалось соединить воедино. И боль души, и метания мастера, и атмосферу того времени, и биографичность, и великую музыку в исполнении потрясающего Леонида Когана на скрипке самого Паганини - Дель Джезу. Молчу о финальной песне Альберта Асадуллина, под которую едет знаменитый катафалк с телом мастера: "Hет на свете тишины, только плач твоей стpуны, только вечность даpит звуки, да в гpуди огонь жестокий - твой единственный огонь". Одна эта песня уже говорит о Паганини достаточно. О том самом, настоящем.
Кино незамысловатое как раз потому, что есть, с чем сравнить. После советского шедевра ожидаешь что-то как минимум не хуже. И, казалось бы, некоторые ключевые моменты на месте - и туберкулез, и миф о сделке с Сатаной, и игра на одной струне. Но вот как раз на одной этой сцене можно провести уже показательное сравнение.
В советском фильме струны у Паганини подпилили недоброжелатели. И эти струны начали рваться одна за другой на сцене. Хладнокровно, не останавливаясь, скрипач довёл дело до конца - и привёл публику в обморочное благоговейное состояние, а затем шутливо-устало заметил: "У нас что, завелись крысы со стальными зубами?..". Этим фильм показал: никто, НИКТО не может победить Паганини. Он - вечен.
В фильме же с Гарреттом струны лопаются у маэстро в... трактире. Никто их не подпиливал, просто скрипка - говно (ну а чего вы от кабацких музыкантов-то ожидаете, страдивари?..). Следует глубокомысленное молчание, а затем Гарретт доигрывает и под вопли уходит.
Какой эпизод достовернее с точки зрения истории - этого мы уже не узнаем никогда. Потому что история Паганини везде недостоверна, много раз переписывалась, в нее добавлялась мистика и тому подобные вещи. Говорят, что подпиленная струна вообще была частью шоу маэстро, потому что шоу-мэном он был на уровне Элиса Купера - и вопли животных прилагал, и прочий блекджек с балеринами. Но где сцена мощнее и глубже с точки зрения драматургии?.. Думаю, сами догадаетесь?
Каприз №24. Действительно - великое и вечное. В исполнении Гарретта - дерзко переиначенное, музыкант убыстряет темп, но наслаждаться это не мешает. Перемежается визгами и обмороками дам (Том Джонс и Битлз нервно курят), тошнотно нежными взглядами Гарретта (надо отдать должное - здесь рот прикрыт. Видна школа. Видимо, крайне противоестественно играть на скрипке и томно открывать его - можно и язык прикусить) за сцену, где стоит Она, невразумительными светоэффектами и чудовищно нелепым выходом Урбани-Мориарти, которому приделали рога (ДА! Это Дьявол, его слуга или еще кто с горы, но у него должны быть рога). Владельцам DVD на замедленном просмотре доставит наслаждение лицо Харриса, безмолвно вопиющее «What the Fuck». Тут будет нелишним напомнить, что Урбани какбэ по некоторым данным был лучшим другом Паганини. Другом, Карл.
Не ищите ничего исторически достоверного: отец фигурирует в титрах и не более, Никколо не репетирует и не занимается вообще. Зачем? Он же гений и бумажку о гарантированном успехе и загробном услужении на третьей минуте подписывает. Первые концерты в 13, успех уже в юности - этого всего нет. Есть только взгляды а-ля кошка под валерианой и, уж простите, скандально известный полуоткрытый рот. Конечно, нет смысла и утверждать, что великий скрипач не обладал такой секси-внешностью, да и незачем ему это было (Эдмон Ростан и Виктор Гюго, со мной, наверно, согласились бы).
Режиссеру почему-то не пришла в голову мысль, что не Дьявол, а Бог мог наградить Паганини даром так же, как и Бетховена, Моцарта, Шопена, Листа и многих других великих музыкантов. Почему, на каком основании из Паганини сделали «козла отпущения» здесь? Не ходил в церковь? Ну и что? Бетховен, к примеру, мог себе позволить перед сильными мира сего не снять шляпу, разве это основание для обвинения в сделке с Дьяволом? Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики и поливали его грязью! Только лишь поэтому. Тру стори, отвечаю. Что же до сцены в тюрьме, то это - не более, чем легенда из романа Стендаля.
В современном фильме 2013 года личность музыканта абсолютно не раскрыта и искажена, о душе и говорить нечего. Паганини ведь был не просто исполнителем и композитором, он был масоном. Он верил, чувствовал и знал. Неспроста он встречался со многими великими людьми своего времени. К примеру, Гете. Им было о чем поговорить, что обсудить. То есть уровень его духовного развития был достаточно высокий. В фильме же имеем эдакого винтажного рок-музыканта, всё в наличии - секс, наркотики и рок-н-... скрипка. Странно, что не гитара - ведь, как я сказал, Паганини был величайшим скрипачом И гитаристом. Кто не верит - убедитесь, послушайте Grand Sonata in A. Если уж хотели показать такой образ, почему бы не взять те самые шоу-элементы, о которых я писал выше и которые действительно существовали в жизни маэстро? Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном". Почему бы тогда было не показать это?
Суммируя, просто хочется процитировать Владимира Лященко.
"Гарретт превратил Adagio flebile con sentimento из четвертого скрипичного концерта Паганини в Io Ti Penso Amore.
Получившийся у него «Паганини» представляется образцовым продуктом копродукции: итальянские продюсеры хотели снять фильм про выдающегося соотечественника, немецкие - заработать на популярности Гарретта, который в 13 лет записывал диски, в 14 подписал контракт с Deutsche Grammophon Gesellschaft, в 17 вылетел из Королевского колледжа музыки в Лондоне, поступил в Джульярдскую школу в Нью-Йорке, подрабатывал моделью, на академическую сцену выходит в смокинге, на поп-сцену - в браслетах и татуировках".
Бесхарактерная и не до конца раскрытая картина Бернарда Роуза является неким эпилогом к увлекательной истории о, несомненно, великом скрипаче. Не хватило отложенного времени, дабы полностью раскрыть перед нами книгу под названием «Никколо Паганини». Режиссер лишь достал ее с полки и продемонстрировал публике.
P.s. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус - ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".