Психология цивилизаций

Feb 24, 2016 17:29

Оригинал взят у den_onemoreday

Психология цивилизаций

Когда наблюдаешь очередную неудачу в переговорах западных и российских дипломатов, сложно отделаться от впечатления, что диалог спотыкается обо что то невысказанное, что то, что остается в фоне и не может быть обсуждено. Поскольку по своей профессии (психиатрия, психотерапия) мне приходится заниматься исследованиями и прояснениями неосознанных представлений и переживаний, я решил рассмотреть тот культурно-исторический фон общественного сознания, на котором разворачиваются и нынешние события. Оставив в стороне очевидные экономические и политические соображения, хочу поделиться своими интерпретациями психологии цивилизационных центров, осуществляющих современный политический процесс.

Впервые в истории тема противостояния Востока и Запада появляется в античный период греко-персидских войн. До этого, во всех средиземноморских конфликтах подобному географическому разделению внимание не придавалось. Для чего же это понадобилось грекам? Дело в том, что греческие города-государства были сильно разобщены и находились в постоянных междоусобных войнах друг с другом. Если не найти способ объединить греческий мир, то перед сплоченной персидской державой грекам не выстоять. Этой спасительной идеей стала идея цивилизации и варварства. Греки назвали себя цивилизованным культурным народом, а все остальные народы, не говорившие на греческом языке, варварами. Грекам было все равно, каковы культурные достижения других народов, важна была идея собственного цивилизационного превосходства, для сплочения перед лицом врага.

Так как Персия лежала на юго-восток от Греции, то идеология противостояния цивилизации и варварства приобрела форму противостояния Западной Демократии и Восточной Деспотии. Идеология разделения на своих и чужих сработала, греки объединились и разгромили персов. Как только внешний враг исчез, греки опять погрузились в междоусобие, с исходом в длительную Пелопоннесскую войну между Спартой и Афинами. Однако идея цивилизационного превосходства греков не исчезла и на копьях солдат Александра Македонского была распространена по всему Средиземноморью. Цивилизация может быть только одна и это цивилизация эллинов.

Почему именно античные греки заложили фундамент западной цивилизации? В отличие от других народов, общественное сознание греков формировалось изначально в условиях городской жизни в полисе и высокая концентрация населения порождала конкуренцию. Психологическим следствием этого стала идея превосходства. Вся социальная жизнь греков проникнута темами геройства или позора. Застывшие в скульптуре совершенные тела мужчин и женщин наглядно демонстрируют примеры для подражания. Кстати, в придуманных греками Олимпийских играх и речь не шла о принципе "главное не победа, главное участие". Победителя носили на руках, проигравшего оплевывали и он крался домой, скрывая лицо от стыда за проигрыш.

Неизбежным следствием подобной нарциссической чувствительности является доминирование темы совершенства, превосходства и исключительности. Поэтому греки стали первым народом в истории, не только озабоченным своей исключительностью, но и распространившим идею превосходства западной цивилизации по всему Средиземноморью. Дальнейшее развитие европейской цивилизации базировалось на этом мировоззренческом фундаменте и сопровождалось смещением идеологических центров западного превосходства с юга на север.

Римский период принес европейской цивилизации идею центра власти, чего никогда не было в греческом мире. Идея Рима как Центра Мира, объединяющего его многочисленные провинции и колонии потребовала разработки способов государственного управления и законодательства. Рим распространил свою юрисдикцию на все завоеванные территории, то есть представитель любого народа, будь то германец или фракиец, мог стать римлянином, если принимал римскую государственность, римское право и отказывался от претензий на свое независимое государство. Все не согласные с этим, уничтожались. Цивилизация может быть только одна, и это Римская цивилизация. Так Римская республика породила самую успешную и безжалостную империю в мировой истории. Она стала вдохновляющим примером для всех европейских завоевателей и государственных деятелей: Карла и Оттона, Наполеона и Гитлера.

Знамя европейского превосходства из рук ослабевшей Римской империи, подобрали северные соседи Рима, германские племена. Недолговечная Франкская империя Карла Великого заложила основу для современной Европы, содержа в зародыше будущую Францию, Германию и Италию. Период Средневековья прошел под сильнейшим влиянием христианского мировоззрения. Став государственной религией еще в Римской империи, христианство стало связующим идеологическим конструктом для всей разобщенной европейской цивилизации. Римские папы, после крушения Западной Римской империи, чувствовали себя духовными наследниками римских императоров и претендовали не только на духовное лидерство во всем мире, но и на светскую власть и могущество.

Претензии Римской церкви на главенство среди христианских церквей основывались на "Константиновом даре", поддельном документе о завещании императором Константином духовной власти епископу Рима. Властные претензии Рима привели к расколу христианских церквей на Западную католическую и Восточную православную. Христианство добавило новую религиозную этику в западное мировоззрение, сопровождающуюся чувством вины за грехи и страхом наказания. Но в конце концов идея цивилизационного превосходства оказалась сильнее - с Богом (совестью) удалось договориться через индульгенции и труды теологов, а экспансия передовых методов исключительности проявилась в миссионерстве и крестовых походах против язычников.

Вторым важным вкладом христианства в европейскую культуру стала эсхатологическая идея конца света. Психологическим следствием этого является акцент на результате, а не процессе. Идея конца мира структурирует время как последовательность результатов с финальной точкой и прекрасно гармонирует с нарциссической идеей достижений. Особенно эта линейность времени заметна по контрасту с восточной философией, где идея конца мира никогда не получала развития. Спасение и вечная жизнь после конца света возможна только в лоне католической церкви. Цивилизация может быть только одна, и это католическая христианская цивилизация.

С началом Нового времени центр превосходства западной цивилизации снова смещается на север, на Британские острова. Выйдя из под ограничивающего влияния римско-католической церкви, создав свой вариант протестантизма в виде англиканской церкви, англичане приняли на себя "бремя белого человека". Они подняли идею исключительности западной цивилизации на новую высоту. Британская империя стала крупнейшим из когда либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах.

С самого начала империя была основана на этнической исключительности и принципе верховенства англосаксов, расы завоевателей. Англосаксонский расизм служил оправданием для работорговли и безжалостной эксплуатации африканцев, индусов, китайцев и прочих «не цивилизованных народов». Рабство в империи было отменено лишь в 1834 году, а в США еще позже, в 1865. Причем штат Миссисипи ратифицировал поправку об отмене рабства лишь в 2013, став последним штатом, отменившим рабство!

Классический принцип «разделяй и властвуй» (аве, Ром!) служил одним из основных столпов британского колониального права. Суть его в том,что конфликты между различными этническими группами служили для поддержания колониального господства. Большинство сохраняющихся межэтнических и религиозных конфликтов современности, в первую очередь в Азии и на Ближнем Востоке, уходит своими корнями в ту политику, что проводила британская дипломатия.

Однако после Второй мировой войны, вследствие понесенного Великобританией ущерба, экономический и политический центр западной цивилизации сместился на запад, в США, которые не только не пострадали в течении войны, но и смогли извлечь из нее максимальную экономическую выгоду. В Британской империи началась деколонизация. Официально, последняя крупная колония империи, остров Гонконг был передан в управление КНР в 1997 году. Возможно, что отсутствие обитаемых земель к северу от Англии заставляет чувствовать англосаксов себя и по сей день последним оплотом западной цивилизации, но сейчас идеологический центр западного превосходства распределен между Великобританией и США, где у власти находятся те же англосаксонские элиты. Цивилизация может быть только одна, и это английская протестантская цивилизация.

Итак, на данный момент, англосаксы, как в Англии, так и в Америке, базируясь на греко-римско-протестантском фундаменте, несут бремя защитников западной цивилизации, осознавая свое превосходство над всеми другими народами, противопоставляя себе всему остальному нецивилизованному варварскому миру, как когда то греки противопоставляли себя персам. С точки зрения западного мировоззрения, все что не относится к Западу, относится к Востоку, а следовательно к варварам. Запад нас к себе не относит. То есть, хотим мы этого или нет, автоматически оказываемся в стане нецивилизованных народов, которых невозможно воспринимать как равных партнеров.

Существует категория, которая в равной мере принадлежит как психологии, так и юрисдикции, это категория субъекта. Отказ в признании другой стороны субъектом, превращает её в объект, открывая возможность для манипулирования и вмешательства в её внутренние дела любым удобным способом. И это очень важно осознавать, чтобы там не говорили вслух наши «западные партнеры».

Насколько и чем мы отличаемся от них? Что лежит в фоне общественного сознания представителя российской культуры? Попробуем разобраться.

Славяне, в силу географического положения, исторически оказались в двойственном положении. С одной стороны влияние Римской империи в её Византийском варианте, а с другой постоянный контакт со степными кочевыми народами Евразии: печенегами, половцами, монголами. Западная часть славянского мира: поляки, чехи, словаки, втянулась в общеевропейский средневековый процесс под главенством римско-католической церкви. В то время как восточные славяне, переняв основы государственности от Византии, включая православную церковь, переняли и Византийскую двойственность положения между Европой и Азией. Первое русское государство Киевская Русь сложилось на пути купцов "из варяг в греки", то есть из Скандинавии в Византию и на Ближний Восток. Северными воротами пути стал Новгород, южными - Киев. Положение "между", зависящее от тех сторон, которые связываешь, повлияло на становление русского общественного сознания.

Второй важной особенностью русской географии, являлось наличие огромных слабозаселенных пространств на север и восток от Новгорода и Киева. Редкие поселения финно-угров нисколько не сопротивлялись славянской колонизации. Отсутствие городской скученности (подавляющая часть народа жила в деревне) и конкуренции, открытость свободных пространств определило особые черты русского характера - доброту, терпеливость, чувство справедливости, а главное, свободолюбие. Если тебе не нравится власть, всегда можно было уйти из под нее на новые свободные земли на севере и востоке. При таких больших расстояниях между поселениями, гораздо важнее конкуренции становится потребность в сплоченности, единстве, взаимосвязи. Поэтому, с самого начала русской цивилизации, чувство вины, регулирующее и поддерживающее привязанность, оказалось ведущим переживанием. И принятие Русью христианства, всячески поддерживающего чувство вины за греховность, пришлось на благоприятную почву, усиливая зависимые черты в психологии русских людей.

Сильнейшее влияние на русский менталитет оказало монгольское нашествие и установление политической и даннической зависимости от Монгольской империи и Золотой Орды. Фактически, именно под влиянием монгольского владычества, разрозненные русские княжества, по сути не составлявшие единого государства и не считавшие себя единым народом, оказались слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а затем Российскую империю. Принцип единовластия, по образцу собственного государства, казался монголам более подходящим для русских, чем "разделяй и властвуй", так как обеспечивал им более удобное управление огромной покоренной страной. Отсутствие междоусобия повышало экономическое благосостояние подданных и безопасность путей сообщения и было выгодно завоевателям, собиравшим дань с русских земель. Уже с 1328 года, московский князь Иван Калита, поддержанный ордынцами, добился права собирать "выход" со всех русских северо-восточных княжеств. С этого момента можно отсчитывать начало истории российского самодержавия.

Западные русские княжества, ослабленные монгольскими разорениями, были завоеваны литовцами и включены в состав Великого княжества Литовского, которое позднее объединилось с Польшей в федеративное государство Речь Посполитая. Принятие литовским князем католичества в качестве государственной религии привело к тому, что возникло расхождение между правящей католической литовской, а затем и польской верхушкой и православным населением Западной Руси. Великое княжество Литовское стало конкурентом Московского княжества в борьбе за главенство в русских землях, но в конечном итоге проиграло, и к 1815 году все территории, когда либо входившие в состав княжества, вошли в состав Российской империи. Столетия польско-литовского господства в западных русских землях, привели к образованию двух новых восточнославянских этносов: белорусов и украинцев. Именно им больше всего пришлось прочувствовать всю двойственность и драматизм положения "между", свойственную всей русской цивилизации. Метания между западом и востоком всегда определяли и до сих пор определяют общественное сознание украинцев, и в меньшей степени белорусов.
Сочетание свободолюбия и зависимости создает характерную противоречивость русского характера. Эта двойственность в общественном сознании приводит к чередованию периодов зависимости и контрзависимости.

Парадоксальным образом, исходя из свободолюбия, русский человек имеет уважение только к сильной личной власти, при условии её справедливости, и испытывает традиционное недоверие к любым формам коллективной власти по образцу западных демократий. И любой сильный русский правитель, зная эту особенность, опирается в первую очередь на личное уважение народа.

Обычно наличие сильной верховной власти обозначает контрзависимый период общественного сознания русской цивилизации, в то время как ее отсутствие - зависимый. Для контрзависимого периода характерно чувство гордости, ответственности и самоотверженности, укрепляется способность сопротивления противникам русской цивилизации. Это время цивилизационных достижений и самоутверждения.

В зависимый период преобладание чувства вины приводит к избыточным, порой до гротеска, формам - самобичеванию, самоунижению и покаянию, а так же обостренному чувству справедливости. В общественном сознании распространяется точка зрения противников русской цивилизации и появляется повышенная разрушительность по отношению к собственному государству, выливающаяся в революции и гражданские войны. Это время самокритики, упадка русской культуры и раболепия перед западной цивилизацией.

Следует заметить, что смена периодов зависимости и контрзависимости имеет свою внутреннюю закономерность и обусловлено противоречивой природой общественного сознания. Западная нарциссическая цивилизация подобных колебаний не знает, и всегда старается по полной воспользоваться зависимой фазой русской цивилизации, как способствуя её наступлению, так и стараясь её максимально продлить.

Контрзависимая фаза русской цивилизации, обостряя противостояние и конкуренцию, вызывает у Запада сильное напряжение, и даже страх, переходящий в паранойю, желание как можно быстрей ослабить противника. Самое верное средство для этого, нагнетание чувства национальной вины и нивелирование достижений русской цивилизации. Искра национального покаяния, как правило, приводит к пожару саморазрушения и самоустранения России из конкурентной борьбы на международной арене.

Исходя из вышесказанного, для России в ее контрзависимом периоде, политический конфликт с Западом это единственная форма взаимодействия с ним. Не стоит бояться или избегать конфликта, скорее надо учиться конфликтовать. При взаимодействии с представителями Запада бесполезно взывать к ответственности - нечувствительность к вине делает их глухими. К примеру, даже Хиросима и Нагасаки не являются для американцев поводом для раскаяния. Зато чувствительность к стыду позволяет влиять на англосаксов наиболее эффективно, так как страх "потерять лицо" или потерпеть неудачу вынуждает их избегать подобных ситуаций.

В данный момент русская цивилизация переживает очередной контрзависимый период, претендуя на роль субъекта в мировой политике. От нашей стойкости к манипуляциям с чувством вины, и сохранение гордости за свою страну зависит, сколь долго он продлится.

ИСТОЧНИК

разное, репост, Психология, История

Previous post Next post
Up