Проксимальный подход

Sep 18, 2015 13:52

Первая часть вот здесь - Философия и психотерапия

Оригинал второй части тут - "Проксимальный подход"

Введение

Основываясь на достижениях философского постмодернизма второй половины 20 века, пост-постмодернизм 21 века пытается творчески преодолеть его негативные стороны, а именно: утрату субъекта, деконструированного в работах Дерриды, Фуко, Лиотара и других постструктуралистов. Воспринимая культурную жизнь как текст, эти авторы растворили субъекта в интертекстуальности и метанарративах. Критические достижения постмодернизма бесспорны и оказали огромное влияние на культуру 20 века.

Однако пустота, которая осталась на месте прежней модернистской концепции индивидуума продемонстрировала методологическую слабость постмодернизма. Практически сразу после утверждения постмодернистской парадигмы начались попытки преодолеть её недостатки. Совокупность этих попыток в философии получила неуклюжее название пост-постмодернизма (метамодернизма, псевдомодернизма и т. д.) Возможности построения нового гуманизма и преодоления постмодернистской бессубъектности ищутся в том числе в новом понимании субъекта не как стабильно существующего независимо от других субъектов (традиционное модернистское понимание, раскритикованное постмодернистами), а как существующего лишь в динамическом взаимодействии с другими субъектами, которые своим присутствием или напротив, отчуждением оказывают непосредственное конструктивное действие на субъект.

Применение подобных идей пост-постмодернизма в аспекте психологии, психотерапии и психиатрии мы предлагаем обозначить термином "проксимальный подход" (от лат. proximus - ближний). Тем самым, понятие «проксимальности» отражает близкое присутствие двух субъектов, достаточное для взаимного влияния друг на друга. В качестве антонима мы предлагаем понятие «дистанцированность».

Принципы проксимального подхода

Неопределенность

Базовым принципом проксимального подхода является принцип неопределенности - отказ от построения единой универсальной теории какого либо знания, признание относительности и зависимости от контекста для любых создаваемых человеком смыслов.

Моделирование

Психика человека является инструментом для моделирования и предсказания реальности. Единицей моделирования является актуальный субъективный смысл происходящего в данный момент. Создание смысла редуцирует неопределенность и связанное с ней психическое напряжение.

Присутствие

Принцип присутствия постулирует, что конструирование субъективной реальности человека происходит только в присутствии близкого свидетеля его переживаний, который способен разделить их эмпатическим образом. Отсутствие свидетеля создает структурно-функциональный дефицит субъекта, ограничивающий его самореализацию.

Неопределенность как фактор появления и развития психики

Неопределенность в филогенезе

Реальность неопределенна и многовариантна. Жить в такой неопределенности крайне сложно, почти невозможно, опасно. Дабы уменьшить этот риск и увеличить шансы организма на выживание, в процессе эволюции в течение миллионов лет на базе прогрессивно увеличивающейся в объеме нейронной сети у животных начинает формироваться психика. К отражению реальности по принципу стимул - реакция, в котором отсутствует целостное схватывание ситуации в чувственный образ, а происходит лишь реагирование на отдельные стимулы, добавляется процесс психического моделирования реальности, в котором реальность конструируется в целостный образ, что позволяет запоминать, воспроизводить и предугадывать подобную ситуацию в будущем. Психическое моделирование резко повысило возможности прогнозирования реальности для снижения неопределенности и соответственно выживания организма. Невозможно точно указать на какой либо вид животного и сказать, что именно с него началась психическая жизнь, потому что это непрерывный процесс изменения, в котором количество неизбежно привело к новому качеству, а точнее новой функции нервной системы. Понятно, что тремя сотнями нейронов улитки какой либо достоверный образ реальности не построить, но где-то в пути от червя до млекопитающего это произошло. Не вдаваясь глубоко в антропологию, можно сказать, что у человека психическое моделирование достигло такой сложности, что позволило создать вторую природу - культурную среду, в которой он теперь живет и к которой приспосабливается вместо экологической ниши как в животном мире. Человеческая психика имеет качественное отличие от психики животных способностью использовать символы и знаки, которые действуют на людей столь же сильно как и природные стимулы. Появление символов, знаков и речи позволило развить абстрактное мышление помимо наглядно-образного, и на его основе сформировать все богатство человеческой культуры, включая науку и искусство. Единицей психического моделирования у человека является актуальный смысл, который включает в себя как чувственный образ, так и культурное значение этого образа, опосредованное знаками. Смысл рождается в тот момент, когда к чувственному образу подбирается какое либо из множества культурных значений, то есть в акте выбора, различения, интерпретации. Можно сказать, что человеческая субъективность проявляется через акт выбора интерпретации явлений.

Однако вместе со сложной психической жизнью появились и новые проблемы. Во-первых, освоение культуры требует несравнимо больше времени: детство у человека самое долгое из всех животных и с каждой исторической эпохой удлиняется. Это создает основу для зависимого поведения и инфантилизма. Во-вторых, появились психические болезни как расплата за усложнение психики и необходимость нахождения в двух реальностях, природной и культурной одновременно. Шизофрения - это специфическое только для человека расстройство, связанное с утратой способности психики сохранять свою целостность и справляться с неопределенностью окружающей реальности. В-третьих, поддержание собственной субъективности перед лицом неопределенной реальности способствует появлению ошибок восприятия и проекций, защищающих субъекта от тревоги неопределенности мира. Отсюда неврозы, личностные и бредовые расстройства, зацикленность на одних и тех же переживаниях, ложные узнавания.

Неопределенность в онтогенезе

Человеческий ребенок, рождаясь на свет, имеет очень ограниченный запас врожденных рефлексов (хватательный, сосательный, улыбки), и весь запас сотни миллиардов нейронов коры головного мозга предназначен для постнатального психического моделирования и обучения. Самая первая психическая модель, построенная мозгом в первые дни жизни, заключается в установлении связи между собственным криком и уменьшением дискомфорта от голода или холода. Если закричать, то накормят или сменят пеленки. Далее количество моделей и сложность моделирования реальности лавинообразно нарастает, приводя к появлению представлений о заботящихся опекунах, сначала поделенных на плохих (не удовлетворяющих) и хороших (удовлетворяющих). Затем, ближе к 2-3 годам ребенок начинает понимать, что это один и тот же человек, обычно мама, и первый раз в своей жизни переживает амбивалентность, противоречивость, неопределенность своего отношения к этому объекту в своей психике. Амбивалентность вызывает напряжение, но она необходима для личностного роста. Если ребенок оказывается поддержан любовью, заботой и присутствием своего опекуна в этот момент, то формируется новое объемное представление об объекте своей привязанности, в котором функциональное отношение уступает место отношениям любви. Объект приобретает ценность независимую от того удовлетворяет он потребности или нет, а у ребенка появляется возможность приближения и удаления от объекта, так как теперь он будет испытывать более переносимую грусть от потери объекта, вместо непереносимого страха гибели при функциональном отношении к объекту. При недостатке поддержки детская психика не справится с тревогой неопределенности и будет вынуждена от нее защищаться, продолжая расщеплять объекты и проецировать хорошее или плохое отношение на них. Обретая способность любить и формировать отношения, ребенок после 3 лет вступает в следующий этап своего развития, связанный с отношениями с обоими родителями, а не только с мамой. Возникает чувство влюбленности в родителя противоположного пола, а к родителю своего пола снова появляется амбивалентное отношение, но уже состоящее из любви и ненависти, связанной с ревностью и конкуренцией за второго родителя. И снова присутствие и понимание чувств ребенка при ограничении его детского всемогущества, теперь уже от обоих родителей помогает ему принять неизбежное разочарование и пережить неудачу в своей детской конкуренции с родителем своего пола. Это тот самый случай, где проиграть, значит выиграть. Ведь отказавшись от своей зацикленности на первый объект своей любви, в будущем ему будут доступны привязанности к другим людям, в том числе и не сильно похожим на любимого родителя. В противном случае, взрослый человек обречен на вечные поиски своей первой незавершенной детской любви в других людях и неизбежное разочарование, не пережитое в детстве, будет настигать его во всех новых отношениях.

С наступлением школьного возраста начинается быстрое развитие абстрактного мышления. Освоение счета, чтения и письма открывает перед ребенком мир человеческой культуры. Горизонт его интересов с каждым годом расширяется. Сложность психических моделей реальности достигает уровня взрослых людей. Однако, опыт пережитый в первые годы жизни в отношениях с родителями уже сформировал особенности характера и личности, которые в дальнейшем будут проявляться все ярче. Окончательное закрепление личностных черт (и условная граница взрослости) происходит где-то к 25 годам после всех треволнений пубертатного периода, начала трудовой деятельности и создания собственной семьи.

Заключение

Этот краткий экскурс в фило- и онтогенез не претендует на полноту. Он нужен лишь для того, чтобы показать, что все развитие субъективности человека построено на преодолении неопределенности или амбивалентности через создание собственных моделей реальности, завязанных на контекст их появления. Мы построены из этих моделей и если удовлетворение потребностей личности и в целом самореализация не удается, это может означать только одно - нарушена способность деконструировать непригодные модели реальности и создавать на их месте новые, более релевантные ситуации. И причина этой неспособности в избегании неопределенности, которой когда-то в детстве оказалось больше, чем ребенок мог вынести самостоятельно.

Взято у den_onemoreday

разное, Философия, Психология

Previous post Next post
Up