Ильяс Есенберлин. "КОЧЕВНИКИ"

Jul 14, 2015 22:40

Мы щедро разбрасываемся своими талантами и открытиями. Забываем, не ценим, порой относимся как к чему-то само-собой разумеющемуся. А потом восторженно смотрим на скаредный, бережливый Запад, который холит и лелеет своих трех с половиной титанов духа. И что делать? Остается лишь напоминать время от времени о "поставленных на дальнюю полку" авторах.

Михаил Елизаров, в каком-то из недавних интервью с горечью сказал, что, мол, даже второй-третий эшелон советских писателей сталинского призыва, куда как более мастерски владели словом и мыслью, нежели большинство современных "властителей дум", имена которых у всех на слуху. В своих статьях ему вторит Захар Прилепин - нет того качества, увы.

Перечитывая Леонова и Иванова ловлю себя на мысли, что все именно так. Однако же были и проблемы. В первую очередь - излишняя заидеологизированность. Во-вторую - отсутствие действия, "экшона мало, бро! движухи не хватает" И очереди за романами Дюма вспоминаются, и оппонент с кривой ухмылкой вопрошают - "У нас на всех их В. Скоттов, М. Дрюонов и А. Дюма, лишь Пикуль, ...ять, че это за литература, а? Че это за страна, где есть только Пикуль?!"

Все так. Было и такое. Только вот немного тему развить следует. Чтобы уж до конца. Как любят неполживцы, "до костей распятой правды, бездну лжи я осушу". Так вот, что касается правды.

М. Дрюон явление в литературе двадцатого века уникальное, штучный товар. Да и то, из всего написанного, лишь "Проклятые Короли" сильно запали в душу нашему читателю (с поправкой на высокое качество первых шести книг серии из семи созданных). Вальтер Скотт, Майн Рид, Фенимор Купер, Дюма - это классика приключенческого, исторического и авантюрного романа. Самый сок, поскольку другие авторы, творившие в этом жанре, либо откровенно скучны, либо до зубовного скрежета, вторичны.

А что у нас? У нас были Семен Скляренко (дилогия о князе Святославе) и Дереник Демирчян с его жестким "Вардананком". Был Сергей Бородин с "Дмитрием Донским", Толстой, Коваленко Валентин Иванов и прочие, и не счесть им числа, но все нам МАЛОВАТО БУДЕТ!

Об одном из многих, но единственным из всех, хочу сказать пару слов.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Ильяса Есенберлина. Выдающегося советского, казахского писателя. В Казахстане юбилей худо-бедно отметили, в России переиздали "Кочевников" и "Орду" и покатилась жизнь дальше. Общался на форумах с молодыми казахами, порой дело доходило до серьезных напрягов, поскольку мне тяжко читать очередные вариации на тему великих укров, но со степной спецификой, а им мои евразийские запилы, казались излишне экстремистскими, и тогда они начинали меня совестить, мол, ни черта ты орыс о Великой Степи не знаешь! Приходилось отвечать, что знаю действительно мало. В основном из стихов Абая и книг Есенберлина, дневников Шокана да рассказов своих друзей-знакомых казахов и киргизов, уйгуров и дунган, коих было достаточно в моей кочевой жизни. Как правило, после этого диалог заканчивался и мои вопросы или "Имперские Тезисы" оставались без ответа. Не знают нынешние молодые казахи Есенберлина. Да и у нас, порой высокомерное, отношение к нашим восточным соседям и их культуре, граничит с чванством. А зря. Нельзя упускать яркого, тем более, что Евразия, как бы она не называлась (Золотая Орда, Российская Империя, Советский Союз), как союз и сопряжение этносов, сложилась не вчера и не сегодня. Тысяча лет общей истории, и мы так мало знаем о себе и соседях. И это при нашем-то любопытстве!

Иной раз, когда говорят об истории Орды, советуют почитать Василия Яна (Чингиз-хан, Батый, К последнему морю). Не делайте этого! Ян романист, изрядно владевший словом и способный увлечь подростков приключенческими моментами своих романов, но историзма в нем меньше нежели в пресловутом Пикуле! Ян хорош в качестве ознакомления с темой, хорош для чтения в очень и очень юном возрасте, но нельзя строить свое отношение к той эпохе и ее персонажам на его романах.

А вот на романах Есенберлина - можно. Его книги это не документальные исследования. Его книги это исторические романы, то есть вольный пересказ РЕАЛЬНО произошедших событий, а не личная трактовка, исходя из политической конъюнктуры. И поэтому он интересен и актуален сейчас так же, как и тридцать и сорок лет назад.

Несколько слов об авторе (хотя его жизнь и творчество заслуживают отдельной книги весьма приличного объема)

*Ильяс Есенберлин с 9 лет воспитывался в детском доме. Его родители умерли, когда Есенберлин был еще ребенком, родственники забрали к себе только его младшего брата.

*В 1937 году Есенберлин был избран делегатом Первого Чрезвычайного съезда Советов Казахстана, принимавшего первую Конституцию Казахской ССР.

*Ушёл на фронт в 1941 году, в январе 1942 года тяжело ранен в ногу под Старой Руссой, год в госпитале в Костроме, в 1943 году комиссован по инвалидности и возвращается в Казахстан. Награждён двумя медалями - «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда»

*Ильяс Есенберлин женился на дочери репрессированного наркома юстиции Хамзы Жусупбекова, будучи завсектором орготдела ЦК Компартии Казахстана. Через год ему пришлось уйти из ЦК, а в 1951 году его арестовали, осудив на десять лет лагерей и отправив на строительство Каракумского канала в Туркмении.

*Роман «Кочевники», вышедший в 1976 году, был задуман автором еще в 1945 и переделывался 10-15 раз. Общий тираж книг превысил три миллиона экземпляров. Трилогия состоит из трех романов: «Хан Кене», «Заговоренный меч» и «Отчаяние»

*За свою жизнь Есенберлин написал девятнадцать романов и две трилогии, которые переведены на 30 языков мира, включая японский...

Такой вот скромный советский, казахский писатель.

Тем кто любит хороший исторический роман и интересуется политикой, интригами и нравами Великой Степи периода Золотой Орды, настоятельно рекомендую прочесть трилогию Ильяса Есенберлина "Кочевники".

Желающие могут скачать для ознакомления две трилогии писателя - "Кочевники" и "Шестиглавый Айдахар" В центре повествования земли и народы Великой Степи, Золотой Орды и Сопределья в период с 13 по 18 века. Ссылка на zip-архив - Ильяс Есенберлин

Искусство, Евразия, Литература, История

Previous post Next post
Up