Эта история началась 24 сентября 2016 года, когда при очередном посещении Гатчинского дворца я обратил внимание на батальное полотно, подпись под которым гласила: «Бургиньон (Ж. Куртуа) 1631-1676 Баталия Х. М.»
Бургиньон (Ж. Куртуа) 1631-1676 Баталия Х. М. Гатчинский дворец
Картина изобиловала множеством мелких деталей, а особое внимание привлекала виселица на переднем плане. На мои вопросы, что это за картина и какую баталию она изображает, ни работники музея, ни проходящие мимо экскурсоводы, к сожалению, не смогли тогда дать удовлетворительного ответа.
Именно благодаря этой виселице картина и осталась у меня в памяти, и надо же было так случиться, что ровно через десять дней, 5 октября 2016 года, осматривая палаццо Питти во Флоренции, я обнаруживаю там точно такую же картину!
Jacques Courtois detto il Borgognone (St. Hyppolite, Borgogna 1621 - Roma 1676. Battaglia di Lützen 1656 ca. olio su tela
Картины отличаются, однако, деталями пейзажа…
Картина из Гатчинского музея
Картина из палаццо Питти
Очевидно, что это та же самая картина того же самого художника, несмотря на то что дата рождения, приведённая на подписи в палаццо Питти, отличается от даты, приведённой в Гатчинском дворце.
Разумеется, тут же были пойманы и допрошены сотрудники палаццо Питти. От них удалось получить более полную информацию. Да, вполне возможно, что в Гатчинском дворце находится авторская копия этой картины. Так же от них я узнал, что Жак Куртуа по прозвищу Бургундский, родился в 1621 году, как нетрудно догадаться, в Бургундии, в 1635 году записался солдатом в испанскую армию, где и начал рисовать батальные сцены, подражая Жаку Калло. В 1639 году он оставил военную службу и переехал в Болонью, где учился живописи у Франческо Альбани. В 1640 году прибыл в Рим, где начал промышлять заказами на батальные полотна. От них же (от итальянских бабушек-смотрительниц!) я узнал, что семь батальных полотен Жака Куртуа хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
На мой вопрос, какая из картин - в палаццо Питти или в Гатчинском дворце - является оригиналом, а какая копией, мне ответили, что это невозможно определить. Во флорентийской школе живописи, например, было принято, чтобы мастер поручал своим ученикам делать копии его картин, и обучение считалось законченным, когда никто не мог определить, где работа мастера, а где ученика. Так, например, в палаццо Питти хранится портрет работы Рафаэля, ещё три таких же портрета хранятся в замке Сфорца в Милане, в галерее Уффици и в Лувре. Где оригинал, а где копии, сказать никто не может, но каждый из музеев утверждает, что оригинал именно у него.
Нет сомнений, что на картине изображен фрагмент сражения под Лютценом 3 ноября 1632 года между шведами под командованием Густава II Адольфа и армией Католической лиги под командованием Альбрехта Валленштайна.
Справа - войска лиги, слева - шведы. У ветряных мельниц располагается имперская артиллерийская батарея из 14 орудий.
Батарея у ветряных мельниц
Справа - подожжённый якобы для для создания дымовой завесы Лютцен.
Горящий Лютцен
Слева вверху, возможно, изображён эпизод гибели шведского короля в момент, когда в тумане, раненный в руку при атаке своей кавалерии, он отстал с небольшим эскортом от своих войск и был застрелен наткнувшимися на него имперскими кирасирами.
Похоже, что где-то тут убили шведского короля...
Однако никто не смог ответить мне на пару вопросов.
1. При каких обстоятельствах Павел I приобрёл эту картину, и почему подпись под ней не идентифицирует её как битву под Лютценом?
2. Почему центральное место на этой картине занимает виселица, и что за взрыв происходит рядом с ней? Кто и за что был там повешен, что удостоился такой чести быть запечатлённым сразу на нескольких картинах? Дело в том, что помимо картины Жака Куртуа есть ещё подробнейшая гравюра Корнелиса Данкертса де Ри.
The battle of Lützen. Cornelis Danckerts - Historis oft waerachtich verhael, 1632. Engraving by Matthäus Merian
На этой гравюре так же занимают центральную часть виселица и взрыв.
The battle of Lützen. Cornelis Danckerts. Фрагмент.
Единственное упоминание об этом мне удалось найти только в блоге Вальтера Альбрехта, посвященного ещё одному баталисту, Питеру Снайерсу, где он пишет, в частности: «В “Битве при Лютцене” Питер Снайерс придерживался гравировальных шаблонов военного инженера Карло Каппи, которые также использовал Маттеус Мериан…, с той разницей, что Снайерс отказался от таких деталей, как взрывающаяся телега с порохом или виселица». - См.
https://blog.hgm.at/2019/04/09/die-piccolominiserie-des-pieter-snayers/ Вот на этом пока и всё. Буду рад любой информации, которая позволит дать ответ на второй вопрос…