Утро в Бьерквике встретило ярким солнцем и сильным ветром.
Bjerkvik Hotell. Как выяснилось утром, значительная часть местного персонала очень неплохо владеет русским языком, более того - судя по отсутствию какого-то акцента, и тому факту, что между собой некоторые сотрудники общались именно на русском - это их родной язык. Мы же предпочли общаться по-английски, мне лишняя практика совсем не повредит.
Офотфьорд.
Rombaksbrua. Ремонтные работы, реверсивное движение.
Нарвик. Железнодорожная станция.
Несмотря на наличие станции, с основной частью Норвегии железной дорогой Нарвик не соединен. Он находится на 42-километровой Офотенской линии (Ofotbanen), которая идет от порта Нарвика до границы со Швецией, и далее имеет выход к шведской железнодорожной системе. В чем же смысл такой странной железной дороги? Ответ прост - железная руда. На границе со Швецией Офотенская линия соединяется с Malmbanan («рудная железная дорога»), которая ведет к шведским железорудным месторождениям в районе города Кируна. Ежегодно 18 миллионов тонн железной руды, добываемой в северной Швеции, перевозятся в порты Нарвика и Лулео для последующей отправки морем.
Здесь же, на станции, можно увидеть Bifrost - первый паровоз, прибывший в Нарвик осенью 1900 года для строительства объектов шведской добывающей компании LKAB. С 1903 и до 1942 года Bifrost использовался как маневровый локомотив.
Очень хороший вид на город открывается от электростанции Taraldsvik. Здесь же, с мая по сентябрь, дважды в день - в 13 и 21 час - можно увидеть так называемый «гейзер» - вода, проходя более 3 километров по туннелям и трубам, под давлением выбрасывается на высоту 75 метров. Мы, к сожалению, этого не увидели, и довольствовались только видом города.
Еще более захватывающий вид открывается со смотровой площадки в горах, куда можно попасть на фуникулере, но фуникулер, увы, в сентябре уже не работает.
Порт Нарвика.
Skjombrua.
Хорошо жить в домике на острове :) Обратите внимание на гору на заднем плане, такая вогнуто-полукруглая…
Скалы выглядят как оплавленные…
Паромная линия Skarberget - Bognes. Обслуживается компанией Torghatten Nord. Время в пути - 25 минут. Крайний паром отошел, что называется, перед носом, и мы оказались в очереди первые.
Проходит час с лишним. Наконец, к причалу подходит MF MELSHORN. Построен в 1999 году, способен перевезти до 299 пассажиров и до 120 автомобилей.
Пока с парома выезжают машины с противоположного берега, нас обилечивают.
Служащий указывает, какую полосу занимать.
За нами белоснежный тягач MAN с прицепом, груженным паллетами с сухим цементом. Красавец. Водитель удивился, увидев наши номера, затем улыбнулся и ушел - вовсе не обязательно сидеть в машине, на пароме есть даже маленькое кафе с нехитрыми блюдами и напитками.
Пока мы переправляемся, кратенько расскажу о том, чем интересна именно эта паромная линия. Дело в том, что она является одним из участков европейского маршрута E6, «пронизывающего» всю Норвегию с севера на юг, и именно проехать всю Норвегию не получится - в любом случае, придется воспользоваться услугами парома, и скорее всего это будет именно эта паромная линия. Альтернативный маршрут сугубо по земле проходит через территорию соседней Швеции, и представляет ну очень большой крюк.
Подошли к Bognes. Паром поднимает нос, швартуется,…
… на причале поднимается шлагбаум, и мы выезжаем.
Пока мы едем, в небе тренируются норвежские военные летчики. Надо сказать, что военных мы здесь видели много. Военная база недалеко от Лаксельва (это, кстати, было единственное место, где явно запрещалось съезжать с дороги, останавливаться, и фотографировать), палаточные лагеря где-то между Альтой и Нарвиком, военные джипы, в заметном количестве стоящие вдоль дорог, самолеты.
Trengsel bru. Когда то он планировался как часть железнодорожной Полярной линии от Фёуске к Нарвику, и далее - до Киркенеса, но этим планам не суждено было реализоваться, и теперь это часть автодороги E6.
Даже вырубка нависающих над пустынной дорогой деревьев, растущих на склоне горы, не обходится без конвоя.
Фотографируемся у очередной горной речки.
Неожиданно ландшафт преображается. Деревья и высокие горы исчезают, появляется кажущаяся безжизненной каменная равнина.
Это горная система Салтфьеллет. Здесь ее пересекает автодорога E6, а так же железнодорожная Нурланнская линия (Nordlandsbanen), идущая от Тронхейма в Будё. При движении со скоростью около 90 км/ч нас легко обгоняет маленький дизельный поезд NSB type 93.
Скалы к западу затянуты плотной мглистой облачностью, за которой притаился Свартисен - один из самых больших норвежских ледников. Сильнейший ветер ощущается даже в машине. Ощущение - восхитительно жутковатое.
Темнеет, начинается дождь. Снова пересекаем полярный круг.
Уже в темноте проезжаем Му-и-Рана, и останавливаемся на ночлег.