Хельсинки. Часть 1.

Jun 19, 2013 01:45

Существует достаточно распространенное мнение, что делать в Хельсинки нечего и ездить туда не надо. Я для себя ответил на вопрос "А стоит ли туда ехать?" так: "Да, стоит." Хотя бы затем, чтобы прикоснуться к российской истории, ведь еще 100 лет назад Финляндия была частью Российской империи, и не в каждой стране на главной площади столицы можно увидеть памятник российскому царю и можно увидеть название хотя бы одной улицы на русском языке.





Мы поехали в Хельсинки поездом - учитывая, что на все было 4 дня, это был самый удобный способ. Поезд «Лев Толстой» отправляется ежедневно около 23 часов с Ленинградского вокзала, и в середине следующего дня прибывает в Хельсинки. Мы же вышли чуть раньше, на станции Пасила, т.к. рядом с ней находился наш отель. Кстати: в составе поезда «Лев Толстой» с некоторых пор есть автомобильный вагон, и именно на станции Пасила находится терминал для погрузки-выгрузки автомобилей. Стоит это удовольствие 450 евро в оба конца, и по информации от проводников, услуга пользуется популярностью. Здесь же производится погрузка-выгрузка автомобилей в поезда финской железнодорожной компании VR, следующие на север Финляндии, в Кемиярви, Колари, Рованиеми и Оулу.

Остановились в Holiday Inn - отличный отель в современном здании, построенном в конце 90-х, от станции можно пройти пешком менее чем за 10 минут, либо проехать на трамвае одну остановку, удивительно тихий и спокойный район несмотря на обилие офисных зданий, в общем все хорошо, кроме цены - три ночи обошлись нам в сумму чуть более 400 евро. Здесь надо сделать три важных комментария. Во-первых, середина июня - это «белые ночи», т.е. high season, как говорят в туриндустрии. Во вторых, 12 июня - это день рождения Хельсинки, именно в этот день шведский король Густав Васа подписал указ об основании города. И, наконец, в-третьих, как выяснилось, Финляндия вообще не самая дешевая страна. Но т.к. поездка была приурочена к нашему дню рождения, своего рода подарок самим себе, то эта сумма была признана приемлемой, гулять - так гулять.




Первой задачей, с которой мы столкнулись, было добраться от отеля до центра города. На помощь пришел (или приехал) трамвай :) Перефразируя товарища Евтушенко, «трамвай в Суоми больше чем трамвай». За всю Суоми, конечно, не скажу, но трамвай - это определенно «фишка» Хельсинки. Современные комфортабельные трамваи способны доставить туриста к любой значимой достопримечательности или крупному универмагу, и, конечно же, к железнодорожному вокзалу или морскому порту.


Но это не все - этим летом по городу можно прокатиться на старинном деревянном трамвае, которому более 100 лет.


И даже это еще не все - в Хельсинки есть трамвай-паб :)


Мне кажется, что трамвай - это предмет уважения и особой гордости для жителей Хельсинки.

У Holiday Inn останавливаются три маршрута, 7A, 7B, и 9. На «девятке» можно доехать до железнодорожного вокзала, а вот с «семерками» интереснее - обе «семерки» делают большой круг по городу, при этом следуя в разные стороны. Формальными конечными остановками «семерки» являются Сенатская площадь (фин. Senaatintori, шв. Senatstorget) и станция Пасила (фин. Pasila, шв. Böle). Т.к. мы жили возле конечной остановки, а ездили в центр города, то садились в любую из «семерок», вне зависимости от того в какую сторону она ехала.

Прежде чем сесть в трамвай, надо было позаботиться о билетах. Штраф за безбилетный проезд в городском транспорте - 80 евро, и такой статьи расходов в нашем бюджете не было. В то же время тема оптимизации расходов на билеты в общедоступных туристических источниках практически не раскрыта, вся информация сводится к тому, что билет на трамвай стоит 2 евро, его можно купить у водителя или в R-Kioski (некий космически продвинутый вариант нашей Союзпечати), или где-то еще, либо можно купить Helsinki Card и ездить бесплатно. Helsinki Card при использовании только на транспорте не окупился бы в принципе, и т.к. посещать музеи в наших планах не было, то этот вариант не рассматривался. Мы задали вопрос о билетах на ресепшн отеля, и нас адресовали в специализированный автомат по их продаже, находящийся у соседнего здания. Автомат предложил купить так называемый Day Local Ticket стоимостью 8 евро. За каждый дополнительный день предлагалось заплатить еще 4 евро. Мы посчитали, что будет целесообразно купить каждому Day Local Ticket на 3 дня по 16 евро за штуку. Day Local Ticket позволяет пользоваться общественным транспортом в городе в течение определенного количества дней (от 1 до 7) без ограничения поездок. Все бы хорошо, но автомат категорически отказывался принимать как мою карточку, так и купюры по 100 евро, коими снабдил нас Райффайзенбанк. Что же делать? Я вспомнил, что при выходе на станции Пасила был тот самый R-Kioski, и мы направились туда. В R-Kioski искомые билеты были куплены, но карточка и тут вызвала недоумение (почему - об этом чуть позже), более того, я забыл в отеле свой паспорт и не смог подтвердить что я - это я, и лошадь карточка - моя, и в ход пошли наличные. Здесь же нас проинформировали, что билет надо активировать при первой поездке.

Отступление №1. Мои наблюдения про использование банковских карт в Хельсинки. Тут все отвыкли от «традиционных» бесчиповых карт с магнитной полосой, и когда ты расплачиваешься такой картой, то это порой вызывает затруднения. В одном месте для решения этой задачи вообще собрался «консилиум» из 3-х человек. В какой-то момент я понял, что надо с этим что-то делать, и всякий раз предусмотрительно сообщал, что у меня, дескать, no chip, и это ощутимо ускоряло проведение расчетов.

Итак, купив билет, забрав в отеле забытый паспорт, мы сели в трамвай, подошли к специальному прибору чтобы активировать билеты. Перед нами висело устройство, по размеру похожее на то, что мы видим в московском общественном транспорте, только без турникета. Но на нем было 4 кнопки с финскими надписями, и экранчик, как ни странно, тоже сообщавший нам что-то по-фински. На кнопках и экранчике ничего похожего на activate, или в крайнем случае знакомых всякому ИТишнику initialize или format не было :)

На польский - глядят, как в афишу коза.
На польский - выпяливают глаза...
(с) Маяковский. Это почти про нас :)

Девушка, ехавшая в трамвае, помогла нам активировать билет, оказывается это делается очень просто - надо приложить его к центру устройства, и дождаться, когда загорится зеленая лампочка. Кстати: билеты, продаваемые в автоматах или водителем, активируются при покупке - это надо учитывать при расчете срока действия.

Отступление №2. По поводу языка. В Финляндии два государственных языка - финский и шведский, так сложилось исторически. Финский по моим представлениям не похож ни на какой другой язык, еще читая путеводители я пытался осилить названия типа Алексантеринкату и это приводило меня в состояние трепета. Но повторюсь, официальных языков два, большинство надписей дублируются на шведском, а в Швеции я уже бывал, и с шведскими топонимами немного знаком. Выяснилось, что так пугавшая меня Aleksanterinkatu в шведском варианте выглядит как Alexandersgatan, а это уже было более привычно.

Вообще система общественного транспорта Хельсинки HSL/HRT (Helsinki Region Transport) мне понравилась. Один билет действует на все виды транспорта - трамвай, автобус, метро, внутригородские поезда, и даже паром до крепости Суоменлинна (попробуй у нас покататься по обычному билету на кораблике по Москве-реке или хотя бы в исчадии ада под названием "маршрутка", ага). На трамвайных остановках табло показывают, сколько минут осталось до прибытия того или иного маршрута и кроме того размещены полные бумажные расписания.

Единственный вопрос, до конца нами не понятый - надо ли что-то делать с билетами при следующих поездках? Понаблюдав за другими пассажирами, я выяснил, что часть из них прикладывает свои билеты к аппарату, а часть нет. Версия, что половина пассажиров ездит "зайцем" не рассматривалась, пытливый ум силился найти разумное объяснение происходящему, и оно было найдено :) Еще когда мы пытались купить билеты в аппарате возле отеля, в меню были варианты типа "зарядить билет деньгами" и "зарядить билет на время" - логично было предположить, что местные жители все же пользуются "длинными" проездными, и те, кто их "заряжает деньгами" прикладывает эти проездные к прибору, чтобы эти самые деньги списывались. Эта версия вполне нас устроила, более того, уже позже, когда мы садились на паром в Суоменлинну мы поинтересовались у служащих, надо ли что-то делать с нашими Day Ticket, на что получили ответ, что ничего не требуется. Назначение же 4 кнопок на приборе осталось за гранью понимания :)

Через 15 минут после активации билетов мы уже выходили из трамвая на Senaatintori.

Продолжение следует.

Финляндия, зарубежье

Previous post Next post
Up