Об этом и многом другом говорилось 4 июня на Парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по вопросам собственности «Законодательное обеспечение развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации: основные вопросы, подлежащие урегулированию в базовом федеральном законе», которое состоялось в Государственной Думе. В рамках заседания состоялись публичные обсуждения предложений по основным направлениям доработки проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Одним из докладчиков выступила Елена Николаева, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ.
Проводимые в России в последние десятилетия рыночные реформы расставили основные приоритеты социально-экономической политики государства на ближайшие годы. Главные усилия государства сегодня направлены на сферы, которые определяют качество жизни населения, в том числе в проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства.
Финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер растут, так как эти отрасли являются капиталоемкими и низкоприбыльными, а государственный бюджет не в силах самостоятельно в полном объеме обеспечивать развитие и поддержку этих отраслей ввиду постоянного дефицита. В связи с этим становится очевидной необходимость поиска иной модели развития инфраструктуры. В качестве такой иной модели во многих странах мира выступают институты, позволяющие привлекать частный бизнес к решению инфраструктурных вопросов, институты ГЧП (государственно-частного партнерства).
ГЧП используют в тех случаях, когда существует необходимость и возможность передать частному бизнесу по результатам конкурсной процедуры риски финансирования, проектирования, строительства, эксплуатации, предоставления услуг потребителям. При этом реализация проекта должна обеспечить достижение заранее определенных сторонами параметров услуги, определяемых в терминах качества и эффективности. Целью использования ГЧП является удовлетворение спроса экономики на развитие инфраструктуры за счет внебюджетных источников, эффективное оказание общественных услуг, повышение эффективности бюджетных расходов.
В парламентских слушаниях приняли участие представители Правительства Российской Федерации, руководители Министерства экономического развития Российской Федерации, депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ответственные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научных и учебных центров, ведущие специалисты и эксперты в области ГЧП, представители российских и международных консалтинговых компаний, а также общественных организаций предпринимателей России.
На заседании был рассмотрен проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Данный законопроект призван решить основные проблемы, проявившиеся при создании региональных законов об участии в ГЧП и при запуске пилотных проектов ГЧП как на региональном, так и на муниципальном уровнях власти. Во-первых, он дает основную канву, в которой должно идти нормотворчество субъектов РФ по вопросам ГЧП. Во-вторых, дает определение понятию ГЧП и его сторонам. В-третьих, отражает основные правила заключения соглашений о ГЧП. Рабочая группа по вопросам ГЧП, пришла к выводу, что ряд деталей законопроекта придется уточнить и доработать. Например, такие моменты как: вопросы конкуренции при заключении соглашений о ГЧП; вопросы отграничения соглашений о ГЧП от контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках (стоит заметить, что по этому пункту идет активная работа с ФАС РФ); вопрос увеличения на более продолжительный сроков бюджетного планирования и этот активно прорабатывается совместно с Минфином.
Собравшиеся рассмотрели и другие вопросы, которые, по их мнению, необходимо изменить в законопроекте. Например, для привлечения более крупных и опытных инвесторов и институтов развития, необходимо дать возможность совместного осуществления проекта субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также рассмотреть возможность объединения объектов в один проект при проведении конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП (при строительстве нескольких типовых детских садиков, школ, медицинских пунктов и т.д). Эти меры помогут удешевить стоимость любого проекта ГЧП.
Кроме того, в статью № 3 законопроекта предлагается внести пояснение пояснением, что термин государственно-частное партнерство используется в равной степени и для проектов, в которых публичным партнером выступает муниципальное образование. А так же уточнение, что соглашения о ГЧП могут заключаться не только в целях осуществления комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, но и в иных целях.
«Эти уточнения и замечания ни в коем случае не являются препятствием для принятия законопроекта в первом чтении и вполне могут быть устранены во втором чтении», - отметили участники слушаний.