25 апреля 2013 г состоялось очередное заседание экспертного совета комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД РФ, на котором обсуждалось Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» и утверждённые данным Постановлением изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Руководитель экспертного совета Первый заместитель Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева и заместитель Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев поделились с коллегами итогами утреннего селектора проводимого по этой же теме с 73 регионами России, а также высказали свою озабоченность по ряду позиций данного документа.
Со своими предложениями, по внесению изменений в данное Постановление, поделились и многие эксперты, приехавшие на заседание с Перми, Ленинградской, Московской и Курской областей, Москвы, Оренбурга и других регионов.
В частности Вице-президент СРО НП «ЖКХ-Стандарт» из Оренбургской области Дина Дашкина в своём выступлении озвучила те проблемные места данного постановления, которые выделяют управляющие компании, работающие в регионе:
1. Включение обязанности Исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, кроме Ресурсоснабжающих организаций, оплачивать разницу между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета за счет собственных средств (пункт 44 Правил), при одновременном императивном закреплении права Исполнителя проверять показания индивидуальных приборов учета не чаще 1 раза в 6 месяцев, противоречит принципу платности Договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 6 Правил), так как фактически обязывает коммерческую организацию оплачивать потребление услуг третьих лиц, при этом не за счет платы, поступившей по Договору. К тому же указанный пункт нарушает также принцип конкуренции при оказании услуг различными видами субъектов, так, для ТСЖ, ЖСК и УО условия отличаются от условий для Ресурсоснабжающих организаций.
2. В изменениях Правил упущен вопрос оплаты коммунальной услуги водоснабжения, израсходованной на полив газонов (цветников и т. п.) При установлении отдельного прибора учета на полив, указанный расход воды не относится к общедомовым нуждам. В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, не включены услуги по поливу газонов (только уборка и покос). Таким образом, вопрос остается неурегулированным.
3. Изменена формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды исходя из количества жителей и общей площади убираемых помещений, что приводит к следующей зависимости: чем больше площадь помещений в составе общего имущества МКД, тем меньше норматив на 1 кв. м. площади. (т.к. площадь стоит в знаменателе, то в новых домах с большими поэтажными площадками, открытыми незадымляемыми переходами и отдельно расположенными лестничными маршами воды для уборки меньше, чем в панельных домах с малыми площадками).
4. Возможность указание платы за коммунальную услугу по отоплению совокупно (абзац второй п. 40 Правил) не предусмотрена ни Примерной формой платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги, ни методическими рекомендациями по ее заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Кроме того, при указании платы за указанную услугу совокупно, собственникам помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии будет не возможно увидеть показания их приборов, что вызовет увеличение числа обращений.
Эксперты обсудили эти и другие замечания, приняв решение подготовить и направить в Правительство РФ высказанные предложения.