11 апреля в здании Государственной Думы состоялось заседание рабочей группы по государственно-частному партнерству при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Открыла заседание, первый заместитель Председателя комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ, Президент НП НАМИКС Елена Николаева, которая предваряя заседание рабочей группы, обрисовала ситуацию с прохождением внесённого Правительством Российской Федерации законопроекта №238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в Государственной Думе: «В настоящее время законопроект направлен в рассылку по субъектам Российской Федерации для представления отзывов. Срок рассылки истекает 18 апреля - в следующий четверг, и до этого времени Комитет по вопросам собственности, который является ответственным, не может содержательно рассматривать и выносить на пленарное заседание обсуждаемый проект федерального закона. Законопроект стоит в примерной программе работы Государственной Думы на апрель - таким образом, мы вправе рассчитывать на то, что на последней пленарной неделе месяца (22 - 26 апреля) он будет рассмотрен палатой в первом чтении.
Пока же ведётся интенсивная работа в комитетах-соисполнителях по законопроекту - их целых пять (Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; Комитет по бюджету и налогам; Комитет по земельным отношениям и строительству; Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления; Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству)».
Николаева уведомила собравшихся, что пока только Комитет по жилищной политике и ЖКХ (первым заместителем председателя которого она является) рассмотрел законопроект о ГЧП и принял положительное заключение - о поддержке данной инициативы: в сфере ЖКХ есть ряд известных всем проблем - износ основных фондов, рост аварийности, высокие потери ресурсов, низкая энергоэффективность. Напомнив, что Комитетом было подчеркнуто, что коммунальный сектор, несмотря на все усилия по его реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса. И что закон о ГЧП - это та правовая и институциональная мера, которая поможет решить задачу повышения качества и снижения стоимости коммунальных услуг для граждан нашей страны, поскольку это шаг, направленный на принципиальное улучшение инвестиционного климата в коммунальном секторе.
В своём вступительном слове заместитель министра экономического развития С.Ю.Беляков отметил, что нужно обязательно учесть опыт регионов при доработке закона ко второму чтению.
На заседании обсуждалась актуальная тема: вопросы реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. На нашем мероприятии присутствовали представители Оренбургской области, города Москвы, Тульской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Нижегородской области, Ростовской области, Томской области, Красноярского края и многих других субъектов. Многие из присутствующих коллег поделились опытом реализации проектов ГЧП, рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются.
Так, вице-губернатор, заместитель Председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Н.Л.Левинсон и заместитель начальника Департамента по экономике Томской области Н.К. Забавнова рассказали о проблемах реализации проектов государственно-частного партнерства в своих регионах.
Опытом Ростовской области в реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, проблемам и путях решения поделился директор ОАО «Ростовская региональная ипотечная корпорация» А.А. Андрющенко.
Примеры успешных и неудачных проектов, опыт реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге были рассмотрены в докладе генерального директора ГБУ «Агентство стратегических инвестиций» Правительства Санкт-Петербурга В.В. Афонина.
Обзор практики реализации региональных проектов государственно-частного партнерства на основе существующей законодательной базы подготовил исполнительный вице-президент Газпромбанка А.Б. Чичканов.
А опыт подготовки документации для структурирования проекта по строительству социальной инфраструктуры и законодательные ограничения в реализации проектов государственно-частного партнерства были проанализированы заместителем директора Департамента экономического развития ХМАО С.В. Черняевым.
В завершении собрания со своими предложениями о доработках и поправках в проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» собравшихся познакомили директор Центра ГЧП «Внешэкономбанка» А.В. Баженов и старший юрист «Freshfields» Ф.С. Теселкин.
Также собравшиеся затронули тему о необходимости синхронизации норм законопроекта и проекта федерального закона № 79657-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ведь после его принятия нормы законопроекта о ГЧП не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или договора аренды. Это одна из проблем, которую комитету нужно будет решить в рамках проработки темы ГЧП. Подробная не менее важная тема: формирование принципов конкурсных процедур при заключении соглашений о ГЧП и работа уже ведется Комитетом совместно с Экспертным советом и ФАС России.