Возвращение на историческую родину обернулось для многодетной матери и бабушки Надежды Захарченко административным штрафом, четырьмя месяцами в спецприемнике и депортацией обратно в Узбекистан.
И все потому, что Надежда не оформила свой переезд в Российскую Федерацию в соответствии с Законом. Захарченко с тремя дочерьми и восьмью внуками (все - граждане Узбекистана) приехала к своей родственнице в Кировскую область, собираясь остаться навсегда, но российские власти решила об этом не уведомлять, за что и поплатилась крупными неприятностями (подробнее об этой истории читайте
здесь).
Сама Надежда рассказала, что ей пришлось покинуть Узбекистан из-за безденежья и притеснений на национальной почве, но последней каплей стало убийство дочери. Собрав чемоданы и продав комнату в Ташкенте, семья отправилась в Россию. А здесь без документов - ни работы, ни денег, ни социальной помощи, ни перспектив получить гражданство. И как печальный финал - появление сотрудников ФМС в избушке, где жила семья переселенцев.
А ведь все могло быть иначе.
Захарченко, ее трое детей и восемь внуков вполне подходят для участия в
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, но, судя по всему, женщина просто не знала о ее существовании.
Перед отъездом в Российскую Федерацию ей следовало обратиться в российское посольство, где семью Надежды включили бы в госпрограмму, которая предполагает оплату переезда, выплату «подъемных», ежемесячных пособий на всех репатриантов, компенсацию расходов на оформление необходимых документов, а также бесплатное предоставление услуг образования, медицинской помощи.
Таким образом, с Надеждой Захарченко сначала сыграла злую шутку ее неосведомленность, а потом уже было поздно: закон нарушен.
Согласно действующему законодательству, Надежда Захарченко после депортации не имеет права въезда в Россию в течение пяти лет. Такая же участь ожидала всю ее семью.
Узнав об этой истории, я связалась с заместителем руководителя ФМС и попросила взять случай семьи Захарченко под особый контроль. Очевидно, что в действиях этих переселенцев не было злого умысла, налицо - беспечность и неосведомленность. Мне пообещали оказать содействие, и недавно я узнала, что есть вполне законная возможность избежать депортации детей и внуков Надежды Захарченко, а также позволить ей самой вернуться в Россию. Более того, семью Захарченко обещали включить в госпрограмму возвращения соотечественников при условии представления необходимых документов. Буду следить за судьбой этой семьи.
Разумеется, неприятностей Надежды можно было бы избежать, если бы российские дипломатические миссии за рубежом активнее распространяли информацию о госпрограмме среди потенциальных репатриантов.
Будучи еще кандидатом в президенты, Владимир Путин признал, что программа возвращения соотечественников «сработала неэффективно». Действительно, ей воспользовалось намного меньше граждан, чем предполагалось. Вместе с тем, Путин заявил, что нужно принимать гораздо более широкий комплекс мер для привлечения соотечественников в Россию. Таким образом, мы должны говорить не только о продлении действия программы переселения соотечественников, но и о существенном расширении инструментов поддержки граждан, переселяющихся в Россию в рамках данной программы.
На сегодняшний день Госпрограмма переселения соотечественников в Россию предполагает следующие формы поддержки:
mso-fareast-language:RU">Тип выплат\ услуг
mso-fareast-language:RU">Переселяющиеся на территории вселения категории «А»*
mso-fareast-language:RU">Переселяющиеся на территории вселения категории «Б»
mso-fareast-language:RU">Переселяющиеся на территории вселения категории «В»
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">компенсация на переезд
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">По факту представления проездных документов (Постановление Правительства Российской Федерации №150 от 10.03.07)
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">компенсации на выплату пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">по факту получения документов, в течение 15 дней с момента подачи заявления
(Постановление Правительства Российской Федерации №715 от 25.09.08)
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">компенсационный пакет
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Предоставление услуг в области образования, здравоохранения, социального обслуживания и занятости аналогично гражданам Российской Федерации с момента регистрации по месту пребывания (Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 10.01.07)
mso-fareast-language:RU">Ежемесячное пособие по безработице (не более 6 мес.).
mso-fareast-language:RU">50% прожиточного минимума до момента получения гражданства Российской Федерации (6 мес), далее- как гражданину Российской Федерации(Постановление Правительства Российской Федерации №8 от 15.01.07)
mso-fareast-language:RU">Не выплачивается до момента получения гражданства, далее - как гражданину Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">«Подъемные» (пособие на обустройство)
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">60 тыс. руб участнику Госпрограммы и по 20 тыс. руб. членам семей (Постановление Правительства Российской Федерации №7 от 15.01.07)
в отношении лиц, переселяющихся в районы Дальнего Востока и Забайкалья, - 120 000 рублей участнику Государственной программы и по 40 000 рублей членам семей;
(Постановление Правительства Российской Федерации №866 от 19.11.08)
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">40 тыс. руб участнику Госпрограммы + 15тыс. руб. членам семей (Постановление Правительства Российской Федерации №7 от 15.01.07)
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Не выплачиваются
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">*Регионы России, участвующие в программе, разделены на три категории: «А» - преимущественно стратегически важные для России приграничные территории; «Б» - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев; «В» - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток.