Елена Николаева об обеспечении прозрачности расчетов в сфере ЖКХ

Dec 24, 2014 16:43



В рамках Национального Конгресса «Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунальным хозяйством» прошёл круглый стол: «Обеспечение прозрачности расчетов и информационные технологии в сфере ЖКХ»

Модератором круглого стола стала Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.




Она выступила со вступительным докладом, в котором отметила следующее:

21 июля Президентом России подписан закон № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Это стало результатом работы, начатой ещё в октябре 2011 года, целью которой является создание и последующая эксплуатация государственной информационной системы ЖКХ.
Необходимость создания подобной системы в столь социально значимой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство, давно назрела. Вся статистическая информация, которой мы располагаем в настоящее время, достаточно условна. Часто эта информация отсутствует. Вся она в большинстве - на бумажных носителях.



Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из наиболее непрозрачных и расточительных отраслей экономики:

Пример непрозрачности 1: плата за жилищные услуги в двух рядом стоящих многоквартирных домах, но управляющихся разными управляющими организациями, может отличаться в разы.

Пример непрозрачности 2: при максимально допустимой доле расходов граждан в 10% и среднедушевом доходе более 22 тыс. руб. при стоимости ЖКУ 83 р./м2 в Белгородской области, субсидии получают 1,7%, а в Краснодарском крае, при максимально допустимой доле расходов граждан 22% и среднедушевом доходе 24 тыс. руб. при стоимости ЖКУ 71 р./м2 - в 3 раза больше (3,7 %).

Недостаток оперативной и точной информации очевиден. В связи с тем, что львиную долю услуг, предоставляемых отраслью, оплачивают жители, даже самая незначительная ошибка в принятии решения может привести к непредсказуемым последствиям и увеличению социальной напряженности в стране.



Пока прозрачности, понятной и доступной для любого гражданина, добиться не удавалось.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства направлена на:

- обеспечение органов власти всех уровней актуальной и достоверной информацией о состоянии ЖКХ, необходимой для принятия обоснованных решений и проведения взвешенной государственной политики,

- гарантирование открытости информации в сфере ЖКХ (в первую очередь, для граждан и управляющих компаний),

- обеспечение сохранности при «недружественной» смене управляющей организации,

- повышение уровня информированности граждан о качестве и стоимости коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества в многоквартирном доме;

- централизацию сбора и размещения информации в сфере ЖКХ на едином портале (все управляющие компании и ресурсоснабжающие организации будут размещать информацию в ГИС),

- создания условий для управления гражданами многоквартирными домами в электронной форме (голосование в электронной форме, доступ к итоговым решениям общих собраний, получения платежных документов в электронной форме, передача показаний приборов учета в электронной форме, обращения в органы власти, УК и РСО через ГИС, и получение на них ответов, заключение договоров в электронной форме).
Каждый гражданин России сможет легко и бесплатно пользоваться возможностями ГИС ЖКХ. Для этого ему достаточно зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), созданной Минсвязью России в рамках работы над системой «Электронного правительства», либо зарегистрироваться сразу в ГИС ЖКХ, получив логин и пароль к личному кабинету на основании данных о СНИЛС.



Создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства бесплатно для бюджета и граждан - все расходы ложатся на оператора системы.
Распределено, какая информация размещается в Системе каждым из поставщиков информации. Основные поставщики информации:

- управляющие организации,
- ресурсоснабжающие организации,
- региональные операторы (фонды капитального ремонта),
- органы государственной власти и органы местного самоуправления,
- банки и иные кредитные учреждения, через которые производится оплата коммунальных услуг.

ГИС ЖКХ не исключает бумажную форму документа (не везде есть интернет и нет требований обязательного ведения документации в электронной форме). Потому получение квитанций в электронной форме через ГИС ЖКХ осуществляется только после согласия на это гражданина, данного им в личном кабинете. Без такого согласия бумажная форма выставления счетов сохраняется.



Принятый закон - это первый шаг к созданию по-настоящему прозрачной отрасли ЖКХ в Российской Федерации. Система должна быть создана к февралю 2016 года.

Единое информационное пространство - инструмент обеспечения контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами и основа для взаимодействия региональных и муниципальных властей, управляющих, ресурсоснабжающих организаций и потребителей и главное свободный доступ к ней помогут в сокращении контрольных надзорных функций огромного спектра проверяющих.

Пресс-служба депутата ГД РФ Е.Л.Николаевой

ГИС ЖКХ, Николаева, информационная система, ЖКХ

Previous post Next post
Up