Притчи и природа

Mar 06, 2010 15:18

У же не раз я касался темы притчей от природы. Где-то проходила (или не проходила) фраза, что красота природы - это тот язык, на котором с нами разговаривает Бог. Этот язык понятен всем, но как в Show Must Go On, каждый вчитывает различные варианты наполнения, так и любование красотами природы отличается стилистически и направлением хода мыслей у разных людей.

Некоторые любят наслаждаться тонкими переливами красок и радуются мысли, что Бог Велик, и что мы его дети, не лишенные доступа в парадный зал, так сказать. Другие ухают вдыхая широту просторов и высоту пиков и с блеском в глазах восхищаются силой Божественной производительности, блаженствуя в волнах ощущения причастности к "большому и толстому делу". Есть и иные варианты, но это все не мой случай. Мое пристрастие - притчи... Иносказательные повествования, с неожиданными ходами мысли, парадоксальные по своей сути и очевидные в своей простоте и однозначности интерпретации многозначных вопросов.
В природе я всюду вижу притчи, написанные символическим языком. Краски перед рассветом тонкие и нежные, но тени густые и холодные... и вот встает солнце, выгоняя холод из закутков и закоулков, делая очевидными вещи, скрывающиеся в тени и грубо наступая лучами на зябкое прозябание, как князь решительной ногой наступает на голову змее, вползшей в чертог. Я вижу в этом иллюстрацию манерам поведения людей.. Склонность к полутонам, невнятным недомолвкам, тайнам и лжи, в конце концов - никогда не приведет к радости... Потому что для радости нужно солнце, а не сумерки в ожидании светила.. Сомнительная ценность "утонченности" и "замороченности" всегда кончается гламурностью и пошлостью... Как и противоположная крайность, конечно... ведь и солнце тактично уходит на закат, соблюдая меру и взвешенность гармонии.
В природе есть и менее эпохальные притчи, чем рассвет и закат, конечно же.
На прогулках и в путешествиях, мне постоянно хотелось запечатлеть свои наблюдения, как-то сохранить эти изысканные перлы Природы, где Создатель играет образами, щедро рассыпая бесценные кристаллы иносказательных формулировок волшебных законов бытия. Не тех, конечно, которые звучат как "своих не бросают" или "свобода превыше всего" или "За Родину, за Сталина". Формулировка - понятие растяжимое, поэтому спешить с ним не стоит, иначе быстрая формулировка сгодится для натяжки на любую болванку от слова болван.
Бесконечная сложность формулирования формулировок в аллегорических и символьных притчах всегда останавливала меня от решительного шага. Но сейчас я уже достаточно стар, достаточно не состоялся и уже никогда не буду состоявшимся (на свое счастье), что бы не заботится о неудачах. В этом великое преимущество поворачивающего за угол, хотя английский текст не передается в русском изложении.
И вот, понимая, что вряд ли кто-то из читающих мой пост дочитает до этого места, я смело начинаю свою интерпретацию одного виденного сюжета в Измайловском Парке.
Картина называется "одиночество, стремление, парность и солнечный свет". В центре отчетливо прорисовано большое одиноко стоящее дерево. Его корявые ветви, обломанные суки в различных направлениях, погибшая и превращенная в пень верхушка; тьма лежащая на нем - рассказывают о его долгой и горькой судьбе. Это самое большое дерево на картине и даже вдалеке не видно таких сильных деревьев. Они высокое но оно в тени. А весенний парк залит солнечным светом. Две мамочки с колясками идут парой, буд-то раскачиваясь в едином ритме, на встречу мамочкам, с противоположной стороны картины клонится пара деревцов, и за рамку кадра уходят еще парочки. Само главное дерево стоит на фоне пары березок или тополей, буд-то так же раскачивающихся в простом ритме, как и гуляющие, мамаши. Солнце, близкая весна, все парами и в дружной связке единого простого движения. Деревья на фоне легко стремятся вверх и, может, даже выше большого дерева. И только большое дерево одно и в тени в этот яркий день. Оно в тени,... И одно... Но пытливый глаз увидит луч упавший на кончики веток на его вершине на той стороне, где дерево росло активней, А потом, как это не фантастично, можно увидеть другой яркий луч, осветивший засохший пень основного ствола. И потом, потом, еще одно, молодое, но уже одиноко стоящее дерево слева, на той стороне, в которую больше росло старое дерево. Молодое дерево, в перспективе, касается ветвей старого... И вдруг понимаешь, что будет весна и солнце подарит свои бесценные лучи всем и каждому, не прося платы, не ожидая благодарности, просто от бесконечной и бескрайней щедрости богатство своего. И станет так отчетливо видно, как облака на синем небе весенним днем, что эти два луча... Как это много.. И как это ценно... Это лучики великой мудрости в великой щедрости светила, пятое измерение благодати и гарант нашего спасения. Которое приходит сами узнаем откуда, но приход которого так же надежен, как устойчивость звезд на ночном небосклоне. Никому не достать и никому не поколебать.
Плохо, что картинка скан с 10*15, качество не очень. Может потом заменю, если делать нечего будет.


фото пленка, Москва, Эссе, Зарисовки

Previous post Next post
Up