Земля Владимирская (продложение)

Jan 30, 2011 21:38

Начало статьи здесь h ttp://al-miska.livejournal.com/2880.html

СЕЛО РОЖДЕСТВЕНО И ЕГО ПРИХОД
Отдельно следует упомянуть селение Спасское. С детства помню название Спас, как место железнодорожного пионерского лагеря. Спас не приписан ни к одному приходу. У А.Н Миронова о нем прочла следующее: “На Спасском заведении есть несколько человек, временно проживающих отставных солдат - есть и раскольники безпоповщинской секты, училище открыто в 1877 году”. Упоминание военных и раскольников дает возможность отнести селение Спас к Федоровской приходской церкви, где в числе прихожан были военные, а в приходе проживали раскольники. Но я оказалась не права. На самом деле, Спас расположен рядом с селом Рождествено, как поправил меня Саша Иванов, хорошо помнивший места своего детства. По Л.С.Строганову селение Спасское существовало даже в начале 16 века. Возможно, оно названо в честь когда-то бывшей здесь церкви или часовни. На современных картах Спаса нет. Рассказ о Спасе прочла в записях разговора с А.К.Молевым, городским старожилом (в 2000 г.). Упомянутое выше заведение - это бывший химический завод Барановых, в каменном здании которого в начале 1930-х годов размещался пионерский лагерь - на нижнем этаже, а на втором этаже уже несколько лет подряд до приезда пионеров отдыхали беспризорники. Зимой они жили на территории Успенского монастыря. В Спасе беспризорники вели свое подсобное хозяйство: у них были лошадь, корова, овцы. Между жителями 1-го и 2-го этажей часто возникали стычки, иногда переходившие в серьезные драки. Зачинщиков-бузотеров из беспризорников как-то заперли в камере наверху. Беспризорники решили освободить своих лидеров. Пришлось вызвать конную милицию. С ее прибытием беспризорники разбежались. После этого случая пионеров отправили в село Самарино, поселили в деревянных москалевских амбарах: по 2 человека в комнате (в селе Самарине находилось имение купца Москалева, умершего в 1890-е годы). Кухня была передвижная. Добавлю, что в Самарине тоже была фабрика: московский купец Михаил Алексеевич Блохин построил здесь ткацкую фабрику шерстяных изделий, а может быть, перекупил ее у наследников купца Москалева (фабрика упоминалась в справочниках 1901 года).
Если Самарино близко подходит к шоссе, то бывшее приходское дворцовое село Рождествено, центр волости в 17 веке, спряталось за реку Малый Киржач, подъезд к нему от шоссе идет через Самарино. Когда-то село было окружено многими деревеньками. В самом селе действовал небольшой химический завод, принадлежащий товариществу Соколовской мануфактуры Асафа Баранова. В его приход входили деревни Федяево, Курманиха, Макаровка, Большое и Малое Маринкино, Бельтеевка, Бурково, в начале 17 века и село Самарино. Остались лишь 4 деревни (А.Н.Миронов в книге о селе Иркове перечисляет еще большее количество сел и деревень, входившее в состав Рождественской волости в 17 веке). Само село с давних времен числилось дворцовым с приходскою церковью в честь Рождества Христова. Деревянная церковь без переименования перестраивалась неоднократно, но в 1836 году прихожане на свои средства выстроили каменную церковь с каменною же колокольнею.

Первою по дороге справа должна быть деревня Буркова, сейчас это пустошь. Название деревни, вероятнее всего, связано с прозвищем хозяина -Бурко - бурый, прозвища довольно распространенного в 15-16 веках. Следующая деревня слева от дороги - Бельтеевка, расположена на берегу Малого Киржача, крестьяне этой деревни и деревни Шимоново содержали на оброке водяную мельницу. Название деревни похоже на татарское, но слова с корнем “бель”имеют толкования: река или болотистое низкое место. Возможны и другие варианты. Разные толкования имеет название реки Киржач. Мне больше нравится финское (возможно мерянское) толкование, где слово “кирза”- “kirzi” означает слой замерзшей земли под талым грунтом, лед в земле. Если исток реки находился прежде в Берендеевом болоте (в самой его середине, как писал 110 лет назад наш земляк -ботаник А.Ф.Флеров), то смысл названия вполне подходящий - болото, вернее торф в болоте, оттаивает очень медленно, но зато оттаявшая вода поступала в реку равномерно все лето. Аналогичное название имеет ручей Кержа, впадающий в Берендеево болото у с.Давыдовского в Переславском районе. Кстати, не ясно, зачем переименована в Большой Киржач река Богона. Местные жители до сих пор именуют ее Богонкой и другими ласковыми словами. На старых картах она оставалась Богоной.

СЕЛО ФЕДОРОВСКОЕ И ЕГО ПРИХОД
Едем дальше. Дорога за Бельтеевкой пересекает реку Малый Киржач, на правом берегу которого оставляем село Федоровское. С детства слышала название леса Федоровская дача, Федоровская сторожка, здесь был дом лесника или лесничего. Сторожка стояла в низине на ручье Шугровка (со слов сына лесника Саши Иванова). Не смогла найти обяснения названию ручейка. Место грибное, ореховое. Водились здесь кабаны, лоси, белки и другая лесная живность. Село Федоровское было центром небольшого прихода: кроме самого села в приходе числилась деревня Шимоново. Приход был малочисленным, но в нем кроме крестьян числились и военные, занимавшиеся земледелием и фабричными работами. Крестьянин Новиков Василий Максимович в селе Федоровском открыл бумагопрядильное производство. Видимо на небольшом пятачке земли выгодно было иметь предприятия, ведь рабочей силы здесь было в избытке. Но, следует отметить, что в названных фабричных местах не было питейных заведений. Только в селе Рождествене было заведение 2-го разряда Прокопия Быкова. Проживали в Федоровском и раскольники. Каменную церковь в селе построили на средства прихожан и александровской купчихи Барановой в 1850 году. Безусловно, что церковь там была и прежде, только деревянная. Рядом с Благовещенской церковью находилось сельское кладбище. В Федоровском работала водяная мельница. Не могу сказать в честь какого Федора названо село. А вот название деревни Шимоново вероятнее всего связано со словом “шима”, означающим по В.И.Далю верхушку чего либо, а вероятнее всего, верхний расправленный сноп на копне. В окрестностях деревень Большого и Малого Шимоново имеются достаточно большие поля, где можно было выращивать зерновые хлеба. В Шимоново тоже было небольшое предприятие, содержал его Тестов Егор Иванович. Но Шимоново отстоит от нашей дороги довольно далеко на юг (около 2-х км); мы же свернули от реки Киржач на восток к деревне Вязьмино.

ДЕРЕВНЯ ВЯЗЬМИНО
В 1674 году упоминалась пустошь Вяземская (Вязимская), бывшая деревня, близ деревни Патриково (Петраково), к ним относилась пустошь Тяблово. Вязьмино находилось в Кодяевом стане, а Патриково (Петраково) в Борисоглебском стане Маринкиной волости. Значит, здесь проходила граница станов Переславского уезда. Долго не могла найти принадлежность деревни к определенному приходу. По расположению должна бы числиться в Федоровском приходе, а возможно и в Рождественском, ведь соседние деревни Большое и Малое Маринкино вошли в его состав. Деревня Петраково входила в состав Романовского прихода. Оказалось, что Вязьмино состояло в приходе села Рясницыно (Ресницыно) Александровского уезда. Сейчас Рясницыно входит в Киржачский район. Пахотные земли из дач крестьян деревни Вязьмино издавно были примежованы к церковной земле села Рясницыно. В 17 веке земли деревни Вяземской и пустоши Рясницына были патриаршими. Кое что любопытное о здешних местах рассказал уроженец деревни Вязьмино Б.Н.Ястребов. По дороге из Большого Шимоново к деревне Вязьмино, Б.Н.Ястребов, поднимаясь в сумерках в гору, наблюдал свечение в виде дуги. Он давно отметил, эти места как грибные. Это было в начале 2000-х годов. Свечения на нашей таинственной земле замечены с давних времен. Еще Ястребов говорил о курганах, которые находились в районе Шимоново у реки Киржач. Совершенно неожиданно для себя обнаружила информацию А.Бакаева, местного археолога-землепроходца: оказывается возле д.Вязьмино была найдена каменная баба на месте бывшего капища мерян. Название деревни Вязьмино не связано с князьями Вяземскими, а произошло от слов “вязь, вязелица, вязель, вязило, вязун”, указывающих на топкое, вязское болотистое место. Вязьмино стоит между рекой и большим ручьем, к сожалению, для меня безымянным.

ДЕРЕВНИ БОЛЬШОЕ И МАЛОЕ МАРИНКИНО
Всего в километре от Вязьмино по ту и другую стороны дороги расположены деревни Малое и Большое Маринкино, входившие в состав прихода села Рождествено. Очень заманчиво объявить эти два селения центром когда-то огромной Марининой волости. Если Маринкино было центром волости, то здесь должна была быть церковь. Но о ней нет никаких упоминаний. Конечно, многие селения с храмами и без были навсегда уничтожены во время польско-литовской интервенции и никогда не восстанавливались. Но Маринкино-то возродились. В нашем уезде было несколько селений с названием Маринкино, Марино, Маринкина Слободка, но находились они на больших расстояниях друг от друга. В завещании Василия Васильевича Темного 1455 года говорится: “А в Переславле дарю своей княгине (Марии Ярославне) Маринину Слободку”. Завещание подтверждается грамотой 1462 г.: “Да что есть писал в большой своей грамоте княгине своей МарининуСлободку, а о двух станех об Ортемовском селе з деревнями, да о бортницах и о бобровницев с числяки не описано и яз и те два стана даю княгине своей к Маринине Слободке”. Местный историк -краевед М.И.Смирнов считал именно деревню Маринкино Андревской волости (в 1907 г.) центром огромной Марининой волости, существовавшей до конца 17-го века. Большая часть бывшей Марининой волости вошла в состав Киржачского района.
Большое и Малое Маринкино, словно ворота, открывают въезд в окраинные опольные земли, открытые всем ветрам, солнцу и звездам, некуда от них спрятаться, места безлесные. Только отдаленная знаменитая Бакинская роща давала приют и лесные лакомства местному населению. Может быть, она издавна была священной и здесь местные девушки и парни собирались отмечать праздник Ивана Купалы, разжигали из березовых бревен ритуальные костры - кокуи, препрыгивали их для очищения души и тела. По местным старинным поверьям в лесу жил Шишига, хозяин леса, его нельзя было звать по имени; уберечься от лешего помогал очерченный вокруг себя круг, крест на груди и слова: “наше место свято”. В лес без креста не ходили.

СЕЛО БАКИНО И ЕГО ПРИХОД
Не из-за этих ли языческих поверий невдалеке от села Бакино находился старинный Иоанно-Богословский погост, именуемый Борково, а прежде на его месте был Иоанно-Богословский монастырь с небольшим числом братии. Церковь в селе Борково упоминалась еще в 16 веке. Среди жителей сохранились удивительные предания, сязанные с церковью и ее иконами. Во время строительства первой деревянной церкви ко входу в церковь были прислонены двери, их не успели убрать. Крестьянин соседнего села Бакино позарился на них - поднял на плечи и понес домой, но дома не смог спустить двери с плеч. Страх охватил этого человека, возвратился он к церкви, сотворил молитву Сердцеведу, и двери свободно встали на прежнее место. Вначале, по указанию владельца Боркова стали ставить церковь со стороны сада, принесли найденную прежде в сосновом лесу явленную икону - образ Иоанна Богослова. На следующий день иконы не оказалось на месте, нашли ее на старом месте в лесу. Так повторилось еще раз. Тогда помещик Борков поспешил ставить церковь на месте обретения образа. Икона считалась чудотворной не только среди местных селян, но и для жителей дальних окрестностей.
На карте 1900 года западнее села Бакино были два селения Борково -Большое и Малое. Помещики Борковы проживали здесь несколькими поколениями. Многие из них похоронены под церковью Иоанна Богослова, или рядом с ней. Фамилия Борковых давно прославилась в истории нашей земли особенно в середине 17-го века, в период правления царя Алексея Михайловича. Род Борковых вписан в Боярскую книгу. В русском родословии в 15 веке Борковы упоминаются жителями Углича, Новгорода с прозвищами Дичок, Карман (похоже на Курман), Курбат, Яробка. Вполне вероятно, что Борковы были переселены оттуда в наши края во времена Ивана III. Вотчины Борковых окружали погост и составляли с деревнями Борково, Алешкино и частично Макаровой приход Богословской церкви на протяжении более трехсот лет. В 1562 году село Борково числилось в Слободском стане. Часть села принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. В конце 19-го века погост Борково и прихожане его церкви были причислены к приходу церкви села Бакино… На карте 1929 года Борково еще числилось.

Проезжаем погост Борково(давно не существующий), впереди справа, по ходу движения, за полосой нескошенной засохшей травы тянется село Бакино. Среди снежного безмолвия выглядит оно как-то сиротливо, в полудреме, может быть вспоминая давно ушедшую старину. Когда село возникло не знаю, нет археологических заключений. Известно оно с середины 16-го века. М.И.Смирнов писал следующее: “село Бакино Слободского стана в 16-17 веках было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. Куплено было властями монастыря 9-го сентября 1549 г. у Федора, Никиты Большого, Никиты Меньшого, Ивана и Дмитрия Ивановых детей Чулкова за 1300 рублей казенных денег да “пополнка конь бур”. Вместе с селом были куплены принадлежавшие этой вотчине деревни: Дудкино, Самотекино, две Ольховки, Бунково, Татаринское да селище Кувшиново, с “лесы, с луги и с пожнями, и с пруды, и со всеми угодьи, куда топор и коса и соха и плуг ходили, и со всем с тем, что изстари потягло”… Сама запись купчей свидетельствует о давнем возрасте села Бакино. Начиная с 1629 г. Бакино значится государевым дворцовым селом. Историк Тихонравов считал, что Михаил Федорович Романов выкупил село у Троицкого монастыря или обменял на другое, чтобы округлить дворцовую Слободскую волость. Именно Бакино и следующие за ним по дороге села с прилегающими деревнями до Романовых были вотчинными Чулковых и Шуйских, затем монастырскими. В Бакино с давних времен была церковь Николы чудотворца, в 1724 году из-за ветхости церковь была перестроена и освещена без переименования с приделом во имя Алексея Божьего человека. Что-то произошло между прихожанами этой церкви в 1736 году, когда по указу Анны Иоанновны и Священного Синода из бакинского прихода часть прихожан перечислили к с. Смольневу “за имеющегося оного села Бакина крестьянскими и тое церкви попа гражданскими и домашними не малыми ссорами”. Вместо деревянной церкви, в 1828 году прихожанами села была сооружена каменная церковь с каменною колокольней, без переосвящения. Церковь стояла до 1943 года (А.Н.Миронов считает,что ее взорвали в 1941 году - кирпич был нужен для строительсва аэродрома под Киржачем). В конце 19-го века приход села был небольшим, кроме села в него входили две деревни Дубкино и Трусково, да погост Борково.Название Дубкино, возможно измененное прежнее Дудкино. Происхождение топонимов деревень вопросов не вызывает. Нет теперь прихода и его бывших деревень.

Село Бакино издревне было людным, торговым, поскольку находилось на дороге, ведущей из Александровой Слободы через Флорищи, Черкутино на Владимир. В 19-м веке земское и полицейское начальство разрешили проводить в селе еженедельные базары, но они не охотно посещались местным населением. Крестьянин села Александр Мельников содержал в селе питейное заведение 1 разряда. Крестьяне Ф.И.Горбачев , А.В.Пчелкин, М.С.Трунов имели в Бакине раздаточные конторы с ежегодным оборотом 35 тыс. руб. Здесь, как и во многих ближних селениях Андреевской волости, процветал бумажный промысел. Может быть, именно старинный промысел - крашение пряжи багровыми красками и дало название селу, ведь “бакан” - это багровая краска из марены или червца. Так от какого же слова село получило свое название?

РЕКА БАЧЕВКА
Местные жители делают ударение в слове Бачевка на втором слоге. Вероятно, в старину и само слово писалось по-другому - Бочевка, с тем же ударением. Не любили на владимирской земле букву “а” - окали. Даже во времена В.И. Даля не было нужного слова для толкования названия реки с корнем “бач”. Есть в словаре слова “бачега”, “бачина”, “бачига”, но они к реке не имеют отношения. Подходящим оказалось слово “бочага” или “бочаг”, сельским жителям хорошо знакомое и означающее ямину, залитую водой. Этим же словом именовали омут, большую ямину, шире и глубже впадающей в нее речки или ручья. Бочажная речка - ямистая, омутистая, узловатая, образующая бочаги, ямины. Местные жители, купающиеся в Бачевке, знают, какая в ней холодная вода, хоть река совсем не велика. Ее исток в виде ручья имеет начало в лесном болоте, севернее деревни Паткино. Протекая на юг, Бачевка вобрала в себя воду многих ручьев. Почти все ручьи, берущие начало у сел Ирково, Андреевское, Зиновьево, деревень Буньково и Башкино, питаются за счет многочисленных ключей, бьющих по берегам этих ручьев. На карте они выглядят как бусинки на нитке водотока. Это ручьи Зиновка, Кувшинин, Чернушка (Чернавка) и многие безымянные. Возле деревни Башкино на Бачевке в старые времена была мельница, принадлежвла она Топорковым, в 17-м веке на Бачевке была мельница, принадлежащая владельцам села Мячково. По сведениям Н.А. Глазунова, на левом высоком, красивом берегу Бачевки между селами Мячково и Новоселки-Кудрино было имение Петра Ивановича Шуйского, это местечко называлось Скопино. Как версию, предлагаю считать происхождение названия сельца-деревни Скопино от Скопы князя Ивана Васильевича Щуйского, а он прозван так от хищной птицы орлика - скопы. Вероятно, князь был большим любителем соколиной охоты.

Раз речь пошла о реке и впадающих в нее ручьях, то должна упомянуть жителей этих вод и прилегающих к ним земель - бобров. Если коренные жители крестьяне и их потомки давно покинули свою родную землю, то бобры наоборот, активно заселяют ее. Они стали хозяевами здешних малых водоемов, не дают им исчезнуть, строят на ручьях плотины. Есть надежда, что именно бобры сберегут наши малые реки и ручьи, только бы им не мешали равнодушные к природе люди.
СЕЛО НОВОСЕЛКА-КУДРИНО
Переехав через Бачевку, мы оставили село Мячково. Несколько км едем по незаселенной (у дороги) местности. Впереди слева увидели знакомый силуэт церкви села Новоселки-Кудрино. Это село хранит память о замечательном русском человеке, писателе, враче, общественном деятеле - Сергее Яковлевиче Елпатьевском. А.М. Горький писал о Елпатьевском такими пламенными словами: “Вы - русский литератор с головы до ног, как король Лир - король. Таких людей как Вы, Русь не рождает больше…” Здесь, на древней русской земле, на старинной дороге должен стоять памятный указатель, посвященный Елпатьевскому. Пусть проезжающие узнают о своих знаменитых когда-то земляках хотя бы таким образом. К сожалению, книг Елпатьевского на его родной александровской земле невозможно найти, их просто не издают.

О своей земле, о ее труженниках крестьянах, о сельской детворе Елпатьевский написал добрую книгу под названием “Крутые горы”. В те годы деревенскую ребятню мучали вопросы: “Куда солнце на ночь уходит? Куда на зиму птицы улетают и почему они в разное время разными голосами кричат? Правда ли, что душа у мертвого девять дней из дома не уходит, все в окна и в двери бьется? Как мы будем на том свете жить?” Сельские мудрецы-старожилы все знали про жизнь человеческую и про дела лесные: какой зверь как себе логово устраивает, как медведь себе берлогу на зиму налаживает, как векша (белка) орешки в дупло на зиму собирает, какой обиход у каждого зверя, как заяц живет, как барсук, лисица, волк… Сейчас некому отвечать на детские вопросы, да и спрашивать некому - обезлюдела современная деревня.

Недавно начал восстанавливаться обветшавший каменный храм села, построенный еще в 1826 году. Строил храм Иван Кондратович Елпатьевский, окончивший в 1806 году богословское отделение Владимирской духовной семинарии и направленный священствовать в село Новоселки-(Кудрино позже). Через 40 лет он оставил службу, перешел в заштат, священником стал его сын Яков Иванович (отец писателя), также окончивший Владимирскую духовную семинарию. В 1877 году протоиерей Яков Елпатьевский был переведен в церковь села Орехова.

Деревянная церковь в честь Рождества Христова в Новоселках была с тех лет, когда упоминалось село Новоселка - с 1517 года (А.Н. Миронов, 1997). Их история начиналась еще раньше. В 1675 году священником здесь служил Яков Федоров, его потомки священствовали в Новоселке более 130 лет. Это были предки С.Я. Елпатьевского из бабушкиного рода. С 1806 по 1877 год их сменили священники Иоанн и Яков Елпатьевские, с 1877 по 1892 год при церкви служил священник Василий Снегирев.

Вторая половина села - деревня Кудрино, переведена в приход села Новоселка только в конце 19 века (из прихода села Мячково). Кроме Кудрино, в состав прихода храма Рождества Христова входили деревни Дураково, Калачево, Межаково. В 1518 году к Новоселке относилась пустошь Онтушково, принадлежащая также Алексею Чулкову. Если село Новоселка с деревнями по документам числилось вотчиной Чулковых, то деревня Кудрино, числившаяся в 1547 году пустошью, была собственностью князя Петра Шуйского, которую он продал Троицкому монастырю. Несколько столетий их разделяла всего-навсего река Бачевка, но не простая река, а пограничная.

М.И. Смирнов сообщил следующие сведения о селе: “В 1518 году Алексей Андреевич Чулков совершил купчую сделку на село Новоселку с деревнями. В 1547 году его сын Федор Алексеевич Чулков променял Троице-Сергиеву монастырю “свою отчину село Новоселку в Переславском уезде в Кодяеве стану, а в нем церковь Рождество Христово, а деревень к тому селу Шухмулино, Дураково, Скопино, с селищи и с пустошми, на реке на Богоне да на реке Бачевке”. “А выменил яs Федор у монастыря деревню Буньково, что оне купили у князя Петра у Ивановича у Шуйского… с придачею Федору от монастыря 705 рублей». По мнению А.Н. Миронова, при Иване Грозном село с деревнями становятся государевой собственностью. Подробно о жизни села можно прочесть в книге С.Я. Елпатьевского, в книге краеведа А.Н. Миронова и в других публикациях.

Несколько слов о приходской деревне Дураково. Не очень понятно, почему она, расположенная ближе к селу Мячкову, была приписана к Новоселке. Теперь о названии. Такие названия встречаются нередко. Прозвище - “Дурак” вполне могло принадлежать хозяину деревни, когда-то оплошавшему перед более знатным человеком. В Дураково проживали все раскольники, числившиеся в приходе (А.Н. Миронов). Название было заменено до 1929 года на “Николаевку” (вероятнее всего, после 1917 года). Деревня расположена на правом берегу реки Богоны-Большого Киржача на съезде с шоссейной дороги напротив села Новоселка-Кудрино.
СЕЛО ШИМОХТИНО И ЕГО ПРИХОД
Оставив слева по ходу деревню Николаевку, переезжаем мост через Большой Киржач и устремляемся к полюбившейся деревне Каблуково. Несмотря на вечернее время, в центре деревни скучилось несколько машин. Все пассажиры с множеством пластиковых баллонов собрались внизу у ключа, чтобы набрать целебной каблуковской воды (очень огорчило странное инородное сооружение, имитирующее мельницу, на месте слива ключевой воды; зачем было нужно осквернять природу на заповедном месте?) Дочь Н.А. Глазунова напомнила мне, как перед смертью ее отец говорил: “Вот бы мне попить каблуковской водички, я бы выздоровел”. Николай Александрович, выросший в соседнем Мячкове, тоже славившимся родниками, отдавал предпочтение воде из Каблуково. Поверим ему.

Не менее родниковых вод Каблуково богато своей историей. Напомню, что на краю деревни когда-то было более десятка курганов, раскопанных знаменитым археологом середины 19 века А.С. Уваровым. Захоронения и находки были отнесены к древнерусским, возраста 9-13 века. Невдалеке от родников, по течению ручья Богонки, каскадом расположены несколько прудов среди когда-то красивого старинного парка усадьбы помещиков Муратовых. Старинные деревья практически все сгнили. Величественный вид руин. А на горке, вверх от истоков, расположилась современная деревня Каблуково. Это сейчас деревня, а лет 500 назад здесь был храм и Каблуково-Клобуково было селом. Историки нашего края (М.И. Смирнов, Н.С. Стромилов) писали, что в древности Каблуково было вотчиной бояр Нагих, родственников последней жены Ивана Грозного. Богдан Михайлович Нагой в 1633 году перед смертью завещал брату своему и жене отдать в Троицкий монастырь село его Клобуково с некоторыми другими отчинами, а двор (московский дом) продать и деньги употребить на расписание стен в церкви св. Троицы и прп. Никона по своей душе и по своим родителям. Завещание не исполнили. Власти монастыря произвели работу “своею казною”, издержав более 1000 руб. Вскоре случилось, что брат покойного Василий был жестоко ушиблен на пожаре. Видя близкую смерть, он послал за монастырским келарем, бывшим в то время в Москве. Келарь накануне видел во сне Василия на суде с покойным Богданом перед прп. Сергием. Сергий сурово смотрел на Василия. Умирая, Василий отдал в монастырь село Клобуково, а за другие отчины, отказанные монастырю покойным братом, заплатил деньги. Но, как писал келарь, жена Богданова и “доныне за церковную подписку не давывала в монастырскую казну…, да поставит им Господь Бог в грех”. Богдан Нагой похоронен в Троицком монастыре за алтарем церкви Живоначальной Троицы. Рядом похоронен его сын. У царицыных хором похоронена жена Богдана Михайловича Ульяна Федоровна. Рядом покоятся останки представителей рода Клобуковых. Клобуковы были в родстве с Годуновыми. Удивительно, но по справке о. Леонида о захоронениях в Троицком монастыре, жена Богдана Михайловича - Ульяна Федоровна умерла в 1630 году и волю мужа выполнить никак не могла. Неужели муж не знал о ее смерти?

Свидетелем проживания в Клобуково и границей угодий Нагих, в частности Афонасия Федоровича Нагого в 1593 году, был ручей Синятровка, приток речки Богоны. Сейчас это неглубокая балка между землями деревни Каблуково и села Мячково. Но еще сохранились источники-родники, питавшие когда-то Синятровку. Возможно, благодаря им, а не синему цвету, ручей получил свое название еще со времен угро-финнов от корня “син”, означающего ключ, источник, глаз земли. Спасибо предкам, напоминающим нам о земном - о бережении родничков, так обильно разбросанных по здешней земле.

На этом не заканчивается увлекательная история села Каблукова, читайте о ней у Н.С. Стромилова, в местной прессе и в книге “Земля Александровская”.

Вернувшись из Каблуково в сторону села Новоселки, мы быстро добираемся до областной трассы Владимир - Александров и едем в Александров, оставляя в стороне знаменитое село Шимохтино. Биография села, судя по его разным названиям, была бурной. Исследователь истории села В.Е Топорков приводит следующие названия: Шимухлино, Шухмулино, Негодяево, Спас-Негодяево, Негодяевка, Шимохтино. Историей села занимались многие авторы - и историки, и краеведы, и любознательные граждане. Публикаций много, не хочется переписывать их наново. Но, пользуясь возможностью, расскажу неизвестную историю, которую доверил мне старожил города Константин Григорьевич Светлов, по линии материнского рода Чиликовых имеющий корни в Шимохтино. От своей мамы он запомнил историю о шимохтинском кузнеце. Жил в селе кузнец со своей женой. Горяч он был на руку. Однажды, наказывая жену, так ударил своим кулачищем, что убил ее. Смерть жены и жестокость своего поступка так взволновали кузнеца, что он не находил себе места. Решился он искупить свой тяжкий грех - пойти пешком в Иерусалим и там, у Гроба Господня испросить отпущение греха. Прошло несколько лет, никто не слыхал о кузнеце, считали его пропавшим. Но кузнец вернулся на родину, только изменившимся - заросшим волосами, с веригами на теле под изношенной одеждой. Он не стал жить в селе, а вырыл себе землянку в овраге рядом с родником, здесь и проживал до самой смерти. Здесь его и похоронили. Многие то ли из любопытства, то ли из почитания к смиренной убогой жизни кузнеца стали навещать этот овраг. Ходил туда со своим дядей Яковом и Константин Григорьевич. Но землянки уже не было, только ключ-родник продолжал выбиваться к свету... Вторая история больше похожа на легенду. У Чиликовых был свой надел земли, который числился за бабушкой Анастасией. Находился он рядом с местом, которое, по преданию, на долгое время облюбовали татары. Прошли годы. Среди местных жителей стали ходить слухи, что татары закопали здесь клад. Шимохтинские жители решили проверить слух, заодно и разбогатеть - начали копать. На них стали падать камни, деревья, вставала невидимая преграда - или им так казалось. Заклятым оказалось место. Не сомневаюсь, легенда эта до сих пор будоражит умы местных обитателей… Сколько же богатств таит наша земля - не знаю, но какое богатство - старинные истории, легенды, предания таятся в семьях местных жителей и это богатство надо открывать, не жалея, людям.

Александров, история

Previous post Next post
Up