Трюизм о воспитании детей: общаться с подростком - как?

Apr 10, 2016 16:02

У нас дома появился уже хороший объект для отращивания дзена в общении с подростками. Длинное, долговязое, голенастое, под 160 ростом, пользующееся одеколоном Calvin Klein и изводящее тонны геля для волос, потому что самая большая проблема в мире - это выбившаяся прядка (ааа, у него пока чистая кожа и я так надеюсь, что удастся обойтись без прыщей - иначе всем придется повеситься!) . Не вписывающееся без ушибов ни в один дверной проем, рдеющее при виде девушек, пытающееся разглядеть ракурс, в котором уже заметны усики над пухлой детской губой, отвечающее суровым баритоном "мааам, ну что я, не знаю, откуда дети берутся?" на попытку посмотреть взрослый фильм без него... Заодно - колючее, обидчивое, ранимое, апатичное, задумывающееся о глобальных смыслах и несправедливости мира, спорящее с родителями до икоты, шумно-демонстративное, иногда грубое....

Поскольку у детя в круге общения есть и приятели постарше, приходится еще и общаться с мамами "этих невыносимых монстров" в полном расцвете сил. И  вот меня что поражает...

- Ах, Мануэль стал просто невыносим, хамит все время, я иногда прямо плачу от него!
- А ты попробовала ему сказать, что ты чувствуешь, что плачешь, какие именно слова и почему тебя ранят?
- Нет, ему это только радость доставит!

Или:
- Клара перестала учиться, курит тайком...
- а ты пробовала ее спросить, зачем и почему она это делает?
- да чего спрашивать, из вредности!

А я все понять не могу. Вот растет ребенок - не монстр же, не садист, совсем недавно мягонький, пушистенький и уютный малыш. И показывает какое-то "не такое" поведение. При этом ребенок-то, на самом деле, еще действительно ребенок - у него нет ни рефлексии, ни социальной компетентности взрослого. Мама для него - полумифическое существо, всемогущее и всеведущее (то есть объяснять ничего не надо, искать точки соприкосновения не надо), и  вдобавок зачастую воспринимаемое как преграда на пути к свободе и счастью. Сам он не понимает, что в нем происходит - в груди тоска, руки-ноги не слушаются, взрослый мир его встречает уже не умилением, как малыша, а часто кусает и бьет, все время что-то требует. Вокруг куча новых социальных задач - знакомиться с девушками, готовиться к будущей профессии, строить отношения с ровесниками и взрослыми на новом уровне, и все сложно, непонятно, пугающе, требует колоссального напряжения. А энергии при этом нет, сил на борьбу нет - все в рост идет, в строительство организма, в эти длинные волосатые руки-ноги и растущий над губой пушок... И тут взрослый человек вместо того, чтобы на "какое-то не такое" поведение начать выяснять - а почему, собственно, а отдает ли деть отчет, какие последствия, и именно этих ли последствий он хочет, и нельзя ли решить его задачу более социально приемлемым путем (что, скорее всего, большинство разумных мам сделали бы с семилетками в сходной ситуации!), вдруг уходит в глухую беспомощную агрессивно-пассивную оборону. Чем, естественно, фрустрирует молодого Вертера до невозможности, и от Вертера прилетает ненависть уже обраткой.

Ну вот что стОит, когда появляются первые признаки какого-то нового смятения, сказать "Солнышко, это очень хорошо, что у тебя прыгает настроение! Это значит, что начинается гормональная перестройка. Да, сейчас у тебя сложный период, тебе даже может быть плохо физически, а иногда от гормонов бывает и плохо морально - подавленность, плаксивость, нервозность, но через несколько лет ты превратишься в красивого и сильного мужчину". или "да, это нормально, что ты начинаешь понимать, что родители - не истина в последней инстанции. Ты в жизни должен искать свой путь. У нас больше опыта, и все-таки часто мы можем подсказать полезное, но все же мы не безошибочны, поэтому думай своей головой тоже и не отказывайся от мечты, если уверен, что она хороша, даже если мы не пришли сразу в восторг".

Что стОит спросить "А почему тебе хочется сказать грубость?", "что ты при этом испытываешь?", "как ты думаешь, что испытываю я?", "а что бы испытал ты сам, если бы я разговаривала с тобой в таком же тоне?".

Что стОит на очередное выступление "вы мне тут не указ, все делаете неправильно" спокойно попросить предложить альтернативу и доброжелательно обсудить ее (кстати, очень, очень часто при действительно доброжелательном обсуждении выясняется, что в предложении ребенка здравого смысла тоже немало).

Что стОит установить определенные договоренности, хотя бы "я не врываюсь в твою комнату и не говорю тебе, что надеть, а ты мне не хамишь и не бросаешь следы своей жизнедеятельности неубранными за пределами комнаты"?

С Давидкой сейчас эти беседы идут в режиме практически нон-стоп, и я прямо вижу, как расслабляется ребенок, когда, благодаря вопросам и объяснениям, начинает осознавать процесс, эмоции, поступки, насколько ему становится легче, когда установлены и поняты новые правила игры. И в каком шоке пребывают его друзья, которым я тоже в сложной ситуации задаю те же вопросы и даю те же ответы. Блин, никто, похоже, с ними так не разговаривает! ни в школе, ни в семье. "В каждой строчке только точки - догадайся, мол, сама." А "сама" - это  голенастый хрупкий цыпленок с отравленным гормонами мозгом, на которого с какого-то перепугу вдруг сваливается вся ответственность за отношения...

Воспитание, мысли, Давид, про жизнь

Previous post Next post
Up