Творческий подход необходим художнику, журналисту, учителю, инженеру, архитектору, юристу, бизнесмену и даже бухгалтеру. Не зависимо от того, какой профессией в будущем овладеет ребенок, ему обязательно придется пользоваться своим воображением. Развитое воображение поможет ему и в получении образования, ведь здорово уже на уроке представлять и запоминать исторические события и физические модели, гораздо проще запоминать литературные образы и учить стихотворения, познавать основы черчения, свойства химических реакций, географические особенности различной местности. Давайте разберем, какие подходы в развитии воображения ребенка можно использовать.
Поговори со мною мама
С раннего возраста необходимо много разговаривать со своим малышом. Пусть он еще не отвечает вам, но по его реакции, по жестам уже можно понять его заинтересованность и даже узнать его мнение по этому вопросу.
Рассказывайте ребенку о явлениях природы, которые он в данный момент наблюдает. Познакомьте его с различными видами животных - это можно делать вовремя прогулки или показывая книжки с иллюстрациями. В своих рассказах охватывайте разные стороны вопроса: из чего это сделано, какого цвета, что за звук издает, теплое или холодное, сухое или мокрое, большое или маленькое. Дайте ребенку попробовать две тарелочки- теплую и холодную, скажите какую посуду он держит в руках. Так же демонстрируйте ему и другие понятия (гладкий/пушистый, твердый/мягкий). Наглядная демонстрация свойств предмета и его особенностей дает ребенку очень яркое впечатление, вызывает у него живой интерес естествоиспытателя и помогает закрепить в своей памяти данный образ. Впоследствии ребенок сам начнет воображать, вспоминать и придумывать.
Спрашивайте мнение ребенка о прошедшем дне, интересуйтесь его впечатлениями от новых людей, мест и занятий. В своем рассказе ребенок начнет представлять, например, как он был у бабушки с дедушкой в гостях, что он там видел, что пробовал и о чем говорил. Возможно вы откроете что-то новое и для себя, ведь детские впечатления очень яркие и своеобразные.
Рассказывайте о различных профессиях, при этом прибегайте к визуальным примерам и воображаемым образам. Сходив в больницу, расскажите о работе врача, спросите ребенка, как он представляет себе работу доктора, его семью, любимое занятие. Переходите от реальных к воображаемым представлениям.
Вместе ознакомьтесь с географической картой мира. Спросите ребенка, на что похож тот или иной материк, страна или местность. Например, в Италии многие видят образ женского сапожка, в очертаниях России-медведя, Саудовской Аравии-валенка или сапога. Покажите ребенку фотографии животных, растений, людей, архитектуры этой страны. Яркие картинки запоминаются и при названии этой страны ребенок будет чертить в воображении образ «В Австралии- кенгуру….»
История о предмете
Предложите своему ребенку поиграть в новую игру. Для этого выберите какой-нибудь предмет, вполне обычный и придумайте целую историю про него. Например, вы выбрали любимую куклу Вашей дочки. Пусть Ваш ребенок расскажет о ней историю. Назовите ее имя,ее кукольных друзей, привычки, любимые платья, чем кукла любит заниматься, куда и зачем она ходит, что смотрит по телевизору, где учится или работает, какая у нее семья, может быть именно сейчас она собралась в далекое путешествие или решила отметить свой день рождения.
Выбрав небольшой грузовичок, придумайте историю о его воображаемом водителе - как его зовут, какая у него жена и дети (внешность, привычки, где они живут). Представьте, что может перевозить эта машина, что она может сделать полезного, какие меры безопасности на дорогах вы знаете.
Даже когда игрушек нет под рукой, можно придумать забавную историю. Вот перед Вами стоит самый обычный стул. Предложите ребенку придумать историю о нем. Для начала опишите его. Какой стул видит ваш ребенок: он маленький или большой, со спинкой или табурет, какого он цвета, есть ли на нем декоративная отделка, он мягкий или твердый, из какого материала сделан. Затем придумывайте воображаемые свойства предмета. Для чего служит этот конкретный стул? Может быть, он стоит в коридоре и предназначен для очень хорошей цели - чтобы люди в очереди могли меньше уставать в ожидании. Или он родственник Вашего обеденного стола и практически не разлучен с ним.
Эта игра тренирует воображение и просто приносит радость ребенку.
Игры для развития воображения
Отлично тренируют воображение и абстрактное мышление различные игры-собиралки. Так, пазлы дают ребенку представление о целом предмете и его частях, тренируют память и мысленное представление целой картинки и места для отдельной детали. Металлические и деревянные конструкторы, как и кубики, дают представление о пространстве, элементарных навыках строительства, хорошо тренируют воображение, ведь с их помощью можно воплотить любое детское произведение.
С помощью магнитных конструкторов можно воплощать очень смелые детские решения. Из магнитных палочек и шариков можно выложить различные физические и химические модели. Такое объяснение будет более наглядным для ребенка, тем более что с этим пособием он еще и сможет поиграть. Затем, изучая школьные предметы, ребенок сможет самостоятельно собрать свою собственную «молекулу» или модель какого-то физического закона, изучить свойства магнетизма, сделать объемную геометрическую фигуру.
Фантазируйте, веселитесь вместе с ребенком. Воображение поможет более успешно осваивать учебный материал в школе и быть успешным в будущей профессии.