Этот вопрос родители задают себе каждый день, когда им приходится самим разбираться с пронесшимся по квартире игрушечным тайфуном. Неужели так будет всегда? Как было бы замечательно, если малыш, поиграв с одними игрушками, убирал их на место, или хотя бы собирал их в конце дня. Если Вы займетесь этим вопросом всерьез, то Ваш ребенок научится делать это без напоминания взрослых, у него просто появится такая привычка - убирать за собой игрушки, одежду, посуду и прочее.
Почему так происходит
На самом деле, дети очень любят порядок. Это природная тяга к закономерностям. Так, малыш чувствует, что все так, как должно быть. Он успокаивается, занимаясь такой полезной работой как уборка, ребенок чувствует свою важность и нужность. Это помогает ему почувствовать себя более самостоятельным, способным на «большие дела».
Так почему же, имея такие предпосылки, дети не убирают за собой игрушки? Дело в том, что у них просто нет такой привычки. Если, даже за взрослым человеком постоянно заправлять постель, неужели ему в голову придет мысль сделать это самостоятельно? Зачем, ведь у нас уже есть тот, кто этим постоянно занимается. Также, одной из причин, может быть то, что родители лишь с досадой разводят руками: «А наш не убирает за собой…» в беседе с другими родителями, вместо того, чтобы почаще обращать внимание своего чада на то, как хорошо, когда все лежит на своем месте.
Привычка убирать за собой имеет в своей основе еще одну очень важную часть. Эта привычка формирует у ребенка понятие о помощи. Так, убирая за собой, он осознает, что способен так же помочь своему младшему брату убрать игрушки, помочь маме и отнести какие-то вещи в шкаф, повесить на вешалку, сложить в ящик. И когда у ребенка складывается уверенность в том, что убираться необходимо, и он знает, где лежит данная игрушка, то он начинает убираться самостоятельно, даже без напоминания взрослых.
Запомните несколько простых правил:
1) У каждой игрушки свое место.
Придумайте вместе с ребенком, где живет Мишка и каждый вечер укладывайте его на своем месте спать. Машинки необходимо «загонять в гараж». Сделайте для ребенка запомнить и цветные картонные ящики разного размера, отведите специальное место в шкафу, комоде, кладовой. Здесь ребенок сможет поместить посуду, одежду для игрушек, кубики, пазлы, бумагу и карандаши. Для каждого вида игрушек - свой ящик. Его можно подписать «посуда», «машинки», «одежда кукол», изобразить на ящике соответствующие рисунки вместе с ребенком или просто сделать различие в цвете ящиков. Так ребенку легче будет запомнить в какой ящик нужно положить ту или иную игрушку. Это нудное на первый взгляд занятие превратиться в своеобразную игру, где предметы нужно сортировать и раскладывать.
2) Закончил играть-собери игрушки.
Закончив играть в одну игру, уберите вместе с ребенком игрушки на место. Если ребенок не делает это вместе с Вами - начните сами, каждый день, привлекая к этому ребенка. При этом объясните, что так будет больше места для игры и меньше потребуется убирать впоследствии. Это действие запоминается и вскоре ребенок сам понесет игрушку на место.
В основе этого правила лежит важная особенность любого характера - умение доводить начатое дело до логического завершения. Согласитесь, завершить дело бывает сложно даже взрослому человеку. Поэтому не требуйте от ребенка быстрых результатов. Переводите это задание в форму игры, чтобы у ребенка складывалось положительное впечатление от наведения порядка. Громкое возмущение родителей, наказания приводят к стойкой неприязни к процессу уборки. Умение доводить начатое дело до конца пригодится малышу в школе и взрослой жизни.
3) Не переходите к следующей части распорядка дня, пока игрушки не убраны.
Сделайте из этого правила своеобразный ритуал. Так же, как ребенок привыкает к распорядку дня, он может привыкнуть к несложному распорядку игры. Подберите подходящее условие именно для Вашей семьи и ребенка. Например, «убираем игрушки- идем спать», «убираем игрушки- обедаем». Вы заметите , что ребенок более спокойно станет относится к «последующему делу» . Например, если раньше малыш неохотно спал после обеда и его приходилось уговаривать или заставлять ложится в кроватку, то теперь после уборки он настроен на сон, потому что у него сложился своеобразный «рефлекс».
4) Родители - пример для ребенка.
Маленький ребенок познает мир вокруг через своих родителей: их действия, общение с окружающими, их беседами и объяснением всего происходящего. Если Вы сами не кладете вещи на место, то будет очень сложно приучить ребенка к порядку. Ведь он уже считает нормой не убирать за собой. Ведь так делают мама и папа, значит, так можно делать.
Соберитесь и решите, что Вам просто необходимо выработать у ребенка привычку к порядку. Ведь вы на многое способны ради своего любимого чада. Даже если вы очень устали или спешите, всегда заправляйте за собой кровать, грязные вещи относите в контейнер для белья, аккуратно складывайте или вешайте на вешалку одежду.
Было бы странным предполагать, что в доме, где в одной куче валяются чистые и грязные вещи, не заправляется постель, полно грязной посуды вырастет очень аккуратный ребенок. Начните с себя и Ваши дети будут впитывать привычку к порядку с раннего детства. Это умение сделает Вашего ребенка аккуратным, более уверенным в себе, умеющим преодолевать трудности, поможет сэкономить время на «разборке завалов» и заняться более интересным и полезным занятием, будет прививать способность добиваться поставленной цели.
http://vk.com/login?act=mobile#/gameskidsgroup?w=page-40564184_44149748