Обратная реципрокность

Jul 18, 2019 10:06


В замечательной книге Маршалла Саллинза "Экономика каменного века" есть статья "О социологии примитивного обмена". Она посвящена исследованию явления  *реципрокности*, то есть взаимного дарения, передачи материальных ценностей, на которой базируется любое общество и любая экономика.

В основе любых обменов лежит дар, но он бывает либо возмездным, либо безвозмездным.

Та или иная форма реципрокности зависит прежде всего от величины социальной дистанции между участниками обмена.

Саллинз выделяет три формы такой реципрокности

1. Генерализованная реципрокность. То есть дар без требования обязательной отдачи, благотворение, обеспечение задаром, порожденное расположением, основанным на социальной близости.

2. Сбалансированная реципрокность. То есть сбалансированный обмен - Ты - Мне, Я - Тебе, ведущий ко взаимной заинтересованности и расположенностию

3. Негативная реципрокность. Попытка достичь выгод за счет другого и в ущерб другому. Обман, кража, насилие, в лучшем случае назойливый торг.

Эти три формы реципрокности, повторю еще раз, задаются той социальной дистанцией, которая разделяет участников обмена. По отношению к своим как правило реализуется генерализованный обмен. Со своими просто делятся, им отдают все, что им нужно. Им стараются дать побольше. По мере социального отдаления переходят к взаимовыгодным отношениям, а затем и к попыткам одностороннего присвоения чего-то себе, решения проблем за счет чужих. Присвоенное у чужих часто безвозмездно отдается своим.

И вот тут меня поразило то - насколько неестественная и перевернутая модель реципрокации внедрена была в России в течение ХХ века (может и раньше) и торжествует, несмотря на возмущение, и сегодня.

Эту модель можно назвать Обратная реципрокность. Суть этой модели в том, что нормальная привязка форм реципрокности к удаленности социальной дистанции заменяется на обратную. То есть генерализованная реципрокность осуществляется по отношению к чужим, часто - к врагам. В то время как негативная реципрокность осуществляется по отношению к друзьям.

Грубо говоря, в этой модели реципрокации нечто забирают у _своих_, иногда с применением насилия, для того, чтобы безвозмездно и с надбавкой отдать чужим. Враг в рамках этой реципрокации предпочтительней друга и родственника, напротив, близкое родство является основанием для поведения, основанного на механизме "подождет", потерпит", "перебьется".

Речь, разумеется, не о массовом поведении, а по поведении потестарных институтов, власти, каковое, в прочем, через влияние государственной пропаганды сказывается и на инддивидуальном поведении людей - они начинают решать проблемы с дальними за счет ближних. "Ближний потерпит" является в современных социальных отношениях практически догмой.



При этом надо понимать, что, поскльку данная извращенная модель внедрена, если не сказать вживлена, только русским, то весь внешний по отношению к нам мир - и внутри страны и вовне, действует по обычной классической модели реципрокации.

За счет этого создается резонансный эффект во взаимоотношениях Мы и Они.

Мы осуществляем максимально щедрую генерализованную реципрокность по отношению к ближнему кругу Их, и Они тоже осуществляют таку же реципрокность по отношению к внутреннему кругу своих. Другими словами, выгода от генерализованной реципрокности на стороне Их - двойная.

При этом Мы осуществляем максимально негативную реципрокность по отношению к своим. Но и Они тоже осуществляют максимально выраженную негативную реципрокность по отношению к нашим ближним, поскольку для них-то они дальние. Другими словами, убыток от негативной реципрокности на стороне Мы - двойной.

Как это выглядит на практике мы все себе отлично представляем.Но если кому нужны напоминания, можно напомнить свежие примеры.

Кадыров подарил Депардье пятикомнатную квартиру

В Приморье ветерана ВОВ незаконно вычеркнули из списков на жилье

на сегодняшний день уровень задолженности потребителей услуг перед ОАО «МРСК Северного Кавказа» и управляемыми им обществами составляет 5,3 млрд рублей. О чем говорит эта цифра? Это значит, что более трети года потребители Северного Кавказа пользовались услугами компании и электроэнергией бесплатно.
http://ria.ru/interview/20130227/924837432.html#ixzz2M6EfcNlm

Президент отметил: "В Петербурге в некоторых районах квартплата на 40% выросла. Идите и объясните людям, почему они в январе или в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале - вот такой скачок. И это в Петербурге, в некоторых районах. А в Мурманске, Вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?"
http://top.rbc.ru/economics/25/02/2013/846756.shtml

Разумеется эта модель касается не только межэтнических отношений, но и международных.

Памятная в СССР кампания по ликвидации непреспективных деревень (по сути уничтожение базовой для этноса русской модели расселения) была обоснована невозможностью провести в отдаленные села дороги, газ и электричество, поддерживать там школы и медпункты.

В то же самое время СССР милионами долларов поддерживал сперва диктатора Сомали Сеада Барре против негуса Эфиопии Хайле Селассие, а затем, выкинув на ветер миллионы вложенные в Барре (включая морскую базу в Бербере), стали поддерживать против него диктатора Эфиопии Менгисту Хайле Мариама, вкладывая опять же миллионы.

Степень разумности этой логики во внешней политике с тех пор не увеличилась.

Но то же самое мы можем заметить и в личной психологии сограждан и единоплеменников. Постоянное решение проблем с дальними, враждебными, навязчивыми, наглвыми людьми (осуществляющими негативную реципрокность по отношению к нам) совершается за счет "потерпят", "перебьются", "не чужой - подождет" по отношению к своим. Это настолько всеобщий порок нашей социальной психологии, что примеры нормальной модели - генерализованная реципрокность своим, сбалансированная или негативная - чужим, можно встретить у русских, увы, нечасто.

Некоторые еще и пытаются подвести под это извращение социального поведения "идеальную" базу. Мол душа русского человека широка и исполнена всечеловечности (ии пролетарского интернационализма). Он хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать... Только надо понимать, что ради земли крестьян в Гренаде герой пошел убивать и лишать земли Донских казаков, давить украинских крестьян-махновцев, расстреливать и топить русских офицеров в Крыму...

В Евангелии сказано накормить нищего и поделиться с ним куском хлеба. Но там нигде не сказано отобрать для нищего последний кусок хлеба у своих детей и обречь их на смерть.

Вся апологетика обратной реципкрокности, которую иногда приходится встречать, разбивается о тот факт, что наряду с распространением генерализованной реципрокности на дальних она предполагает (обязательно предполагает, требует) негативной реципрокности по отношению к ближним.

Пора кончать с этой странной социальной моделью.

*Реципрокность (от лат. reciprocus возвращающийся, обратный, взаимный, чередующийся  ) - процесс взаимодействия, в котором, если усиливается одно, то ослабляется другое. Реципрокный подход предполагает постоянное взаимовлияние между внутренними   характеристиками участников  и  внешними.
Previous post Next post
Up