«Сlip в переводе с английского обозначает “стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка”.
Термин “клиповое мышление” больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении - окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, Интернет».
***
«Суть клипового мышления заключается в том, что оно умеет - и любит - быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Вы, наверное, замечали, что тинейджеры намного быстрее взрослых ориентируются, скажем, на рабочем столе компьютера, который они до того не видели. В этом огромное достоинство клипового восприятия - большая скорость обработки информации. Но при этом клиповое мышление тяготеет к нетекстовой, образной информации».
Клиповое мышление плохо приспособлено к восприятию длительных линейных последовательностей, в том числе книжного текста».
Ястребов Л.И. ЕГЭ и образование.
При чем тут ЕГЭ? При том, что эта форма экзамена прямо ориентирована на такой стиль мышления. Она его стимулирует и поощряет. Старые модели экзаменовки, напротив, предполагали работу учеников с "семиотическими структурами большой сложности", выраженными в форме "длительных линейных последовательностей", то бишь с толстыми солидными учебниками. Это раз. И ответы также генерировались в виде самостоятельно составленных этих самых линейных семиотических последовательностей в письменной или устной форме. А не в виде выбора из предложенных коротких утверждений.
В этом минус ЕГЭ. Остальное - сплошные достоинства! Прежде всего демократичность, общедоступность, некоррумпированность и справедливость.
Простой сельский паренек, если толковый, может подготовиться к экзамену не хуже московского мажора, у которого куча репетиторов из МГУ. Это труднее, но возможно. Надо самому серьезно поработать. Но ресурсы есть.
Какие? Во-первых, доступность учебной литературы всех форматов. Во-вторых, доступность онлайн форм обучения. И главное: баллы, набранные москвичом и жителем поселка Ерофей Павлович совершенно одинаково АНОНИМНО считаются и учитываются при поступлении.