Первый - это распространение, или “относительно нейтральная передача информации” через границы, посредством либо демонстрационных эффектов в соседних странах, либо моделирования успешных демократий. Говорят, что диффузия, облегчаемая распространением новых информационных и коммуникационных технологий, объясняет “волнообразную” временную и региональную группировку демократических преобразований. Вторым механизмом международного влияния является прямое продвижение демократии западными государствами, в частности Соединенными Штатами. Здесь основной движущей силой смены режима являются “усилия самого могущественного либерального государства в мире по продвижению демократии за рубежом” с помощью дипломатического убеждения, угроз и - в некоторых случаях (например, Гаити, Панама и Сербия) - военной силы. Третьим механизмом международного влияния является многосторонняя обусловленность, в которой внешняя помощь или членство в международных организациях связаны с достижениями стран в области демократии или прав человека. Формы обусловленности варьируются от негативных условий - или отказа от внешней помощи непокорным автократам - до позитивных условий или условий членства, используемых региональными организациями, такими как ЕС. ЕС предложил помощь и широкую интеграцию в Западную Европу в обмен на далеко идущие политические, административные и экономические реформы. Четвертый механизм - внешняя помощь демократии. Западные правительства, партийные фонды и международные организации в 1990-х годах резко увеличили финансирование программ гражданского воспитания, помощи в проведении выборов, правовой реформы, а также независимых СМИ и гражданских организаций. Наконец, транснациональные правозащитные сети представляют собой пятый механизм внешнего влияния. НПО, занимающиеся правами человека, демократией и наблюдением за выборами, выросли, быстро увеличивались в размерах, численности и влиянии в 1980-х и 1990-х годах. Эти организации привлекли международное внимание к нарушениям прав человека, фальсификации выборов и другим нарушениям международных норм, и они лоббировали западные правительства с целью принятия карательных мер в ответ на них.
Источник: Competitive Authoritarianism: Hybrid Regimes After the Cold War Cambridge University Press, Problems of International Politics, 1, 2010 Steven Levitsky, Lucan A. Way