Регулирующая и мотивирующая роль нравственных норм, адресующих свои требования должного ко всем индивидам данной общности в течение определенного исторического периода, немыслима, если нет общения, взаимодействия и коммуникации между людьми. Нормы функционируют в процессе общения, при взаимодействии множества действующих личностей. Именно поэтому особенности нравственного сознания органично связаны со всей общественной психикой. И самая элементарная коммуникация предполагает определенную степень согласия с «условностями» моральных норм. Они осуществляют «нормативную ориентацию», вносят элемент «порядка» в реальную ситуацию благодаря «опоре», которую встречают в общественной психике.
Социальная психика участвует в саморегуляции поступков, служит в качестве «опоры» или «отрицания» моральных требований, но сама по себе, в отрыве от нравственного сознания она не указывает, «как следует поступать». Оценочная и регулирующая роль общественного мнения, настроения, подражания и пр. осуществляется на основе моральных норм.
Различные социально-психические образования могут усиливать нравственное поведение или же отклонять его от действительных нравственных ценностей. Не случайно достижения социальной психологии как науки используются по-разному - в ущерб человеку или для блага человека. Достаточно указать на практику систематического психоманипулирования массовым сознанием в капиталистических странах посредством коммерческой рекламы или политической пропаганды. Реклама, например, умело используя законы массовидной психики, внедряет в сознание народных масс капиталистических стран миф о равных возможностях для всех, насаждает культ денег, формирует «удовлетворенное сознание» и «ценности индивидуализма».
Социально-психическое воздействие означает «поступай, как другие», тогда как моральная норма подразумевает «поступай как следует», то есть должное. Социальная психика не всегда обеспечивает моральный тип регуляции.
Те или иные социально-психические образования возникают при любой совместной деятельности людей, при любом контактном общении «лицом к лицу». При этом эти образования весьма различны в банде воров,
в студенческой группе, в производственной бригаде или в данной научной группе. Если социальная психика отражает более непосредственно особенности межличностных отношений, то источник и основа морали всегда находятся на уровне класса (макроструктуры).
«Социально-классовое добро» независимо от тех или иных личных мнений о нем. Оно обусловлено конкретно-исторически. Мораль не может выводиться непосредственно ни из индивидуальной, ни из социальной психики; она может выводиться из общественно-исторического бытия класса.