Доклад д. ф.-м.н., д.полит.н, Степана Сулакшина на Общем собрании Академии военных наук, январь 2014 Уже общепринято представление, что в современном мире межгосударственное противоборство осуществляется в том числе с помощью так называемой «мягкой силы». В этой сфере средства и силы нападения развиваются так же интенсивно, как и в обычной технической военно-прикладной сфере (рис.1).
На рисунке можно видеть, что традиционное информационно-психологическое воздействие, таргетирует, прежде всего, социум. Оно перекодирует массовое сознание, патриотизм заменяет на коллаборационизм или космополитизм, пассионарно-социальную энергию народа, которая может использоваться для свершений, превращает в свою противоположность - потребительские ориентации, и это действует весьма эффективно, как мы видим на примере современных постсоветских государств. России в частности.
Но уже появилось следующее поколение методов воздействия на социум, на избранную страту общества, а именно страту элиты, страту специалистов. Специальными способами это пространство деквалифицируется, что, естественно, по вертикали воздействует на механизмы принятия национальных решений и нацелено, естественно, на ослабление государственно-управленческих и оборонных потенциалов страны. Эту цепочку проведенные исследования позволяют квалифицировать как специализированный метод, и мы его обозначаем как когнитивное оружие. Это есть тема нашего сообщения.
Как и обычное информационное оружие (рис.2) , оно направляется на нанесение материального ущерба и снижение оборонных потенциалов страны.
Жирно выделенный на рисунке квадрат - это цели, в состав которых входят материальные объекты, финансово-экономические системы, но входят и потенциалы страны. Если достаточно понятно как противник воздействует через социум, то в случае воздействия через элитную компоненту, через когнитивное пространство страны это происходит сложнее.
Что такое «когнитивное оружие»? Я сделаю апелляцию к известному каждому литературному источнику - книжке «Буратино». Там было такое специфичное «Поле чудес в стране дураков». Если страна в своем квалификационном сегменте превращается в страну именно таких персонажей, то есть людей, когнитивно дезориентированных, использующих ложные теории, концепции, стратегии государственного управления, то такая страна становится очень уязвимой, и сама, за счет своих средств, лишает себя оборонно-значимых потенциалов. Вместо профессиональной и патриотичной, эффективной власти получается «поле чудес». Поэтому базовое определение имеет следующий вид.
Когнитивное оружие - это внедрение в интеллектуальную среду страны противника ложных научных теорий, парадигм, концепций, стратегий, влияющих на ее государственное управление в сторону ослабления оборонно-значимых национальных потенциалов.
«Схема нанесения ущерба». Внедренная ложная теория поражает национальную науку, соответствующие научные школы и поколения. Производные от этого экспертные сообщества, образовательный контур, который готовит соответствующие ущербные кадры, запрограммированы на ложные представления о важнейших парадигмах управления, развития страны, воспроизводят поколения студентов и аспирантов соответствующего сорта. Они насыщают релевантные референтные структуры органов государственного управления и лиц, принимающих решения, соответственно, возникает ошибочная деструктивная государственная политика управления, и результат - ослабление оборонно-значимых потенциалов страны.
Внедренная ложная теория поражает национальную науку, соответствующие научные школы и поколения. Производны от этого экспертные сообщества, образовательный контур, который готовит соответствующие ущербные кадры, запрограммированые на ложные представления о важнейших парадигмах управления, развития страны, воспроизводят поколения студентов и аспирантов соответствующего сорта. Они насыщают деквалификацией релевантные референтные структуры органов государственного управления и лиц, принимающих решения. Соответственно, возникает ошибочная, контрпродуктивная и деструктивная государственная политика управления, и результат - ослабление оборонно-значимых потенциалов страны.
Рассмотрим несколько примеров применения когнитивного оружия в современной России.
1. Теория постиндустриализма.
2. Теория монетаризм в национальной финансово-экономической системе и эмиссионно-кредитной политике ЦБ.
3. Теория либерализма: урезание государства, избыточная открытость национальной экономики.
Три примера - теории постиндустриализма, теории монетаризма, теории либерализма - это еще не все, их гораздо больше.
Это концепция опережения производительности труда по отношению к оплате труда (в условиях заниженной оплаты труда), это миграционная тематика, это тематика реорганизации контура образования и Российской академии наук и т.п.
1. Теория постиндустрализма.
Эта теория разработана в 60-е годы, тогда, когда начали развиваться постиндустриальные, послепромышленные, после материального производства сферы интеллектуальной деятельности. Рис.4. Но достаточно легко показать, что после показанного стрелкой момента генерации этой теории в Соединенных Штатах Америки промышленное производство не прекращалось, а вот в Советском Союзе и России, вы видно, как бы завернулось вспять.
Постиндустриальная теория есть ложная и подставная теория и обычно ее упаковывают для подачи вполне определенным образом. Вот мол опережающим образом в передовых странах развивается третья корзина - сектор услуг. Но в нем, применительно к так называемым передовым странам, Соединенным Штатам, прежде всего, развита сфера финансовых отношений - торговля долларом, пирамида, где торгуют зеленой бумагой. Но дело в том, что материальное производство и американские капиталы выводятся в другие страны, производство перераспределяется по миру. Не уменьшаясь, а возрастая. В промышленном секторе растет и выпуск, и занятость. Рис.5. Если же брать пример США, страны мирового паразита, и переносить ее устройство ан Россию, то получается только часть результата, а именно, деиндустриализация, а вовсе никакая не постиндустриализация.
И становится понятно, что постиндустриальная идея - это миф, потому что в балансе всего мира, по всей географии промышленное материальное производство нарастает, как и занятость в этом секторе. Но, если в официальных стратегиях правительства Медведева ставится такая цель, то разрушение промышленного производства в стране неизбежно. Агрессор 20 века, нападая на страну, бомбил ее промышленный потенциал, современные агрессор, действуя латентно, но гораздо более результативно, уничтожает промышленность нашей страны с помощью когнитивного оружия и собственного правительства России. Рис.6.
Выделяющийся на рисунке столбик - это Соединенные Штаты Америки. Надежно диагностировано глобальное социальное явление стран-паразитов, которые не производят материальные блага, производят в режиме фактически фальшивомонетничества средства обмена и потребляют такие материальные блага за счет всего остального мира, к которому принадлежит и наша страна.
Постиндустриализм, как ложная теория, сгенерирован именно теми странами, которые на поверку являются странами т.н. социальными паразитами. Это те страны, которые больше потребляют, чем производят. Донором, покрывающим этот разрыв, выступает остальной мир, и такие «наивные» страны как Россия. Рис.7.
Мы видим колон, выделяющийся столбик - это Соединенные Штаты Америки. Диагностировано глобальное социальное явление стран-паразитов, которые не производят материальные блага, производят в режиме фактически фальшивомонетничества средства обмена и потребляют такие материальные блага за счет всего остального мира, к которому принадлежит и наша страна.
Но результат в чем? Результат в том, что страны Запада и США, сворачивая материальное производство, наращивают свое потребление, а материальное производство наращивается в других странах. Смотрим на верхнюю полочку - там Россия. Россия сворачивает в постиндустриализм, после промышленности, сворачивает материальное производство, сводит его к производству сырья, и, как видите следующий слайд, попадает в удивительное положение в мировой табели о рангах.
Страны, которые выше единицы на этом слайде, у них коэффициент отношения доли в мировом потреблении к вкладу в мировой ВВП выше единицы. Это страны-паразиты. Прежде всего, лидируют, конечно, Соединенные Штаты Америки. Россия и Китай, как вы видите, в противоположном конце этой классификации. И возникает простейший вопрос: а Россию допустят к состоянию мирового паразита, ей дадут возможность эмиссии рубля как резервной валюты в мире? Нет, конечно.
Тут два жирных вопроса, все рассказы о мировом финансовом центре, фиксация в официальных стратегических документах страны о том, что нам необходимо двигаться к постиндустриальной экономике - это очень яркая иллюстрация стратегического заблуждения, которое проецируется на очень многие сферы образования, науки, материального производства, оборонно-промышленного комплекса и так далее.
Результат навязывания мифа о постиндустриализме заключается в том, что страны Запада и США, сворачивая материальное производство, наращивают свое потребление, а материальное производство наращивается ими в других странах. А Россия сворачивает в стремлении к постиндустриализму материальное производство, сводя его к производству сырья, утрачивая свои потенциалы и государственный суверенитет.
Страны, которые имеют показатель выше единицы на рис.7, есть страны-паразиты. Прежде всего, лидируют, конечно, Соединенные Штаты Америки. Россия и Китай в противоположном конце этой классификации. И возникает простейший вопрос: а Россию допустят к состоянию мирового паразита, ей дадут возможность эмиссии рубля как резервной валюты в мире? Нет, конечно. Тогда как можно расценить следующую цитату?
«Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике.»
Д. Медведев. Газета «Ведомости», статья «Время простых решений прошло».
Это очень яркая иллюстрация стратегического «заблуждения», которое проецируется на многие сферы образования, науки, материального производства, оборонно-промышленного комплекса, геополитических потенциалов России. Последствия в виде деградации страны более чем серьезные.