О важности мелочей при планировании секретных мероприятий

Nov 19, 2011 15:19



Дочитывая воспоминания советского разведчика Конона Трофимовича Молодого, который, после своего ареста британской контрразведкой, стал известен всему западному миру под именем Гордон Лонсдейл, наткнулся на любопытный момент прокола спецслужб Её Величества при обмене нашего разведчика на Гревилла Винна.



Полковник Конон Трофимович Молодый на почтовой марке СССР

Скандал с разоблачением Лонсдейла не утихал и после его ареста. MI5 старалась сломать Конона Трофимовича уже в тюрьме, куда он сел после беспрецедентного в истории британского правосудия приговора - 25 лет, причем лишь по обвинению в намерениях совершить преступление - само преступление доказать так и не удалось. Лонсдейл молчал и улыбался в течение всего процесса и, как писала английская пресса: «У него даже веко не дрогнуло, когда судья огласил ему приговор с огромным сроком». В отличие, кстати, от Винна, на которого его обменяли. Тот слил всех и на суде в СССР клял британскую разведку, которая его, бедняжку, вот так подставила. Об этом тоже писали газеты Великобритании, сравнивая стойкость и патриотизм советского разведчика и британского. Сравнение, понятно, было не в пользу соотечественника.

Отдать Гордона Лонсдейла, который не сломался, не дал британской контрразведке никакой информации и не купился ни на посулы денег, ни на предложение сытой жизни на западе, было для Великобритании позором, а потому обмен проходил в обстановке глубочайшей секретности. Тем более, что пресса - интерес которой к делу Лонсдейла не уменьшался, а самому разведчику через его адвоката в камеру присылали предложение об эксклюзивной публикации мемуаров со все более и более растущими гонорарами - буквально паслась возле тюрьмы. Издания платили тюремным охранникам немалое вознаграждение за любые сведения о заключенном. И вот, в день, когда Лонсдейла вывозили из тюрьмы, чтобы доставить на аэродром, британские спецслужбы совершили очередную мелкую ошибку, которая полностью сорвала их планы по соблюдению строгой секретности.

Гордон Лонсдейл числился в «особо опасных преступниках», а потому любое его перемещение за пределы тюрьмы должно было проходить в строгом порядке - одна машина, где везли самого заключенного, вторая - машина сопровождения. Но контрразведчики, посчитавшие, что теперь-то, когда Конона Трофимовича везут на Родину, ждать от него каких-то сюрпризов не стоит, расслабились и вывезли его из тюрьмы лишь на одной машине. Отсутствие машины сопровождения сразу дало понять многоопытным церберам  на воротах, что Лонсдейла не переводят в другую тюрьму, а везут освобождать. Охранники, получающие от газет приличные деньги за информацию, тут же сообщили о своих догадках журналистам, на том вся секретность операции и закончилась...

Пост следовало бы назвать «О важности мелочей при планировании секретных мероприятий и обязательном следовании привычному алгоритму действий», но получилось бы уж слишком громоздко. Хотя - так было бы правильней. Любое изменение в привычных действиях, что в разведке, что в Конкурентной разведке, сразу же привлекает внимание и создает угрозу провала операции или, как минимум, может дать противнику критическую информацию. Например, кто проводит активное мероприятие или стоит за ним. Бывает, что в ходе долгосрочного проекта, когда алгоритм видимых действий уже стал привычным для получателей информации, у нашего заказчика что-то меняется и он предлагает внести изменения и в ход АМ. Ну, к примеру, он регулярно дает некую информацию, которая находит свое отражение в « блоге-инсайдере ». А тут - отпуск у товарища - Гавайи, серфинг, туземки, все такое... И товарищ, в предвкушении предстоящего кайфа, предлагает на это время свернуть активность. Приходится объяснять, что те, кому нам приходится противостоять, не выпускники школы для УО и изменение привычного хода вещей заметят сразу. Заметят и зададут себе вопрос - с чем это связано? А поскольку заказчик человек заметный, все его передвижения (в том числе и на Гавайи к туземкам) отслеживаются и он у оппонентов один из главных подозреваемых в их неприятностях, то сложить факт отпуска и изменение активности - проблем не составит.

Изображение: wikimedia.org

деловая разведка, Александр Кузин, планирование, активные мероприятия, Великобритания, конкурентная разведка, Лонсдейл, инсайд, бизнес-разведка, инсайдер, разведка, СССР, Молодый, коммерческая разведка, утечка информации

Previous post Next post
Up