В начале нынешнего года, выступая в Университете имени Джорджа Вашингтона, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о твердой позиции США по поводу свободы Интернета. Удаление публикаций, блокирование контента, аресты блогеров - недопустимы в современном демократическом мире, - говорила госпожа госсекретарь. Клинтон гневно (это она умеет) обрушивалась на Хосни Мубарака, который
отключал Интернет в Египте во время массовых волнений, справедливо полагая, что планирование и координация процессов проходят, во многом, именно на ресурсах социальных сетей Интернета. А уж пропаганда - разве что не полностью обеспечивалась Сетью. Клинтон и во время египетской Интернет-блокады обращалась к Мубараку с призывами прекратить безобразить и немедленно открыть доступ для египтян к Фейсбуку и Твиттеру. Видимо, блокада все же мешала «революционерам» и нарушала их планы.
Наряду с Египтом госсекретарь приводила в пример и Иран (ну, кто бы сомневался?!), где правительство тоже отметилось в ограничении доступа к Интернету во время волнений в 2010-м, и отмечала, что Интернет стал катализатором политических изменений и «всемирной городской площадью», где люди могут объединиться для этих самых политических изменений. Потому, - заверила госпожа Вау, - США будет защищать свободу Интернета во всем мире и даже даст на это денег, а так же предоставит самым заслужившим из числа людей доброй воли портативную аппаратуру, позволяющую обходить блокаду Интернета репрессивными режимами. Кое-где даже пообещали развернуть сети «теневого Интернета» на базе альтернативных и независимых мобильных телефонных сетей.
Летом, понятно с чьей подачи, ООН постановила, что отныне
право на доступ в Интернет признается неотъемлемым правом человека, поскольку «...Интернет имеет значительный потенциал и множество преимуществ, которые заключаются в том, что информация между пользователями распространяется с высокой скоростью, являясь при этом общедоступной, что «вызывает страх многих правительств». Недавние события на Ближнем Востоке ясно дали понять, что Интернет является одним из способов объединения людей и борьбы за справедливость...»
Но то всё были разговоры до того, пока у самих не бахнуло.
Поначалу в Британии, теперь вот и
в США. И сразу в действие вступил иной стандарт, в народе известный как «двойной».
Уже
взяты под охрану кибервойск США банки Уолл-Стрит, несмотря на многолетние заверения о свободном рынке и категорическом невмешательстве государства в дела частного бизнеса. Частный бизнес и сам всегда был решительно против подобных попыток.
Показательными стали заявления представителей высшего руководства Великобритании в преддверии конференции по безопасности в киберпространстве, когда баронесса Полин Невилл-Джонс, полномочный представитель британского премьер-министра Дэвида Кэмерона по вопросам информационной безопасности,
заявила в Интервью радиостанции BBC, что кибератаки представляют серьезную угрозу экономическому благополучию Великобритании и обозначила главных подозреваемых в многочисленных нападениях. Ими оказались Россия и Китай, конечно же. Это такие империи зла, что угрозу представляют не только правительственные структуры, но даже и частные лица, которые тоже не прочь спереть информацию, чтобы потом ее выгодно продать. Тут Полине видней - баронесса, как-никак.
Невилл-Джонс, думается мне, лукавит и наводит тень на плетень. Прямо-то не скажешь, что особое беспокойство вызывают никак не русские или китайские хацкеры, днем и ночью взламывающие британские ресурсы, а свои - доморощенные и завезенные граждане, которые активно используют Интернет для проведения внутренних акций. Объявить всему миру, что правительство ужесточит контроль за Интернетом и мобильными сетями, развернет тотальную слежку и будет блокировать сети в случае новых волнений - как-то не по-демократически, все начнут пальцем тыкать, неловко... Хотя оборудование для этого полицией Лондона
уже закуплено. А вот под соусом угроз извне, да от такой извечной британской пугалки как Россия - это совсем другое дело. Тут и мировое сообщество отнесется с пониманием, а уж свои-то и подавно поддержат - они много чего России забыть и простить не могут. А еще и недавно появившаяся бабайка - Китай - до комплекта.
Я почему так думаю? Да, потому, что вслед за «баронессой по вопросам информационной безопасности» с тем же мотивом выступил уже сам британский премьер, внезапно появившийся на открытии лондонской конференции по проблемам киберпространства. В программе конференции его выступление заявлено не было, однако он туда приехал и толкнул речь, что само по себе уже интересно. Еще интересней, если посмотреть о чем Кэмерон говорил как о категорически неприемлемом - это, как правило, именно то, что и будет делаться (см. «двойные стандарты»). Если англосаксы говорят «мы не будем вмешиваться во внутренние дела суверенного государства», то можно быть уверенным, что какую-нибудь очередную Ливию скоро разбомбят в щебенку. Если заявляют о недопустимости цензуры в Интернете, то именно этого и следует ожидать - цензуры и запретов.
«Наша задача сегодня и в будущем - поддерживать баланс... Мы не можем позволить использовать киберпространство преступникам и террористам, но в то же время мы не можем пойти по силовому пути и использовать методы подавления всего того хорошего, что несет в себе интернет... Правительства не должны использовать кибербезопасность как предлог для цензуры», - подчеркнул Кэмерон, выступая на лондонской международной конференции по проблемам киберпространства». (
РИА)
Симптоматично, что тут же нарисовался и Джо Байден, вице-президент США, повторивший ту же мантру:
«Мы не можем пожертвовать открытостью и возможностями интернета, чтобы дать возможность во имя безопасности задавить свободу» (
РИА)
Ага-ага. А тем временем,
в США продавливают законопроект о «выключателе Интернета» («Kill Switch»), который позволит президенту страны в чрезвычайной ситуации блокировать Интернет в стране. Законопроект был предложен Обаме в прошлом году и его принятие даст ему власть над частными компьютерными сетями. Разумеется - во имя национальной безопасности.
Изображения:
livestory.com.uaxazar.tvchicagonow.com