«Досье на 51-го» - рецензия для конкурентных разведчиков

Jul 18, 2011 01:54



Мой уважаемый коллега, один из самых известных специалистов Конкурентной разведки России, Игорь Юрьевич Нежданов, сегодня рассказал в своем блоге о поисках контактов сотрудников какой-либо компании методами КР. Для чего конкурентному разведчику искать контакты некоего сотрудника? Чаще всего, для того, чтобы вступить с ним в контакт. Вот такая вот тавтология, но куда деваться?

Специалиста Конкурентной разведки, в первую голову, интересует информация. И особенно та, которой нет в опубликованных источниках. Большинство путает опубликованные источники с открытыми, что неверно. Рассказ представителя компании на стенде собственной фирмы на выставке - это тоже открытый источник, хоть и не опубликованный. И этот рассказ может оказаться куда как более информативным, чем буклеты, интервью, статьи и презентации, прошедшие через строгий контроль «контрразведки» компании. Особенно, если рядом со стендом окажется «случайный» посетитель выставки, умеющий задавать нужные вопросы...

Еще большую информационную ценность может представлять сотрудник интересующей конкурентного разведчика компании в неформальной и непринужденной обстановке. Все же, та же выставка или какое другое рабочее мероприятие - действо официальное и потому подконтрольное соответствующим службам безопасности компании, которые стремятся минимизировать риски утечки важной и, тем более, критической информации. И можно быть уверенным, что если на выставке будут демонстрироваться какие-то новейшие разработки, ноу-хау и т.п., то стендист будет заинструктирован до полуобморочного состояния, а рядом с ним будет ненавязчиво отсвечивать неулыбчивый дядя, готовый в любой момент притушить слишком разгоревшийся пыл оратора. Возможно, дядя будет и улыбчивым, но с теми же задачами. А вот в неформальной обстановке - в бане, на шашлыках, в пивной, на рыбалке, в купе поезда (тут и вовсе - «эффект хронотопа») - дело другое. Расслабляющая обстановка, собеседник, не имеющий отношения к твоей сфере и даже как-то и не особо интересующийся (а потому не опасный), расширители сознания... разной степени крепости...

Но прежде чем пойти на первый контакт с незнакомым, но интересующим человеком, необходимо провести кропотливую работу по выявлению его склонностей, интересов, движущих мотивов. Иначе контакт может окончиться неудачей в самом его начале. Вы ему про то, как в прошлые выходные в верховьях Енисея вот такенного тайменя вытащили, аж весло сломали когда глушили, а он со школы увлеченно марки собирает, да еще и агрессивный веган по убеждениям. Больше вы к нему уже не подойдете - может и покалечить за невинно загубленную рыбу...

На выходных посмотрел интереснейший и очень мало известный у нас французский фильм - «Досье на 51-го».




Фильм, как раз, про то, как спецслужбы ищут подход к интересующему их объекту для вербовки. Фильм еще замечателен и тем, что дает хорошее общее представление о работе разведки - большинству он покажется дико скучным и тягомотным. Зрителям, привыкшим к тому, что в кино про спецслужбы обязательно будет экшн, на диск лучше не тратиться - за 105 минут экранного времени ни одной перестрелки, ни одной погони, даже никто никому не дал в рожу, широко и обаятельно (как положено экранному шпиону) улыбнувшись и произнеся: «Жос Бомон! Шпионаж и мордобой!» ©

Фильм поставлен по роману известного французского же писателя Жиля Перро. У нас его всё больше знают по знаменитой книге «Красная капелла». Так вот, роман «Dossier 51» - это, по сути, и есть скучное досье - рапорты, служебные записки, стенограммы прослушки, отчеты о расходах, межведомственная корреспонденция. В общем, скука смертная, рутина и никаких тебе коктейлей пряных под тропическим небом, в обнимку с красоткой. Как рассказывал в интервью сам Жиль Перро - он написал роман по реально существующему досье на разработку объекта, к которому был допущен спецслужбами Франции, и на предложение экранизировать книгу спросил режиссера Мишеля Девилля: «Как вы собираетесь экранизировать пачку рапортов?!» Но
Девилль оказался мастером своего дела. Такой и ресторанное меню экранизирует.

Девилль умудрился практически без какого-либо действия в кадре (да, более того, почти не показывая людей вовсе) продемонстрировать как идет поиск уязвимостей у того, у кого их как бы и нет. Объект - французский дипломат, трудяга, без порочащих связей, верный долгу. В увлечениях - сплошная работа, в прошлом - все чинно-благородно (были амурные шашни с активисткой-троцкисткой по студенчеству, но к делу уже не пришьешь), в настоящем - семья и работа. Точнее - работа и семья, поскольку когда возникает рабочее предложение пошантажировать его связями жены, которая не прочь гульнуть налево, то предложение сразу отметается из-за бесперспективности - этот спокойно пожертвует семьей, долг перед страной - превыше. В общем, никакого компромата, который мог бы стать основой для результативной вербовки, усилия десятков агентов, участников операции, коту под хвост.

Компромат все же нашли - по очень слабым косвенным признакам выявили порочные наклонности, которые дипломат тщательно от всех скрывал и даже не проявлял в реальной жизни. Лишь бессознательно тянулся. Вот это самое его бессознательное психологи проанализировали и на основе этих догадок спецслужбы и подстроили ловушку.

Разумеется, государевым разведкам позволено многое, что не позволено Конкурентной разведке. Компромат и шантаж - это не наш метод, Шурик! Но для общего понимания методов разработки «первого контакта» - фильм «Досье на 51-го» весьма полезное пособие.

информационно-аналитическая работа, Игорь Нежданов, деловая разведка, Александр Кузин, аналитика, конкурентная разведка, аналитическая разведка, шпионаж, бизнес-разведка, разведка

Previous post Next post
Up