Портрет рейдера в интерьере

Jul 02, 2008 19:13




На сайте информационно-аналитического агентства «Advisers» опубликована статья главного редактора Александра Орфенова «Портрет корпоративного отморозка».

Тема, казалось бы, не имеющая отношения к тематике моего блога, однако - это только на первый взгляд…

Рейдеров, как известно, принято делить на «белых», «серых» и «черных». Считается, что те, кто вламывается на предприятие с бейсбольными битами и начинают зверски месить всех налево и направо - те «черные», а те, которые отбирают ваш родовой свечной заводик «по закону» - те, значит, «белые». Ну, а «серые» - они где-то посередине - в одной руке Кодекс, в другой монтировка… Деление, разумеется, довольно условное.

Так вот. Те, которые «белые» - нередко прибегают к услугам PR-специалистов и, даже, политтехнологов. Их задачи в таких «проектах», в общем-то, мало чем отличаются от повседневных - формирование необходимого для успешного исхода дела общественного мнения и обеспечение благоприятной информационной среды. Первое, как правило, используется для понуждения атакуемых к правильным (с точки зрения захватчиков) действиям, второе - для «наведения лоска» на процесс. Чтобы все было красиво и пристойно - не рейдерский захват, а добровольная (под радостные крики одобрения) передача имущества и активов новому, эффективному собственнику.

Несколько лет назад, довольно известный товарищ из этого бизнеса обращался ко мне с предложением поработать по одному крупному объекту - было нужно "покошмарить" многочисленных акционеров-миноритариев и ненавязчиво принудить их к добровольной продаже своих акций нужным людям. Представителям рейдеров, то есть. Как рассказывает Александр Орфенов: «Считается, что если поглощение происходит с пакетом менее 30% - это черный рейд, от 30 до 50% - серый, более 50% - белый». Хотя, замечает Александр, он с этой классификацией согласен далеко не полностью.

В общем, задача вполне решаемая технологиями изменения массового сознания, но я от этой радости благоразумно отказался - как-то не по душе мне пришелся личный пример этого самого товарища, который большую часть времени вынужден задумываться о личной безопасности. Оно, конечно, понятно, что он может себе позволить отсиживаться после очередного «проекта» не в Верхнее-Ниженске, а на Канарах, но меня такое, все одно, не прельщает…

А вот портрет, который весьма ярко и талантливо нарисовал Александр в своей статье, - довольно точно соответствует персонажам, с которыми мне довелось пообщаться. За исключением мелких нюансов, пожалуй. К примеру, тому «канарскому товарищу» не было нужды носить копии дорогих часов - он вполне мог себе позволить прикупить небольшой часовой заводик в Швейцарии. Все остальное - в десятку!

Александр любезно разрешил разместить в моем блоге свой материал, за что ему большое спасибо!

Портрет корпоративного отморозка

Александр Орфенов

Главный редактор ИА Advisers

Многим, полагаю, памятен образ отморозка 90-х - золотая цепь толщиной в палец, бычья шея, вес за центнер - причем в основном мускулы, волосы длиной в сантиметр, лобик шириной в полсантиметра, сонный, но цепкий взгляд. И куда они только делись! Многих можно найти на кладбище - пушечное мясо, таких в разборках не жалели. Уцелевшие куда-то рассосались, и сейчас нечто похожее можно увидеть разве что в дешевых «бандитских» сериалах.

Мне по роду занятий достаточно часто приходится общаться с так называемыми «корпоративными рейдерами» (впрочем, сами они не слишком любят этот термин, предпочитая именоваться «корпоративщиками» или нечто в этом роде) - и хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями. Современные корпоративные отморозки не имеют совершенно ничего общего с отжившими свой век «быками».

Что бросается в глаза прежде всего? Пожалуй, молодость. Большинство рейдеров, по крайней мере, тех, с кем с которыми мне довелось общаться, еще не перевалили 30-летний рубеж. Есть, конечно, и «зубры», но их - значительно меньше.

Второе - некоторая, я бы сказал, «лощеность». Аккуратно подстрижены, аккуратно, по-деловому - более-менее дорого, и при этом неброско - одеты. В ходе переговоров выкладывают перед собой несколько мобильников - достаточно дорогих. Часы… Часы - это отдельная «песня». Обязательно повернут руку так, чтобы Вы увидели их. На часах красуется лейбл какой-нибудь очень известной швейцарской фирмы - ну, к примеру, Vacheron Constantin или Chopard. Почти всегда - это подделка, точнее - копия, но весьма высокого по исполнению уровня, так что неискушенный взгляд этого и не заметит.

Машины любят «большие», типа джипа. Наиболее популярны Хаммер и Рэндж Ровер, хотя для большинства это скорее мечта.

Речь хорошо структурирована, внятна, легко понятна. Очень четко формулируют мысли и легко доносят их до собеседника. Русский язык хороший, хотя и без изысков, лишь изредка проскакивают жаргонные словечки.

Поражает уровень профессионального образования. О законах знают, кажется, все, причем далеко  не только в сфере корпоративного права, но и хорошо разбираются в уголовном, административном, международном и прочих видах права. При этом знают настолько хорошо, что очень четко формулируют, цитируют параграфы, и к справочным базам обращаются лишь в крайнем случае. Я неоднократно проверял через своих юристов - все, что слышал, подтверждается. И что интересно - ВУЗы заканчивали не обязательно престижные или элитные, многие - и совершенно неизвестные, но чувствуется, что очень много занимались профессиональным самообразованием, а что-то и «выстрадали» на практике.

Весьма интересно их отношение к законам, во всяком случае для меня, не-юриста. С одной стороны - безусловное уважение «буквы» закона, с другой - полное игнорирование его «духа». Более того, когда я пытался поговорить с ними насчет «духа» закона, у меня создавалось впечатление, что они просто не понимают, о чем это я. И еще. Их постоянная нацеленность не на то, как соблюсти закон, а как обойти его. И весьма большая изобретательность в этом деле. И, наконец - что, пожалуй, меня более всего поражает - «законами, которые необходимо соблюдать» они считают только такие, нарушения по которым можно доказать. Если же нарушение доказать практически невозможно - ну, взятка, например, которая дается отнюдь не налом, а различными другими способами (тут они настоящие мастера!) - они это в сущности и законом не считают.

Что еще поражает - это трудоспособность. Настоящие трудоголики, способные спать всего по нескольку часов в сутки и все остальное время тратить на работу. Удивительная целеустремленность и готовность - всегда - идти если не по трупам, то уж по головам - точно.

Ну и пожалуй последнее, на что бы я обратил внимание - это исключительно бедный внутренний мир. За пределами своей профессиональной деятельности знают очень мало, почти не читают непрофессиональной литературы, серьезную вообще не читают, несколько чрезмерно склонны к плотским удовольствиям - путешествиям, ресторанам, потреблению в стиле luxury. Очень любят самые различные игры, весьма азартны, искренне расстраиваются, когда проигрывают.

Безусловно, данная зарисовка не претендует на полноту - всегда есть какие-то отклонения. Встречал я среди них и очень интересных людей, с которыми интересно поговорить и на отвлеченные темы, демонстрировавших весьма широкий кругозор. С другой стороны, видел и крайне ограниченных индивидов, у которых в голове одна мысль - деньги.

Но вот если «в среднем» - мне они видятся именно такими, и поэтому я нередко величаю их «корпоративными отморозками». Почему - надеюсь, это я объяснил.

рейдер, рейд, pr, Александр Кузин, ИА Advisers, Александр Орфенов

Previous post Next post
Up