Дисклеймер, так сказать.
Туву я знаю не понаслышке, провел и провожу в ней много времени и счет моего пребывания в этой республике идет на годы. Так что, я-то в теме. В отличие от того «путешественника», о котором чуть ниже.
В начале прошлого века в петербургском театре «Кривое зеркало» шла пьеса «Любовь русского казака. Сенсационная французская драма с убийством и экспроприацией из жизни настоящих русских фермеров в одном действии с вступлением. Переделка из знаменитого русского романа Б. Гейера». Действие пьесы происходило в «в центральном департаменте России, около Санкт-Московии на берегу Волги». Сюжет: «героиню пьесы Аксёнку хотят насильно выдать замуж за казака, и она оплакивает любимого ею Ивана, вспоминая, как сидела с ним под развесистыми сучьями столетней клюквы».
Пьеса, что понятно, пародия на представления «просвещенной Европы» о России. Да и действующие лица в ней - французы-драматурги Ромен и Латук, которые предлагают пьесу директору французского же театра.
Сегодня, когда мир стал меньше и почти любой уголок планеты доступней, центр «просвещенной Европы» сместился внутрь МКАДа, туда же сместились и представления о «дикой России». Ну, той что за МКАДом...
Столичный глянцевый журнал о путешествиях «Афиша-Мир» выдал в ноябрьском номере
умопомрачительную статью о Туве, в которой, как бы, побывал корреспондент этого, Господи, прости, издания Илья Стогов. Тот самый, как я понимаю, который был назван «Журналистом года» (1999г.), «Писателем года» (2001г.), номинировался на «Человека года», с формулировкой «За создание жанра мужской литературы», в 2003 и 2007 году номинировался на литературную премию «Национальный бестселлер», а в 2008 на премию «Человек Книги» и премию «Большая книга» и т.д. и т.п. (
Википедия)
Ну, не знаю насколько можно считать журналистом того, кто раз пять в одной небольшой статье пишет про то, как он закурил, за что редактор любой провинциальной газеты прибил бы своего автора пресс-папье, но писатель Стогов - знатный, факт. В жанре трэш. Хотя, про «курение» может я и зря - может в этом вся соль? Знать бы - что он курил? В своей статье автор пишет, что ему в Туве предложили купить гашиш, а он (разумеется!) отказался, но, по-моему, врет. Такой бред можно написать только во время нехилого прихода.
Журналистский класс чувствуется сразу - с описания разговора с абаканским таксистом, который донес до заезжего корреспондента сакральную тайну: «...они не такие, как мы. Ты вот знаешь, что у тувинок щель идет не вдоль, как у наших баб, а поперек? Точно тебе говорю! Мне один мужик шепнул, у которого с тувинкой было это самое. Щель, говорит, вот такенная, идет поперек, а когда хакаски ходят, она у них чавкает, как рот. Зря не веришь». (стр. 86-87) Знает мастер пера - чем брать читателя. Ну, в то, что водила из столицы Хакасии называет хакасками тувинок - в это, конечно, верится сразу и безоговорочно.
Добавив, нужную по рецепту бульварного чтива, дозу страшилок, что в Туве никто не ходит без заточки в кармане, про население Тувы, которое все пьяно и обкурено, да так, что «в целой республике после полудня не остается ни единого трезвого человека», что «зарезать могут просто за пару ботинок с целой подошвой» (надо ж дать читателю понять, чем рисковал бесстрашный репортер, чтобы сделать материал!) героический стрингер переходит к описанию поездки. Особо доставило, как туземцы рассматривали белого человека:
Толстые тувинки послушно отбрели налево и принялись задирать юбки. Я отвернулся и полез за сигаретами. (да-да-да! снова закурил. «смеркалось»). Когда наконец прикурил, то поднял голову и обнаружил, что все едущие в маршрутке тувинцы обступили меня плотным кольцом и в упор разглядывают мое слишком бледное для этих краев лицо. Взгляды у них были недобрые.
Мы помолчали. Потом один из мужчин наконец спросил:
- Ты ведь не из Тувы, да?
- Нет, не из Тувы.
- Слышно по твоему говору. Ты не так говоришь, как у нас принято. (стр. 87)
Вот тут, конечно, афтар конкретно недоработал! Тут, по правилам жанра, он должен был достать стеклянные бусы и откупиться от кровожадных аборигенов! Еще лучше - достать «Зиппу», зажечь и дикари разбежались бы в ужосе. Ну, продолжим, хотя разбирать весь бред я, конечно, не собираюсь. А статья, по моему карманному бредометру, - зашкаливает.
В общем, угроза миновала, туземцы оказались довольно дружелюбными и вместо ритуального убийства с пожиранием сырой печени Стогова, всю дорогу рассказывали ему про достопримечательности Тувы и предлагали остановиться у их родственников. Дикие, но симпатичные, да.
Наутро путешественник отправился осматривать эти достопримечательности, которых насчиталось ровно три штуки, в том числе и неведомая ни мне, и никому из местных «единственная в мире шаманская клиника». Зря, конечно, ее нету. Возможно - могли бы помочь журналисту...
Енисей, как выяснил корреспондент, грязный. Это в своем истоке, где выше только горы, откуда и стекают многочисленные ручьи и речушки, которые и сливаются в Енисей. Где почти нет хозяйств и совсем нет промышленности. Ну да.
Еще Стогову предложили сходить и посмотреть место, где в прошлом году милиционер застрелил двух подростков. Зря не пошел, Илья. От Кызыла до Кызыл-Мажалыка всего километров четыреста - проветрился бы.
Ну и закончим, пожалуй, феерическими откровениями корреспондента из области археологии. То, как Стогову удалось найти в Туве таксиста, который не знает Аржаан-2 - это великая тайна, проще найти таксиста в Москве, который не знает площадь Трех вокзалов. Но он таки его нашел. Нашел и поехал. Долго они плутали, таксист отхлебывал из баклаги пиво, но, сука, не пьянел, а злобные местные показывали им все время разные направления. «Не хотят, чтобы ты на их священные места смотрел» - сообщил проницательный таксист. В общем, так они Аржаан-2 и не нашли. Попробуй найди, когда он расположен километрах в 20 от федеральной трассы М-54 и к нему ведет асфальтированное шоссе. Разве только экскурсионные автобусы не ездят. Так вот, этот самый
Аржаан-2 - это тот знаменитый курган «Долины царей», где было найдено огромное количество золотых украшений тончайшей работы. Всемирно известная находка, которую в обиходе часто называют «Золото скифов», ставшая первой археологической сенсацией ХХI века. По мнению знатока из глянцевого журнала - это находка периода
неолита. Т.е., когда все нормальные неолитические люди затачивали каменные орудия, охотились с копьями с костяными наконечниками и обжигали первую в человеческой истории керамику, тувинские хомо сапиенсы тянули золотую проволоку и плели из нее тончайшие узоры. Это, к шаману не ходи, второе важнейшее открытие в археологии в нынешнем веке. Нобелевку афтару!
Вот такой, увы, нынешний уровень «столичной журналистики России». И это, типа, лучшие.
Мрак.
Карикатура:
Александр Умяров