Тянь-Шань 2002 (Аю-Тор, Джигит, Хан)

Oct 31, 2009 13:38

Так получилось, что этот отчет пишу в память о друге - Юдине Илье, который погиб 26.10.2009 при проведении спасательных работ в Индии. Душа компании, в разведку, в горы и т.д. с ним - не задумываясь. Прощай БорисОвич.

Две экспедиции, с которыми связаны самые позитивные воспоминания - это как раз 2002 год и следующий, о котором позже.
Так получилось, что к 2002 году Братск созрел для собственной поездки в Несаяны. То есть путь от идеи до воплощения был пройден без участия "монстров".
Описывать переезды не буду, сразу в Каракол :)
Ночуем на старой турбазе, закупаем продукты, фасуем, распределяем, ждем УАЗы. Нас (Женя, я, Ксюха, Серега Журавлев, Борисыч, Дима с женой, Аня, Суркова Женька) утрамбовали в 2 машины и повезли в базовый лагерь. Старые внедорожники зауважал сразу - ехали там, где я бы не пошел.

Место очень красивое, зеленое, вдали снежные пики. Что бы "разойтись" идем 2Б пик 20летия ВЛКСМ. Подходы, штурм бурной речки, заползание по осыпям, с перевала вид на горное озеро нереально голубого цвета, на вершине немного снега, акклиматизация, у всех немного гудит голова - 4250м. Приезжает Дульская Наталья, Борисыч встречает, мы возвращаемся с горы, нас больше на 1 участника.
Переносим базу выше в ущелье Аю-Тор, там несколько интересующих нас вершин. Меняется погода - до обеда солнечно и в общем-то хорошо, после опускается туман, начинается моросящий дождь. Делаем "избу-читальню" - навес, укрывающий от мерзкой погодки.

В периоды между поглощением всех имеющихся книг, ходим на окрестные горы.
3Б Менделеевец (4122м), начало маршрута идем одной командой, затем двойка Наталья-Борисыч и Серега-Женька идут отдельно, мы их видим как в кино -

Если картинку выше увеличить - видны две связки, можно оценить масштабы и виды.
Интересно, пишу и в памяти всплывают подробности, которых, скажем, при просмотре фильма не приходит.
Сидеть вечерами скучно, книжки уже даже занятые рвем на несколько сегментов и читаем частями. С Борисовичем "спелись" как два "компьютерщика", веселимся как можем. Мимо проходит местный охотник вверх в ущелье. Спрашиваем не будет-ли он так любезен нам какого-либо мясца подстрелить. Ушел. Забыли. Возвращаясь, отдает нам тушку сурка. На вид там мяса... у меня кошка толще. Варим суп. Приходит Женька Суркова, ужасается тому, что ее "однофомильца" приготовили в виде закуски. Есть отказывается. Мы с Борисычем переглядываемся, поедаем вакантную еду под спиртосодержащий напиток.

Дальше 2 маршрута на, собственно, Аю-Тор (4382м) по Югр (4А) и Сгр с ущ. (4Б). Акклиматизация в самом разгаре, достаточно сложные восхождения, на спуске со второго попадаем в грозу, страшно, кажется лупит прямо по нам, бежим с максимальной скоростью вниз.
Кульминацией этого этапа должны стать Джигит и Каракольский.
Перебазируемся снова, все что можно оставляем в базовом на той красивой полянке, сами идем вверх до ледника. Подходы в основном по "зеленке", на одном из перегибов внезапно вдали вырастает пик Каракольский - красиво очень. Переход достаточно продолжительный, успеваем даже искупаться в горном озере.

Группа снова делится, Женя и Серега решают пройти "стеклянную ленту" на пик Каракольский, а мы, остальные, с нанятым инструктором (потому как здесь первый раз и никто не знает маршрута), двигаем на Джигит (5170м) по Згр, 4А. Так как основная снаряга у двойки, которая должна идти ледовую ленту, у нас есть только 3 веревки и 6 ледобуров. Подходим на "чайник", смотрим вверх и понимаем, что того железа, что у нас есть если и хватит, то очень впритык и нужно передвигаться максимально компактно - не растягиваться, что неизбежно приводит к замедлению. Пошли. "Мы рубим ступени - ни шагу назад", как в песне. К вечеру выгребли на плечо. Ставим палатки. Завариваем, начинающий надоедать концентрат от "раскладка.ру". Снова начинается гроза. Зрелище фантастическое - кругом снег, а гремит гром и сверкают молнии. Ночь. Выхожу по неотложному делу, невольно посещает мысль - "вот попадет в меня молния, найдут без штанов на склоне".
Утро. Пытаемся раскочегарить примус, он не работает. Вскрываем консервы, быстренько едим и наверх. Т.к. ключ маршрута тот склон на 11 веревок, что мы прошли вчера, то выход на вершину сложностей не вызывает, хотя один участник сошел, т.к. догнала горняшка. На вершине находим тубус, в котором вместо записки от предыдущей группы страница из пентхауза :)

Еще больше портится погода. Быстро спускаемся до палаток на плече, сворачиваемся, теперь спуск до "чайника". За ночь и утро навалило много снега, склоны тяжелые, кругом сыпет. Вниз иду последним, страхую Борисовича и Ксюху с Аней, Бурма (инструктор) с остальными идет ниже.  Доходим до скал, я буквально запрыгиваю на надежные камни, сзади съезжает лавина, уничтожившая наши следы. Повезло. Выходим к "чайнику", а там сюрприз - Женя и Серега. Их лента настолько плотно простреливалась камнями, что не рискнули работать на ней. Они видели как мы спускались и Женя сказал, что нужно поблагодарить ангела хранителя, что все обошлось. Они с Серегой решили, если будет погода сходить хоть на Джигит, мы им пожелали удачи и рванули до базы вниз.
Спустившись до ледника у нас небольшое ЧП - проводник падает, выбивает руку. Собираем консилиум, решаем дернуть, что бы рука встала на место. Дергаем, встает. Привязываем руку к телу, что бы ограничить движение, разгружаем парня, двигаемся дальше. Ледник достаточно рваный и трещины глубокие. На краю одной из них нахожу штатив. Смотрим вокруг - никого, заглядываем в трещины, ищем вокруг, никого. Надеемся, что просто кто-то потерял, идем дальше. По мере потери высоты, снег перешел в противный дождь, а день в вечер. На группу 2 фонарика, которые не могут обеспечить безопасного передвижения среди камней, решаем ставить палатку. Ставим одну, что бы быстрее лечь спать. В 3хместную палатку залезли 6 человек. Напомню, что примус у нас не работает, осталась одна консерва рыбная, по братски делим, хочется пить, собираем со стенок палатки дождевую воду, пьем. Борисыч с начала экспедиции периодически выкрикивает "мы все промокнем!", что стало у нас крылатой фразой, а теперь и воплотилось в жизнь.
Утро. Вылезаем из палатки, оказывается, в темноте поставили ее в болотце и вокруг одна вода, а мы от жажды страдали :)
Добегаем до базы, приходят и Женя с Серегой - погода не дала зайти. Собираемся. Выезжаем в Каракол - за нами прислали УАЗы.
День отмокаем в бане, едим настоящую пищу. Едем в Ат-Джайлоо.
На вертолетке сидели дня 2, хотели со скуки пограничников вызвать на футбольный матч, но что-то не получилось. За то поймали козу. В принципе, вокруг пасется их множество, на отдалении от людей ходят, травку щипают, а одна обнаглела, бегает по лагерю, запрыгивает н машины, палатки. Ночью так достала прыгать на нашу, что была объявлена охота. Загнали животину, Дима поймал ее, сфотографировались,  отпустили. Больше не беспокоила.

Наконец, дождались вертолета. Летим на Иныльчек. Здесь база уже на леднике, травки нет, холодно. Я бегу к друзьям в соседний лагерь, там Даниил Иванович и Леха на месте как в прошлом году. Очень рады друг другу, пьем коньяк.

На Хан-Тенгри (6995м) решено заходить в альпийском стиле, потому как у нас есть акклиматизация на 5000 и нет времени.
Стартуем. Отваливается Женька, ее Серега провожает до базы, догоняет нас на 5400. Здесь ночуем. Дима предлагает добежать до пещер и завтра на гору, но все устали, порыв не поддержали. Как оказалось - правильно. Утро. Валит снег, собираемся, переносим лагерь на перемычку 5900. Ждем погоду. Догоняет горняшка, кто как переносит - Серега лежит на ковре задрав вверх ноги, мы с Борисовичем уничтожили запасы спиртного, девчонки болеют в палатке. Ждем еще день - просветов нет. Противная "раскладка.ру" достала всех, сварил утром вкусную кашу из сублимата, есть никто не стал. Со стороны выглядело так - рука из палатки с котелком, вываливается кашка, рука исчезает, голос в палатке "Анька, давай таблетку". Еще ночь, снова ничего не видно, озвучили прогноз по рации - неделя такой чачи. Собираем лагерь, двигаемся вниз. Борисыч натер ноги, отстал на леднике уже. В базе покупаем пиво. Счастье есть! Показывается Борисович, видит издалека пиво, добегает до нас, делает глоток, потом скептически осматривает бутылку, говорит, что пиво сделано не там где надо, но пьет.

Я снова бегу в соседний лагерь, там меня угощают беляшами свежими, набираю на всех, несусь обратно - беляшам рады чуть-ли не больше, чем пиву - никогда такого не видел =)
Самая дружная экспедиция в которой я участвовал. Море положительных эмоций. И плевать, что не зашли на Хан-Тенгри.