Рассмотрев историю
доисламских арабских государств, следует подойти ко времени арабского завоевания и распространения Ислама.
Несомненно, что Мухаммед был знаком с Христианством и христианами. По преданию Варака, племянник Хадиджи был христианином. Также в христианской полемике с Исламом зародилась мысль, что сам Мухаммед сначала был христианином. Ещё в XV веке Николай Кузанский утверждал, что Мухаммед принял христианство от несторианского монаха Сергия, проповедовавшего в Мекке, но потом был сбит с толку евреями.
Тем не менее, как пишет Вл.Соловьёв “арабы Хиджаза почти не имели дела с православным христианством, и сталкивались главным образом с еретиками: монофизитами и несторианами, а у этих христиан сама основная идея христианства (совершенное соединение Божества и человечества) подверглась существенному искажению. Внутреннее родство мусульманства с христианскими ересями несомненно” [1].
Мухаммеду также были известны арабские племена киндитов, лахмидов и гассанидов. Известны послания Мухаммеда к императору Гераклию, к персидскому царю Хозрою Парвезу, к правителю Сирии и к вассалу Византии, царю сирийских арабов Хариту VII (из дома Гассанидов) [2].
Первая встреча мусульман с гассанидами обернулась столкновением. Летом 629 г., когда император Ираклий прибыл в Сирию, Мухаммед, направил посла в Бусру, но по дороге, в Муте, того задержал и убил Шурахбил б. Амр, местный гассанидский правитель. Узнав об этом, Мухаммад собрал большее, чем когда-либо, войско в 3000 человек. Однако, Шурахбил заранее узнал об этих сборах и сумел подготовиться и мусульманское войско было разбито, мединцы встретили возвратившихся насмешками, дети бросали в них грязью. Только вмешательство Мухаммада несколько защитило их от нападок [3].
Часто приходится слышать мнение, что именно это убийство посла мусульмане расценили (и сегодня расценивают), как объявление им войны со стороны Византии. Однако, совершенно адресовывать действия Шурахбиля Византии, по меньшей мере не правильно. А уж посчитать это объявлением войны со стороны Византии - просто глупо. Посланник от Мухаммеда был послан в Бусру, но убит в Муте, то есть был убит не теми к кому был послан. Также совершенно неизвестно с какой целью он был послан, что должен был передать или сделать. Так и причины его убийства остаются известны лишь Богу, Шурахбилю и возможно самому послу. А сами гассаниды к VII веку уже не представляли единого целого, а с Византией имели напряжённые отношения.
Также бытует мнение, что мусульманам в битве при Муте противостояла чуть ли не 200-тысячная армия Ираклия. Эта цифра встречается у мусульманских авторов, но учитывая, что они же не оставили сведений о числе мусульманских конных воинов, составе отряда, его маршруте, нет даты выступления или возвращения в Медину и даты самого сражения, кроме указания на месяц [4], признать её реальной нельзя.
Да и вообще обвинения Византии в агрессии по отношению к мусульманам выглядят беспочвенно, особенно учитывая, по крайней мере один случай несомненного серьезного контакта Мухаммеда с правителем страны за пределами Аравии - с «ал-Мукаукисом», наместником Египта Георгием, который в начале 7 г. х. (май-июнь 628 г.) прислал Мухаммеду подарки: двух сестер-невольниц с евнухом, мула и одежды из коптских тканей. Одну из невольниц, Марию, Мухаммад взял себе в наложницы, а другую подарил Хассану б. Сабиту. Различные обстоятельства, связанные с этими историческими личностями, не оставляют никаких сомнений в реальности этого подарка. Иное дело, что мы не знаем, что получил от Мухаммада Георгий, о чем шли переговоры с посланцем Мухаммада [5].
К 636 г. племена лахмидов и гассанидов были разобщены и раздробленны, и во время мусульманского завоевания Сирии и Палестины они переходят на сторону своих мусульманских соплеменников. Между тем, мусульманские источники не дают оснований считать, что переход арабов-христиан (как и других христиан Сирии) на сторону мусульман произошёл из-за конфессиональных различий с византийцами. В сочинениях мусульманских авторов отсутствуют известия о межконфессиональной розни в Византии в эту эпоху. Мусульман это не интересовало, поэтому христиане в их произведениях предстают как единая нерасчлененная масса.
По их свидетельствам, гассаниды до 636 г. верно служили Византии, однако после поражения ромеев при Ярмуке гассанидский царь Джабала ибн ал-Айхам завязал переговоры с халифом Омаром о переходе на его сторону. Джабала выговаривал себе право остаться христианином, но вместо джизьи и хараджа, налогов, взимаемых с немусульман, платить садакат - почетный налог, платившийся мусульманами. Как видно, царь гассанидов пытался с помощью такой меры утвердить свое особое положение под протекторатом Халифата. Омар не согласился на это условие, и Джабала со своими всадниками вернулись к ромеям. Умер он в Византии. Часть сирийских арабов-христиан переселилась в страну ромеев, другие признали над собой власть Халифата. Некоторые из них приняли ислам, другие остались христианами [6].
Этот и другие факты свидетельствуют о том, что позиция сирийских арабов определялась изменениями военно-политической конъюнктуры, а вовсе не их конфессиональной принадлежностью.
Итак, точкой соприкосновения, наиболее острой и показательной, можно считать осаду и сдачу Дамаска в 636 г.
Самое раннее из дошедших до нас сочинениях о завоеваниях - «завоевание Сирии» Абу Исма?ила Мухаммеда ибн Абдаллаха ал-Азди (ум. в к. VIII в.).
Первым в поход на Византийские земли отправился Йазид ибн Абу Суфийан. По преданию, провожая его, халиф Абу Бакр дал ему следующее наставление:
“Когда встретишь врага и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигайте пальм и не обдирайте с них кору, не срубайте плодовые деревья и не режьте скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что они посвятили себя Аллаху, оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки. Ударяйте их [мечом] по этим местам, чтобы обращались в Ислам или платили собственными руками, унижаясь” [7].
Это весьма примечательное сообщение. Выстригание волос на макушке было принято в сирийском монашестве. Такой различное отношение к одиночкам-отшельникам и организованному монашеству в раннем Исламе, говорит, по моему мнению, о том, как поверхностно были знакомы первые мусульмане с христианством.
В договоре с Дамаском звучит уже иной тон. В договоре отражено значительно более лояльное отношение к местному христианскому населению. Видимо, что не только арабское население Сирии не отделяло себя от остального населения, - не встретило мусульман радушно, но и не оказало серьёзного сопротивления, - но и арабы-мусульмане видели в покорённых ими жителях всё-таки соплеменников.
Договор с Дамаском по ал-Балазури:
“Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.
Это то, что даровал Халид ибн ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него. Даровал неприкосновенность им самим, их имуществу, их церквам; их городская стена не будет разрушена, и ни в одном из домов не будут селиться. Им в этом покровительство (зимма) Аллаха и покровительство его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и халифов и верующих. Не окажут им ничего, кроме добра, если они платят джизью” [8].
Таким образом, взаимоотношения между мусульманами и христианами складывались сложно противоречиво, зачастую не в пользу последних.
В образовавшемся в результате мусульманского завоевания государстве - Халифате - христиане получили статус зиммиев - людей, находившихся под защитой ислама. Они пользовались свободой вероисповедания и широкой внутренней автономией в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати - джизьи. Христианские общины халифата управлялись собственной духовной иерархией, имевшей многие прерогативы светской власти, в частности право сбора налогов, суда над единоверцами, решения их семейно-брачных и имущественных вопросов.
Одновременно на христиан налагался целый ряд ограничений. Многие церкви были конфискованы и превращены в мечети. Была запрещена миссионерская деятельность среди мусульман: нападки на ислам или обращение мусульманина в христианство карались смертью. Христиане не допускались к военной службе, высшим государственным постам. Мужчинам-христианам было запрещено жениться на мусульманках, но мужчины-мусульмане могли жениться на христианках с условием, что их дети примут ислам.
Первые столетия существования мусульманской империи были отмечены достаточно высоким уровнем веротерпимости, когда христиане свободно совершали богослужения, имели прочные позиции в торговле и занимали видные посты в госаппарате. Случавшиеся иногда в провинциях притеснения христиан чаще имели причиной корыстолюбие наместников, чем религиозную нетерпимость. На этом фоне выделяется имевшее большой резонанс насильственное изъятие у мелькитов халифом ал-Валидом в 707 г. дамасского собора св. Иоанна Крестителя, на месте которого была воздвигнута мечеть Омейядов.
Первое целенаправленное гонение на иноверцев произошло в правление халифа Умара II (717-720 гг.). Причиной его было растущее недовольство мусульман, вызванное процветанием, влиянием и богатством зиммиев. Умар ввел для христиан ограничения в одежде, запретил строить новые церкви и поощрял переход зиммиев в ислам. Мусульманское предание приписывает ему изгнание со службы чиновников-христиан.
В 750 году на смену Омейядам приходит к власти династия Аббасидов, многие представители которой стремились демонстрировать мусульманское благочестие, что сказалось и на политике по отношению к иноверцам. Правда, при первых Аббасидах гонения имели всё-таки случайный характер, как, например, ограничения, наложенные на совершение христианского богослужения ал-Мансуром, мученическая смерть нескольких христиан в Эмесе (Хомсе) в 780 г. при халифе ал-Махди, погромы церквей в Сирии в 807 г. по приказу Харуна ар-Рашида.
В середине IX века все политический кризис и ослабление Халифата породили всплеск религиозной нетерпимости по отношению к зиммиям. Наиболее яркое выражение эти тенденции нашли в правление халифа ал Мутаваккиля, издавшего серию указов, направленных против немусульман и ужесточающих налагаемые на них ограничения и запреты. Зиммиям было предписано носить особую отличительную одежду, запрещено ездить на лошадях, занимать какие-либо посты на гос. службе. Подлежали разрушению все церкви, построенные после арабского завоевания. Насилия со стороны центральной администрации халифата вызвали в 855 г. городское восстание в Эмесе; к нему присоединились и местные христиане, которых толкнули на этот шаг религиозные преследования. После подавления восстания халиф повелел уничтожить все церкви в городе и изгнать оттуда христиан. Гонения ал Мутаваккиля привели к массовому переходу зиммиев в ислам и эмиграции значительной части мелькитов в Византию. По мнению ряда исследователей, именно с этого времени демографический баланс в Сирии изменился в пользу мусульман.
Официально уравнивание христиан в правах с мусульманами произошло только в 1855 г. с отменой подушной подати, разрешения крестов над храмами, процессий с иконами и т.д. Но это вызвало небывалые по масштабам религиозные конфликты и погромы христиан. Самый крупный произошёл в Дамаске, когда в 1860 г. была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви. 10 июля в настоящее время отмечается в АПЦ как день памяти тысяч жертв Дамасской резни 1860 года.