"Аватар"

Jan 10, 2010 18:22

Сходила 7 января на "Аватар" в один из кинозалов. Этот фильм нужно смотреть именно в кинотеатре, в формате 3D, потому что там изображение должно быть трехмерное, а на домашнем DVD все богатство цветовой палитры совсем не отображается. С эстетической точки зрения фильм, надо сказать, очень красивый, красочный. Вообще - думаю, что в плане использованных технологий это действительно прообраз нового жанра в кинематографе будущего. Конечно, далеко не все фильмы можно снимать в таком ключе, но для экранизации некоторых произведений такой формат более, чем подойдет. Я так и представила себе панораму морских глубин в какой-нибудь новой версии "Человека-амфибии" или картину межзвездных странствий в фильмах, снятых по произведениям знаменитых писателей-фантастов.

В творчестве Кэмерона, конечно, уже давно прослеживается не только ярко выраженная антикапиталистическая линия, но и в целом критика англо-саксонской цивилизации с ее культом науки, техники и, конечно же, в первую очередь денег, ибо на службу "золотому тельцу" поставлена и наука, и передовые технологии. Еще со времен "Титаника" Кэмерон бросил вызов модерну с его приматом прогресса, развития научных технологий, показывая, что существующее общество несправедливо, а все выдающиеся технические достижения человечества, как то легендарный ship of dreams, способны превратиться в груду затонувшего хлама за какой-то жалкий час, если есть на то Божья воля. В "Аватаре" Кэмерон также придерживается этой антимодернистской линии.

Тема фильма весьма созвучна пафосу американского ("англосаксонского") кино - противостояние "цивилизации" и "варварства", землян и инопланетян. Только акценты расставлены диаметрально противоположным образом: жители планеты Пандора с их культурой и верованиями изображены с симпатией, а земляне-американцы показаны как раз-таки алчными невеждами, рьяно поклоняющимися своему главному тагуту - деньгам ("они сидят на моих бабках!"), и не ценящими ни красоту, ни жизнь других людей. Предстающая взору зрителя картина современного и будущего "цивилизованного" неоязычества отвратительна: техника полностью вытеснила природу - так, что деревья и горы сохранились только на чужих планетах, а представители "прогрессивного человечества" все так же неистово служат культу денег и ничего иного не желают видеть, и готовы пролить за это реки чужой крови - ну, аналогии из мировой политики довольно прозрачны и напрашиваются сами собой.

Противопоставляет им Кэмерон цивилизацию не неоязыческую, а просто традиционно языческую, шаманскую. В ней угадываются черты Сибири, что служит явным намеком на грядущую агрессивную экспансию америкосов в сибирский регион с целью завладеть нашими богатыми природными ресурсами (наряду с китайцами, конечно, но китайцы - это вообще отдельная тема). Природа Пандоры действительно роскошна и удивительна. Парой штришков делается пара намеков на современные Иран, Палестину (например, про руководство племени говорится: "он просто вождь, а она духовный лидер", мелькает фраза: "лишенные своей земли, лишенные надежды"), но в целом исламская тема НЕ поднимается. Вообще мотивы Единобожия очень явственно прослеживаются в некоторых фильмах Гибсона, но не Кэмерона. Я вот задумалась - откуда в "Аватаре" такой явный ньюэйджевский подтекст? И мне сразу вспомнились тексты Джемаля о европейской сверхэлите (да, да, пришло на ум в том числе и то слово, которые очень любят многие мои друзья - "криптоиерократия" :)) с ее ориентацией на традиционные языческие культы и практики. Возможно, Кэмерон - такой своеобразный "агент" этой элиты (контрмодернистской и антиамериканской) в мире кино. Впрочем, довольно конспирологии. :) Отметим это противопоставление традиционного "духовного" матриархального (что важно!) язычества "долларово-модернистскому неоязычеству" просто как интересный факт. Хотя, по мне, книги Джемаля - это и есть ключ к расшифровке сего примечательного нюанса.

Главный герой - морской пехотинец, подсоединенный к своему "аватару" через общую нервную систему и посланный на Пандору для "разведки", а затем переходящий на сторону народного сопротивления агрессорам - персонаж для американской литературы в определенном смысле классический. Такой же герой был у Бредбери в "Марсианских хрониках". Вообще главный герой мне понравился, думаю, такого рода персонаж вообще может быть в некоторой степени близок неэтническому мусульманину.

В общем, это все, конечно, представляет интерес для обсуждения. По мере того, как Россияния догоняет и перегоняет Бразилию по количеству произведенных "мыльных" опер на тему ментов, бандюков-проституток и "семейных ценностей" (в их тошнотворном, а не здоровом понимании), американское кино становится все более интересным.

кино

Previous post Next post
Up