Сейида Зайнаб ал-Кубра (мир ей)

Oct 18, 2011 01:33




Эта статья написана в соавторстве с Мариной Поповой и опубликована в № 11 журнала "Мусульманка".

Хадис Пророка (с) гласит: «Умма подобна единому организму, и если один орган болен, страдает все тело». Сегодня умма мучима множеством недугов: полыхающие там и здесь пожары войны и интервенции, оккупация Палестины, бедность и социальные противоречия. В условиях, когда мусульмане страдают и подвергаются атаке, мусульманки выходят на авансцену общественной и политической жизни. Они работают журналистами, военными корреспондентами, правозащитницами, активистками благотворительных фондов, доставляющими гуманитарные грузы в «горячие точки». Этим они оказывают неоценимую помощь мужчинам уммы. Однако критики утверждают, что активность мусульманки должна быть ограничена стенами ее дома и семейным очагом. Кто же прав? К кому обратиться за верным суждением? Очевидно, что самым прекрасным примером для мусульман является Пророк (с) и члены его семейства (а).

Одним из членов семьи Пророка (с) является его внучка по линии его любимой дочери Фатимы аз-Захры (а) и Али ибн Аби Талиба (а) - Зайнаб ал-Кубра (а). Эту храбрую и благородную женщину, всю свою жизнь воплощавшую в действительность хадис Пророка (с): «Лучший джихад - это слово правды, сказанное в лицо несправедливому тирану» (Тирмизи, Абу Дауд), можно назвать подлинной предтечей современных мусульманских правозащитниц и журналисток, поднимающих свой голос в поддержку угнетенных. Ее пример - лучший довод против критиков женской мусульманской активности на данном поприще. Кто же она, сейида Зейнаб ал-Кубра (а)? Что мы знаем о ней?

Внучка достопочтенного Пророка (с) Ислама Зайнаб ал-Кубра родилась в Медине пятого числа месяца джумада ал-аввал шестого года по лунной хиджры. У своих родителей - пречистой Фатимы аз-Захры и повелителя правоверных ‘Али ибн Аби Талиба - она была третьим ребенком. Когда наступил момент дать малышке имя, её мать предоставила выбор сделать это своему супругу ‘Али ибн Аби Талибу (а), так как Посланник Аллаха (с) в эти дни находился в путешествии. На это повелитель правоверных (а) ответил: «О Захра! Я не буду опережать твоего отца и предоставлю право выбора имени ему». Когда Пророк (с) возвратился и ‘Али ибн Аби Талиб (а) сообщил ему радостную весть о рождении внучки, посланник Аллаха (с) произнес: «Поистине, дети Захры - приближенные к Аллаху праведники, так пусть же Всевышний сам решит, какое имя должно быть у малышки».

Вскоре Пророку (с) явился Джибрил (а) и сообщил, что на Хранимой Скрижали записано имя этой благословенной девочки - Зайнаб (в переводе с арабского «зайнаб» означает «украшение отца»). В этот момент посланник Аллаха (с) взял на руки малышку и, поцеловав, изрек: «Заповедую всей моей умме проявлять такое же уважение к Зайнаб, как и к пречистой Хадидже». Своими словами посланник Аллаха хотел подчеркнуть, что Зайнаб, подобно Хадидже, будет обладать такими качествами, как готовность к самопожертвованию, самоотверженность, терпение, усердие на пути к Аллаху, а также то, что имя ее светлости навечно войдет в историю, ибо она сыграет очень важную роль в распространении истины Ислама и достоверной Сунны Пророка (с).

Зайнаб было пять лет, когда её дед - посланник Аллаха (с) - покинул этот бренный мир. Однако этот короткий период она практически все время проводила в его доме. В самом раннем возрасте Зайнаб часто видела вещие кошмарные сны, о которых она рассказывала Пророку (с). Так, однажды она подошла к Мухаммаду (с) и сказала: «О посланник Аллаха! Вчера я видела сон, будто задул сильный ветер и мир погрузился во мрак. Я же из-за силы этого ветра склонялась из стороны в сторону, пока не дошла до какого-то дерева. Ухватившись за его ветку, я хотела укрыться от ветра. Но ветер вырвал ветку, и я упала на землю. Затем я схватилась за другую ветку, и снова ветер вырвал её, затем за третью… Наконец я схватилась за 2 ветки одного сука, но ветер снова вырвал и их. В этот момент я проснулась». Пророк (с), выслушав Зайнаб, растолковал её сон: «Первая ветка - это твой дед, что скоро покинет этот мир. Вторая и третья ветка - это твои родители, которые тоже уйдут. А те парные ветки одного сука - твои братья Хассан и Хусейн, гибель которых станет для уммы большим горем и страданием».
Вскоре после этого слов посланник Аллаха покинул этот мир. А вслед за ним ушла из жизни и его дочь Фатима аз-Захра (а). Зайнаб осталась жить вместе с отцом и братьями Хассаном и Хусейном. В один из дней к ней посватался сын брата её отца ‘Абд Аллах ибн Джа‘фар. В 18 году по лунной хиджре они поженились.

Зайнаб родила 5 детей: Мухаммада, Джа‘фара, ‘Ауна, ‘Али и дочь Умм Кульсум. Муххамад и ‘Аун героически сражаясь за веру вместе со своим дядей имамом Хусейном в Кербеле и пали мучениками.
Когда Зайнаб было 35 лет, покинул этот мир и ‘Али ибн Аби Талиб (а).

Зайнаб всегда и везде сопровождала своего брата имама Хусейна (а). А после его героической смерти возглавила караван Ахли-л-бейт (а). Она открыто выступала против гнета, тирании и жестокости по отношению к семейству Пророка (с) со стороны омейядских халифов, призывая людей к истинной чистоте Ислама, самоотверженно защищая и отстаивая право потомков посланника Аллаха (с) на халифат.

Незадолго до трагедии при Кербале Зайнаб уговорила своего мужа отпустить ее вместе с братом в Куфу: «Моя мать не велела мне оставаться в стороне без дела, когда мой брат будет окружен врагами, не находя рядом с собой ни друга, ни сподвижника. Ты знаешь, что на протяжении пятидесяти пяти лет мы с моим братом никогда не разлучались. Сейчас мы уже в преклонных годах, и наша жизнь подходит к концу. Если я оставлю его сейчас, как я буду смотреть в лицо своей матери, которая перед смертью повелела: “Зайнаб, после меня ты и мать, и сестра для Хусейна (А)”? Моя обязанность - остаться с тобой, но, в то же время, если я не буду сопровождать его все это время, я не выдержу разлуки». Супруг Зайнаб и сам хотел отправиться вместе с имамом Хусейном (а), однако он был слишком ослаблен болезнью. А потому он разрешил Зайнаб (а) пуститься в путь вместе с братом, взяв с собой двоих своих сыновей - ‘Ауна и Мухаммада.

Тем самым, Зайнаб стала свидетельницей страшной расправы над имамом Хусейном (а) и семьюдесятью тремя его сторонниками, которые 10 мухаррама были окружены четырехтысячным войском лицемеров и врагов Ислама в местечке под названием Кербала. Все они пали мученической смертью на поле боя, их головы были отсечены, а жены и близкие угнаны в плен.

Накануне сражении при Кербале Зайнаб ухаживала за своим племянником, сыном имама Хусейна ‘Али Зайн аль-‘Абидином (а), который был так тяжело болен в тот день, что не мог принимать участия в бою. Имам Хусейн (а) молвил, обращаясь к ней и к сыну: «Мой сын, ты лучший и самый чистый из моих детей. После меня ты будешь моим преемником и представителем…» Обращаясь к Зайнаб (а), имам Хусейн (а) сказал: «После того, как мои враги убьют меня, они снимут с меня мою одежду. Поэтому принеси мне, пожалуйста, какую-нибудь старую и изорванную одежду, чтобы они не посягнули на нее и не оставили меня лежать обнаженным».

Зайнаб (а) сделала так, как он повелел, а после подвела к имаму Хусейну (а) своих сыновей ‘Ауна и Мухаммада и воскликнула: «О, мой брат, если бы женщинам было разрешено сражаться, я бы предпочла погибнуть, лишь бы спасти тебя. Однако это не позволено. Поэтому я жертвую двумя своими сыновьями».

Когда разыгралась кровавая битва, в ней один за другим приняли смерть и сыновья имама Хусейна (а), и сыновья Зайнаб (а), а затем и сам имам (а). Раненный, он упал со своего коня, и враги принялись добивать его мечами и копьями. Его тело было растерзано вражескими лошадьми, голова отрублена, и даже старую одежду, которая, как надеялся имам (а), позволила бы ему сохранить честь и достоинство, убийцы с него сорвали.

Тела воинов имама также были изранены, и оставались лежать без одежды на палящем южном солнце, в то время как своих убитых враги имама (а) похоронили.

Видя, как обошлись с любимым внуком Пророка (а) те, кто называл себя мусульманами, Зайнаб (а) не могла сдержать слез. Она взяла на себя новую миссию - возвещать об этом преступлении везде и повсюду, невзирая на собственный статус пленницы. При этом она проявляла такое бесстрашие и героизм, какому позавидовали бы многие мужчины.

Когда убийца имама Хусейна (а) Шимр обнаружил, что Зайн аль-‘Абидин (а) жив, Зайнаб (а) собрала женщин и грудью закрыла своего племянника, не позволив его убить.

Затем пленники были угнаны в Куфу, и среди них были: сама Зайнаб, ее сестра Умм Кулсум, другие женщины из племени бану хашим, имам Зайн аль-‘Абидин (а), три младших сына имама Хусайна (а) и его дочери. Их посадили на верблюдов без седел, как рабов, с женщин были сорваны их хиджабы, а на остриях копий их тюремщики несли отрубленные головы их мужей и близких.

Простым же куфийцам сказали, что одно злобное и агрессивное племя угрожало мусульманам, однако мусульмане сумели одержать над врагами победу. Поэтому пленных встречали бравурной музыкой и пышными праздненствами. Толпы нарядных и радостных людей наводнили улицу. Но когда пленников вели по городу, одна из женщин узнала Зайнаб (а) и пришла в ужас от того, что ее выставили на всеобщее обозрение простоволосой. Она принесла платки ей и ее спутницам, однако тюремщики не позволили им покрыть головы.

Поняв, что многие люди узнали ее, Зайнаб обратилась к ним с воодушевляющей речью, в которых она обвинила куфийцев во лжи, трусости и предательстве. Она яростно обличала их страсть к пустословию, гордыню, злобу, склонность к предательству и вредительству, лживость и лесть. Зайнаб сказала, что они приготовили себе плохую провизию для Судного дня, ибо попустительствовали чудовищному преступлению - убийству внука Пророка (с), предводителя юношей Рая, бросив его на поле боя.

Зайнаб (а) ввели в тот самый дворец, где некогда ее отец Али ибн Аби Талиб (а) вершил суд над людьми по справедливости и Шариату. Теперь же в нем была выставлена голова имама Хусейна (а) на золотом подносе, а она вошла как пленница с непокрытой головой и в кандалах в тот самый зал, где некогда ее братья Хасан (а) и Хусейн (а) играли, будучи детьми.
Зайнаб не теряла достоинства. Она смело бросила в лицо Ибн Зийаду, восседавшему перед ней на троне: «Такова была воля Аллаха, что они [мой брат, племянники и сыновья] стали мучениками, и они храбро встретили смерть. Если это было твоим заветным желанием, то сегодня ты поистине можешь торжествовать. Но ты убил тех, кого святой Пророк (с) держал на своих коленях, когда они были детьми, тех, кто наполнял его душу радостью. Скоро ты предстанешь перед Аллахом, и они потребуют от тебя справедливости. Помни о дне расчета».

Пленных содержали в заточении в небольшом домике рядом с соборной мечетью Куфы. Затем по приказу Йазида их переправили в Дамаск вместе с головами мучеников, провезя по таким городам, как Кербала, Баальбек, Мусал и Хумс. 16 раби‘ ал-аввал их доставили в Дамаск ко двору Йазида. Их снова встречали народными гуляниями с музыкой и плясками. Голову внука Пророка (с) вновь выложили на золотой поднос, и Йазид ударил его посохом по зубам, процедив: «О, Хусейн! Ты заплатил за свое восстание».

Зайнаб (а) не испугалась Йазида и выступила перед ним с обвинительной речью, произнеся в ее начале приветствие семейству Пророка (с) и приведя айат Священного Корана: «Для тех, кто творил зло, исход был плохим в наказание за то, что они отвергали знамения Аллаха и глумились над ними» (Коран - 30:10). Она призвала Йазида не радоваться этой сиюминутной победе в этом мире, напомнив ему о словах Всевышнего Аллаха: «Пусть не думают неверные, что данная Нами им отсрочка - благо для них. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они погрязли в грехе. И уготовано им унизительное наказание» (Коран - 3:178).

Зайнаб напомнила ему о его глумлении над Исламом: «О, Йазид, все, что ты делаешь, служит подтверждением тому, что ты выступаешь против Аллаха и отрицаешь его Пророка (с), его Книгу и Сунну, которые святой Пророк (с) принес от Аллаха…». Она указала ему на то, что, убив имама Хусейна (а) по причине своего неверия, он поставил себя в один ряд со своими предками-язычниками. Зайнаб подчеркнула, что мученики на пути Аллаха не могут считаться поверженными: «Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего,  радуясь тому, что Аллах даровал им [в раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним» (Коран, 3 - 169-170).

Йазид был настолько взбешен речью Зайнаб (а), что хотел было приказать убить ее, однако в дело вмешался ‘Абдаллах ибн ‘Умар ибн Аас, сказав, что на ее слова не следует обращать внимание, ибо женщина убита горем и измотана тяготами пути.
Благодаря смелым речам Зайнаб при дворе Ибн Зийада и Йазида множество мусульман узнали правду о трагедии при Кербале. В ее доме в Дамаске стали проводиться вечера в память об имаме Хусейне (а). Затем Йазид выслал ее в Медину.
Зайнаб ал-Кубра покинула этот мир 15 раджаба 62 года хиджры. Историки разошлись во мнениях относительно места кончины и захоронения Зайнаб. Некоторые считают, что она умерла в Медине, другие же утверждают, что она похоронена в Сирии, иные же ученые и вовсе указывают на Египет. Но самым известным местом, где, предположительно, расположена ее могила - мавзолей в Дамаске, притягивающий сегодня мусульман со всех концов мира.

мусульманка, Имам Хусейн, Сопротивление, сейида Зейнаб (а), Исламская революция, Ашура, статьи для "Мусульманки", враги, шиизм, хиджаб

Previous post Next post
Up