Нас, шиитов, часто спрашивают - зачем вы держите траур по Имаму Хусейну (а) - ведь благодаря своему шахадату он заслужил Рай? Мы можем ответить, сославшись на хадис, переданный от многих Непорочных (а), в том числе и от Имама Али (а): "Есть люди, поклоняющиеся Аллаху из стяжания, и это - поклонение торговцев, и есть поклоняющиеся Аллаху из страха, и это - поклонение рабов, и есть люди, поклоняющиеся Аллаху из благодарности, и это - поклонение свободных" (Нахдж аль-балага, изречение 237).
Имам Хусейн (а) не был одержим жаждой Рая - он и так ждал его с распахнутыми дверьми. Его возмущало, заботило, заставило восстать то, что омейяды беззастенчиво топтали все принципы Ислама и справедливости. Оплакивая Имама (а), мы плачем по нынешнему состоянию дел в умме, когда под видом исламских норм и традиций в большинстве мусульманских стран воцарилась тирания адата и восточной деспотии. Мы плачем по героям Ислама, служащим прототипом для всех иных героев и мучеников, зная, как жестоко их пытали, мучили жаждой, отрезали головы - а они все равно не сдавались и не смирялись перед злом.
Имама Хусейна (а) несколько раз пытались принудить дать присягу Язиду (ла), но он предпочел умереть стоя, нежели чем жить на коленях. Он мог бы признать власть Язида и спокойно жить, но он выбрал путь восстания и сопротивления злу силой.
Первые 10 дней мухаррама можно сравнить со страстной неделей у христиан, но у них за распятием сразу следует воскресение, оказывая этакий терапевтический эффект, создавая иллюзию эфемерности смерти. Смерть - она как бы не настоящая, она понарошку, за муками следуют расписные яйца и вкусные куличи. Это то, что Маркс назвал "опиумом народа" - то есть наркотическим успокоительным. Вообще все религии, кроме религии Истины, выполняют функцию этакого транквилизатора - "Господь воскрес за нас", "смертью своей искупил наши грехи", "всякая власть от Бога, бессмысленно что-то менять", "батюшка грехи отпустил". Католическая церковь продавала индульгенции, а апогея успокоительность христианства достигло в протестантизме с Иисусом (а) в виде хиппи с цветами и бодрыми песенками "Алилуйя" в храме.
Фальшь всей этой картины очень многих увела кого в нигилизм, кого в атеизм, кого в готического разлива сатанизм, кого в анархизм, левый или правый языческий бунт.
В шиитском Исламе смерть - настоящая, не бутафорская. Да, мученики, убитые на пути Аллаха - живые, живее многих из тех, кто ходит по улицам, будучи внутренне мертвым. Но только элемента психотерапии в этом нет никакой. Ибо тела мучеников растерзаны, головы отрублены, жены угнаны в плен, восстание жесточайшим образом подавлено. Но как раз это не отменяет, а утверждает необходимость борьбы. Если с лучшими из людей произошло подобное, нет смысла бояться смерти, тюрьмы, пыток. Если они не испугались и сказали свое слово тирану своего времени, поплатившись жизнью - этого не должны бояться и мы. В этом урок Ашуры. И борьба за справедливость приближает приход Имама (а) - а значит, абсолютную справедливость и абсолютное воскрешение.