День Гадир - день провозглашения Имама Али (а) преемником Пророка (с)

Nov 03, 2012 10:36



...Согласно многочисленным хадисам, Али (а) не просто отличался аскетизмом, справедливостью и состраданием к нуждающимся. Он был разносторонне одаренной, выдающейся личностью, обладавшей множеством талантов. Али был храбрым воином, на чьем счету было немало сражений, он был поэтом, мистиком, красноречивым оратором, богословом и философом - его проповеди, изречения, наставления и письма собраны в знаменитом труде «Нахдж аль-балага» - «Путь красноречия». По уровню знаний и преданности Пророку (с) он на голову превосходил многих других его сподвижников. Кроме того, он был необычайно принципиален, жил ради Ислама, не шел на компромиссы в том, что касалось соблюдения справедливости. Конечно, это не всем нравилось, что и стало причиной событий, последовавших за кончиной Пророка (с).

Но в последние месяцы и дни его жизни произошло другое важное событие: Пророк Мухаммад (с) назначил Али (а) своим преемником и Имамом мусульман.

Это произошло незадолго до смерти Пророка (с), на 10 году хиджры во время его прощального хаджа (с) в Мекку. Его сопровождало множество сподвижников. На обратном пути, 18 зу-ль-хиджжа, они остановились около небольшого пруда под названием Гадир Хум. Причиной стало ниспослание айата: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей» (5:67).

После чтения полуденной (зухр) и послеполуденной (аср) молитвы Пророк (с) повелел соорудить для себя импровизированный минбар из седел для произнесения важной проповеди. После он взошел на него и обратился к своим сподвижникам, число которых достигло ста тысяч. В разных заслуживающих доверия суннитских и шиитских источниках приводится эта речь:

«О люди, Аллах, Самый Добрый, Самый Всеведущий, довел до меня, что ни один Посланник не живет более половины того, что прожил его предшественник. Я думаю, что скоро я буду призван [к Господу] и держать ответ. На мне лежит ответственность, и на вас лежит ответственность, так что же вы скажете? Они молвили: “Мы свидетельствуем, что ты оповестил, наставил нас и приложил усилия. Пусть Аллах благословит тебя”. На что он (с) сказал: “Свидетельствуете ли вы, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммад - Его раб и Посланник, что ад - истина, что смерть - истина, что воскресение после смерти - истина, и что нет сомнения в наступлении Судного дня, и что Аллах воскресит мертвых из могил?” Они ответили: “Да, мы свидетельствуем”. Он сказал: “О Аллах, прими свидетельство”. А затем добавил: “О люди, Аллах - мой Господь, а я - господин верубщих. У меня больше прав на верующих, чем у них самих. Для каждого, для кого я - повелитель (мавла), для того Али - повелитель (мавла). О, Аллах, даруй Свою поддержку тому, кто поддерживает его [Али], будь врагом любому, кто противостоит ему и отнимает у Али его право (хакк)”».

После этого Пророк (с) произнес слова, известные как хадис ас-Сакалайн («о двух драгоценностях»):

«О люди, я пойду вперед вас, а вы догоните меня у моего водоема (в Раю), который шире, чем расстояние между Басрой и Саной. Он вмещает себя столько, сколько звезд на небе, две золотые чаши и две серебряные. Я спрошу у вас о двух драгоценностях, которые я оставляю вам, и когда вы придете ко мне, я посмотрю, как вы с ними обращались. Первая драгоценность - это книга Аллаха, Священный Коран. Другая - это мое семейство (Ахл аль-Бейт) и мои потомки. Самый Добрый, Самый Всезнающий сообщил мне, что обе они не отделятся друг от друга, пока не соединятся со мной у моего водоема».

После этого, как сообщается, присутствовавшие сподвижники принесли Али присягу (байат) и поздравили его.

Помимо шиитских источников, этот хадис также содержится в самых важных суннитских сборниках и квалифицируется учеными как хадис мутаватир - то есть доведенный через разные цепочки передатчиков, в которых нет изъянов. Он приводится в таких суннитских сводах хадисов, как «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим» (том 1, стр. 122), «Книга о достоинствах сподвижников» («Китаб фада'ил ас-сахаба»), «Сахих ат-Тирмизи» (том 11, стр. 308), «Муснад» Ахмада ибн Ханбала (том 111, стр. 14, 17), «Аль-Мустадрак» аль-Хакима ан-Найшабури (том 1, стр. 349)...

Отрывок из моей книги "Ислам и справедливость"

Имам Али (ас), шиизм, Ислам, Имамат

Previous post Next post
Up