Oct 04, 2012 01:49
В Москве проходят дни культуры Ирана: в кинотеатре "Художественный" показывают фильмы, в Малом театре состоялся концерт классической музыки, плюс еще выставка иранского искусства.
В либеральной прессе по этому поводу поднят вселенский вой. Ехидные журналисты выливают на Исламскую республику тонны помоев и едкого ёрничанья. Модные критики кЫно даже инициировали всякие там акции. Дескать, настоящее Ыскусство в Иране под запретом. А это, дескать, калька с советского пропагандистского кинематографа. Особенно досталось режиссеру, снявшего тяжелый, натуралистичный фильм про ирано-иракскую войну и осажденный госпиталь. Мол, зоологический антисемит, про раввинов что-то там нехорошее снял, ай-яй-яй. Нельзя же про раввинов ничего снимать, это же экстремизм. Можно только про Пророка Ислама (а), или там над чем-нибудь христианским смачно поглумиться, это свобода слова, актуальное Ыйскусство и вершина мысли и духа. Про героев войны - позорная агитка в духе советских фильмов, а истинное искусство - это курицу в вагину засунуть, разумеется.
Я смотрела этот фильм, "Дни жизни", он меня очень впечатлил эмоционально. Да, несколько натуралистично, с нотками невзоровского "Чистилища", хотя до невзоровской любви к патологоанатомическим деталям иранскому режиссеру очень далеко. Фильм далек даже от традиционно знакомой нам эстетики ирано-иракской войны, с фотографиями светлых и бледных лиц мучеников с красными повязками на лбах и шиитскими военными нашидами. Там как раз сермяжная правда войны - стоны, кровь, умирающие люди, люди, потерявшие зрение, молодые сильные мужчины, которым ампутировали ноги и врачи не знают, как им сказать об этом. И главные герои фильма - врачи, мечущиеся между больными (а это просто конвейер, нескончаемый адский поток), оперирующие в далеких от санитарии условиях, а над ними свистят пули, рвутся бомбы...Показана тяжесть фронтовых условий, героизм людей, мужчин и женщин. Смотришь на одном дыхании.
Режиссер - Парвиз Шейх Тади, выступавший перед показом, говорил о своем увлечении русской литературой. Нечто такое чувствовалось. Я почему-то Булгакова вспомнила, "Записки молодого врача". Да и описание войны в русских романах.
Единственное, что некий такой happy end для главных героев разочаровал. Такое ощущение, что это уже ход, рассчитанный на западного зрителя, хотя можно усмотреть и некую религиозную подоплеку для этого - мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться в милости Аллаха, и что Он спас людей, выбравших смерть в бою. Но по мне, с моим русским менталитетом и воспитанием на основе советских фильмов про войну, лучше бы был открытый финал. То есть остались бы эти муж с женой со своими умирающими солдатами, отказавшись уехать. И вот сказал бы этот ослепший главный врач "Ля иляха илляЛлах", и фильм бы кончился - было бы отлично. Умерли они, или не умерли...главное - моральный выбор. А улыбающийся иранский солдат был уже лишним, хотя, с другой стороны, без него фильм был бы непоправимо мрачным, трагичным и совершенно безнадежным. Возможно, солдат нужен был в качестве компенсации с учетом полного отсутствия эстетизации войны. Эстетизации, традиционной для изображения иранской Священной обороны, да и даже для нашего советского кино про войну.
Но либерастам этого всего в любом случае не понять. Это то, от чего они с визгом воротят нос. Как там в новой газете писала Алла Боссарт: "Какая там Родина-мать, куда она их там зовет..." У них нет Родины, у них есть только клочок чужой земли, с которой они выгнали население, оградили его колючей проволокой, забрали у него воду и надежду на будущее, устроили там свое расистское государство с сегрегацией для избранных и гоев. Поэтому любая такая тематика вызывает у них приступы бешенства. Это две параллельные прямые, которые никогда не пересекутся. Для них это такая же дикая жуть, как для нас - случки вырожденцев в музее, или что там они еще считают искусством.
А природа давления на Иран вполне понятна. Государство не соизволило жить по лекалам и шаблонам, предложенным для глобализованного капиталистического человейника. Нет же на сегодняшний день более тоталитарного сознания, чем либеральное. Ты живешь не ради денег? Не хочешь заработать на Порш Кайен? Не стремишься купить земельный участок? Шмотки у тебя не брендовые? Тогда ты изгой, на тебя будут давить, тебя будут травить и изничтожать. Человека делают вещи. Не надо стремиться быть кем-то, не важен ум и талант, важно, сколько ты получаешь и что можешь на эти деньги купить. Уважаемо все, что приносит бабло, хоть бы и это воровство на таможне или торговля детьми. Если ты там хоть уникальные рукописи расшифровываешь или книжки хорошие издаешь - ты лузер и лох, если это не приносит прибыли. А ради прибыли можно пойти на все.
И представим себе, что значит, что государство стало Исламской республикой, положило в основу законодательства Шариат в его подлинном виде. Начинается та же травля, такое же давление, с каким сталкивается и отдельно взятый человек, принявший Ислам и начавший жить по Исламу в этом, буржуазном обществе. Потому что все коранические ценности диаметрально противоположны буржуазным, торгашеским. Все суры Корана не просто говорят, они вопиют об этом. Содержат в себе отрицание всего того, чем живет это общество. А те, кто в него вписался - все эти саудовцы на золотых унитазах и гламурные Эмираты - это такой прихаляленный анти-Ислам, корни которого уходят еще в те времена, когда часть уммы выступила против Ахл аль-Бейт (а) - людей Дома Пророка (мир им), сохранивших тот Ислам, который он принес. И сегодня Иран является символом, продолжателем этой линии, невзирая на внешнее, да и внутреннее (а оно, кстати, многократно сильнее, чем внешнее!) противодействие этой линии.
Иран,
паноптикум,
ответы гадам