Исфахан: курьезы и наблюдения

Jun 06, 2012 19:24



Площадь Имама Хомейни (накш-е джахан)
Я все думаю, что я все про заснеженную матушку Россию да про заснеженную матушку Россию. Возможно, после прибытия из Ирана очень стали бросаться в глаза все эти хтонические персонажи, которых я тут так ядовито описываю. Между тем, в самом Иране приключались со мной истории также презабавнейшие.

Одна из таких занятных историй случилась со мной в прекрасном городе Исфахане. Вообще город произвел на меня несколько двойственное впечатление. С одной стороны, действительно много красивых архитектурных памятников. Прекрасные орнаменты в мечети шейха Лотфоллы, огромная площадь Имама Хомейни (Накш-е джахан), по которой весело кружат, цокая, катающие туристов лошадки, уникальная мечеть с акустикой, позволявшей слышать речь оратора и проповедника задолго до того, как появились микрофоны и громкоговорители, качающиеся минареты, картинные галереи, зелень...в общем, есть что посмотреть туристу.



Мечеть шейха Лотфоллы
Это один из центров персидской культуры эпохи Сефевидов, по красоте сопоставимый с такими великими городами, как Прага и Венеция, в которых я также в свое время была.



Какое-то эпическое полотно на тему битв Сефевидов с Османами
И построил всю эту красоту выдающийся человек шейх Бахаи - он же спроектировал мавзолей имама Резы (а) в Мешхеде, причем я считаю, что этот мавзолей намного совершеннее, чем все прикрасы Исфахана, вместе взятые. Потому что все же этот мавзолей является воплощением духа Ахл аль-Бейт (а), соединяющий в себе красоту земную с неизменным отблеском красоты трансцендентной, а Исфахан являет собой образец эстетики шахов и роскошных дворцов, в целом чуждой Исламу и Ахл аль-Бейт (а).


Впрочем, признаюсь честно: мой стиль не очень заточен под восторженное описание красот, хотя, как я уже неоднократно упоминала, мне прекрасное ничуть не чуждо. В том числе и хорошая архитектура. Однако в своих заметках мне гораздо интереснее писать об обществе, о людях, об их героических порывах или пороках, о проблесках благородства или темных страстях, о комичном либо трагическом. Так и в любом городе мне интересно общество, интересны люди и их жизненный уклад.

В этом плане Исфахан, как бы это так сказать, сильно разочаровал меня по сравнению с Кумом, Мешхедом или самым симпатичным мне городом - Тегераном. У нас очень любят постить фотографии размалеванных барышень с узкими лентами на массивных прическах - дескать, посмотрите, как ходят в иранской столице. Ходят-то ходят, но далеко не все. При этом в Тегеране каждая улица дышит памятью о революции и священной обороне - так в Иране называют ирано-иракскую войну. На каждом шагу, на каждом углу ты вспоминаешь о том, что ты в стране победившей Исламской революции. Город окутан исламской революционной эстетикой: лозунгами, начертанными на черных полотнах, портретами имама Хомейни, Рахбара, мучеников войны и революции...

В Исфахане нет и следа этого. Это, пожалуй, самый деисламизированный иранский город изо всех, что я видела. Один из оплотов "светских зеленых". Практически не попадаются на глаза изображения павших шахидов, не чувствуется не то, что исламского духа, а просто элементарного патриотизма, которым пронизаны иные иранские города. Там-то человек может быть светским, и при этом быть ярым патриотом самого Ирана - но в Исфахане не ощущалось даже этого. На женщину в чадре таращатся примерно так, как в Москве смотрят на девушку в хиджабе.



Исфаханская женщина в красивом нехиджабном шарфе
Сами местные барышни одеты с чисто эстетической точки зрения красиво, но с позиции Ислама - поголовно неправильно. Но, дабы быть объективной, у них есть вкус по сравнению со многими тегеранскими "полухиджабницами". То есть видно, что они реально следят за той же французской модой, за тенденциями, удачно сочетают цвета и избегают попугайских тонов и боевых раскрасов морды лица. Все же Исфахан - город художников. При этом у всех платки на затылках, правда, опять же, это обычно очень красивые и элегантные шарфы.



Черный остается любимым цветом даже для светски ориентированных девушек
Кстати, точно так же хороший вкус у девушек в Мешхеде - везде, где в Иране есть красивые памятники архитектуры, у людей, как правило, развито чувство прекрасного. Но там они в основном в правильных хиджабах и чадре. Однако чадру они носят красиво, я бы сказала, изысканно. С фантазией драпируют тонкую летящую ткань, надевают под нее красивые манто, туфли, сумочки. Никогда не скажешь, что они одеты в черный мешок - это скорее черная мантия. Точно так же есть элегантные девушки в чадре в Тегеране.




Примерно так носят чадру элегантные иранки (кадры Ahlulbeyt TV)




Известная журналистка Захра аль-Алауи. Красивая женщина со вкусом.

Но, увы, множество теток считают, что чадра в целом устраняет необходимость следить за собой. Стоптанные башмаки, старушечья походка, стремные сумки, патологическая неухоженность вопреки приказу Сунны хорошо выглядеть для мужа - чадра для таких женщин становится удобной "отмазкой" для нежелания хоть как-то за собой ухаживать. Такие женщины, по сути, являют собой тип "бабамужик", очень властны и вообще не женственны. И жестко осуждают тех, кто совмещает чадру с элегантностью и ухоженностью (см. выше).



Типичные представительницы. Страх, страх, страх

Вернемся к Исфахану. Там все не так, как в столице. Если в Тегеране барышня в платке на затылке вполне может дружить с девушкой в черной чадре (например, если они вместе учатся в университете или работают), ходить к ней на чай, приглашать к себе домой, то в Исфахане между соблюдающими и несоблюдающими просто какая-то непробиваемая стена. Несоблюдающие на соблюдающих смотрят примерно так, как у нас в вагоне метро с испугом взирают на мусульманку в каком-нибудь весьма конкретном черном хиджабе.



Один из знаменитых тридцати трех мостов
В Исфахане отвратительные водители. Город ухоженный, много хороших ресторанов с традиционной едой, а не гадким фаст-фудом, но вот на дорогах ощущается отъявленный московский снобизм. Я как-то шла, мужик ехал на белой холеной иномарке на минимальной скорости. Так он даже не затормозил - человек не на машине для них, видимо, существо второго сорта. Я не сталкивалась с таким явным хамством в других городах Ирана.



Канатная дорога и "продвинутые граждане"
Исфахан - первый иранский город, где я видела почти открытых геев (в иных городах, видимо, сильно шифруются, если есть). Два голубка в ультраузких джинсиках и розовых маечках в облипку, противные, жирные и напомаженные, держались за ручку и обменивались такими красноречивыми взглядами, что это никак нельзя было принять за обычную крепкую мужскую дружбу, даже со скидкой на восточную специфику.

Педики были замечены мною на вершине горы (мы поднялись туда по канатной дороге). Будучи журналистом, я (по деловому заданию) фотографировала людей. Признаться, мне было не вполне комфортно в роли папарацци, тайно охотящегося за чужой privacy (я вообще не люблю вмешиваться в чужую частную жизнь), и я попросила моего спутника взять разрешение у кого-нибудь, чтобы снять этих людей.



Девочки-подростки
На вершине горы как раз располагалась группа подростков: мальчики с начесами в узких маечках, девочки со "стогами сена" на голове, символически прикрытыми шарфиками, в общем, молодежь из той категории, кто пьет пиво на тайных сходках и устраивает закрытые вечеринки. Мой спутник подошел к ним, сказал, что я журналистка из России, работаю с иранским послом. Молодые люди тут же всполошились, переменились в лицах и стали явно нервничать: "Она??? Из России??? Вы нас держите за идиотов? Мы что, не видим, что она из Басидж или Сепах? Разве она из Москвы??? Она из Хизбаллы!!! Зачем вы хотите нас сфотографировать?? Вы хотите нас посадить??? Убить???" - паника прогрессивных хорьков была впечатляющей. Я просто давилась от хохота, просила передать им, что мы, несомненно, всех их повесим. :) "YOU ALL WILL BE HANGED!" - мои спутники также всласть посмеялись над тем, каким замогильным голосом Берии я это произносила. :) Хорьки быстро собрали пожитки и спешно ретировались с насиженного места, чувствуется, уже облюбованного местными гомиками и сторонниками прогрессивных ценностей.

Я почувствовала себя в роли РНЕ-шника, пришедшего на шабаш демократической общественности в черной рубашке, вскинувшего руку в арийском приветствии и прокричавшего: "Слава России!". :))) Причем ведь мой вид не был таким "чисто конкретно фундаменталистским" по иранским меркам: у меня была сумочка, легкий незаметный макияж, солнечные очки, светлый платок, под которым я не прятала (выщипанные) брови...По тегеранским критериям я выглядела просто так, как там обычно выглядит соблюдающая мусульманка.



И вот пришла реакция, вся в черном, как Сепах. :)
Тем не менее, хорьки дрогнули и ужаснулись. :))
Они, возможно, просто почуяли что-то интуитивно, нечто внутреннее, не связанное только с какими-то внешними атрибутами.

Да уж, фамилию не пропьешь, подумала я. :)))))))
Ежовщина, она и в Исфахане такая вот ежовщина. :)))

P.S. А еще это все навело меня на экзистенциальные размышления особого рода, дескать, не зря Бердяев писал, что революционерами-подпольщиками, ниспровергателями властей, и черносотенцами-охранителями, монстрами на черных воронках, становятся люди одного и того же человеческого типа. :))

путешествия, Иран, юмор, паноптикум

Previous post Next post
Up