Мусульманские изобретения изменившие мир

Feb 18, 2014 20:53

1. Кофе

Около миллиарда кружек кофе употребляется людьми каждый день на планете. Миллионы людей считают кофе частичкой повседневной жизни. Однако немногие знают, что дорогу в жизнь этому вездесущему явлению дали Мусульмане.

Согласно историческим данным, в 1400 году кофе стало популярным напитком в Йемене, крайний юг Аравийского полуострова. Легенда восходит к обычному пастуху из Йемена (говорят, возможно из Эфиопии), который заметил что его козы становились очень активны и прыгучи после того как съедали плоды кофейного растения. Любопытствуя он сам попробовал эти плоды и тут же заметил прилив энергии и сил. Через некоторое время в этой местности появилась традиция размалывать зерна и разбавлять их в воде, так кофе и родился.

Независимо от того имела ли место на самом деле легенда с пастухом, в 15 веке основным поставщиком кофе в Османскую Империю был Йемен. В то время Османская империя была центром Исламского мира и первопроходцем в распространении новых идей и мод. Тогда то и появились кофейные магазинчики и кофейни, где люди собирались для распития популярного напитка. Такие кофейни начали распространяться в центрах исламского мира: в Каире, Стамбуле, Дамаске и Багдаде. Отсюда кофе начал распространяться по всей Европе, чему способствовали Венецианские купцы. Они же и дали название кофе в то время "Мусульманский напиток". Кофейни сильно увеличились в числе в 1600-х годах, кофе вошло в культуру всех европейских стран, в них собирались философы и мыслители, которые обсуждали демократию, право человека и государство. Говорят что эти беседы и дискуссии привели к периоду Возрождения, сильнейшему возрождению интеллекта людских масс в современном мире.

На фото, кофейные плантации в окрестностях города Мокка, Йемен. Название города дало название одному из крепких сортов кофе.


2. Современная университетская система

Говоря об университетах, то также можно сказать, что пальма первенства в их открытии принадлежит мусульманам. В раннее время у мусульман уже мечети имели смежную функцию школ. Те же люди кто был во главе молящихся, были так же и учителями для студентов, которые изучали Коран, Фикх и Хадисы. По мере увеличения Исламского мира, требовалось также и создание институтов, и они были, роль институтов формально выполняли многочисленные медресе.

Первым медресе, выполнявшим роль современного университета был медресе в Фесе (Марокко), называвшийся аль-Карауин, основанный в 859 году женщиной по имени Фатима аль-Фиhри.
Ее медресе приняло всех ведущих на то время богословов в Северной Африке, также и способные студенты не остались в стороне. В Аль-Карауине студенты учили несколько лет различные науки, в том числе и не религиозные. В конце учебы, если они сдавали соответствующие экзамены, то преподаватель подтверждал степень квалифицированности студента. После чего успешному студенту выдавали сертификат, известный как иджаза, который подтверждал, что студент понимает пройденный аспект и готов к преподаванию или практике на должном уровне.
Такие медресе как аль-Карауин, где выдавались иджаза, стали быстро распространяться в Исламском мире. Знаменитый Аль-Азхар в Каире, был создан на 111 лет позже в 970 году. В 1000-х под началом Сельджуков на Ближнем Востоке было уже десятки институтов подобных аль-Карауину. Такой подход обучения, где выдавались дипломы, распространившись в Исламском мире, быстро пришел и в Европу, где к тому времени центром науки и образования был Аль-Андалус. В столице Кордобе обучалось много европейских студентов, которые по возвращению домой внедряли новую систему на родине. Так возникли Болонский (11век) и Оксфордской (12век) которые тоже стали выдавать дипломы заслужившим студентам. Теперь по диплому могли судить о степени квалификации и навыков пройденного предмета человеком.

Внутренний двор Аль-Карауина. Фес. Марокко
Первый Университет в мире, основанный в 859г.


3. Военные парадные марши

Многие студенты колледжей и университетов в Западном мире тесно связаны с парадным шествием. Обычно в каждом учреждении имеется группа музыкантов, такая группа марширует в поле (зале или стадионе) перед началом спортивного мероприятия, развлекая зрителей и приветствуя участников соревнования. Эти учебные марши музыкантов пришли из военных парадов, когда в Европе началось так называемое «пороховое поколение», начало использования огнестрельных оружий и боеприпасов. Военные марши имели цель ободрить и дать уверенность солдатам перед битвой. Традиция берет начало в Оттоманских «мехтер» бандах, то есть марширующих групп людей. В то время в 1300-х годах, такая поддержка и настрой сильно помогали Оттоманским войскам, они считались одними из самых сильных в свое время.

Будучи также частью Янычарских корпусов, такие группы поддержки своим поведением зачастую вселяли страх во врага и добавляли уверенности своей стороне. Они использовали сильный звук, издаваемый в основном огромными по размерам барабанами, такой звук был слышан на несколько километров. Во время Оттоманского покорения Балканского полуострова в 14-16 веках, армия султана имела статус непобедимой и огромной силы, где значимым атрибутом были как раз «мехтер» банды, аналогичного явления у других армий попросту не было.

В скором времени, Христианская Европа заимствовало такое явление. По преданию в 1683 году, Оттоманские войска после победы под Венной, случайно забыли часть инвентаря на месте сражения. Большинство от забытого составляли и как раз «амуницию» этих мехтер банд, в основном это были барабаны, музыкальные тарелки и т.д. Австрийцы собрали все инструменты, досконально их изучили и стали внедрять систему марширующих музыкальных групп в своей армии. Скоро все остальные армии в Европе начали использовать такие группы, в том числе и Российская Империя. С веками такие группы прошли настоящую «эволюцию» ввиду огромного количества войн в Европе. Теперь такие музыкально-парадные группы имеют и многие школы, университеты, крупные команды, армии и просто различные национальные ансамбли.

На фото "Marching Band" (Марширующая группа) в одном из колледжей Огайо. США.


4. Камеры

Трудно представить сегодняшний мир без фотографии. Крупные компании как, например Кэнон или Никон базируются на фото индустрии, зарабатывая миллиарды на создании аппаратов способных запечатлеть и создать любое изображение. Но вся индустрия, быть может, была бы и невозможна, либо появилась намного позже, если бы на выдающаяся работа Мусульманского ученного 11-го века Ибн-Хайтама. Он изучил область в поле оптики и описал возможности и работу первых на то время камер.

Работая в то время в Каире, столицей всех наук в 1000-х годах, Ибн аль-Хайтам являлся передовым, ученным в то время. Имея значительные успехи в различных науках, он систематизировал многие научные методы, которыми пользуются ученные и по сей день. Во время его ареста и заключения Фатимидским правителем аль-Хакимом, у него появилось достаточное время для изучения работы света. Он начал изучать работу камер с крошечным отверстием, и как свет фокусируется в таких камерах. Он был первым ученным определившим принцип работы таких камер. В своих книгах он пишет, «когда в отверстие свето не проницающей коробки проходит лучик света, то он (лучик) отражается на задней стенке коробки, там, где никаких отверстий нет, и чем меньше это отверстие (апертура), тем лучше отражается изображение на задней поверхности коробки, причем отраженное изображение всегда будет в перевернутом положении. Такой принцип работы дает возможность многократно улучшать качество создаваемых изображений.

Ибн аль-Хайтам подробно и ясно описывает принцип работы создания изображений, эти принципы и по сей день используются во всех фотоаппаратах всеми компаниями. Без его исследований принципов работы луча света и апертуры, современные механизмы работы камеры могли появится намного позже, если вообще появились бы.

На фото визуально изображен процесс получения изображения.


5. Алгебра

Многие школьники и студенты, испытывающие трудности с математикой, могут порой не понять важность и ценность науки под именем Алгебра. Это наука является, бесспорно, наиболее ценным вкладом Мусульман в современный мир. Наука была развита и систематизирована великим ученным и математиком Мухаммадом ибн Мусой аль-Хаваризми. Он жил с 780 по 850-ый год, в основном в Персии и Ираке.

В его основной книге, «Аль-Китаб аль-мухтасар фи hисаб аль-джабр ва аль-мукабаля» (Русск. Краткая книга по вычислению путем сравнения и окончания). Он задолго вперед всех, систематизировал принципы всех алгебраических уравнений. Название книги состоит из слова «аль-джабр», обозначающее в арабском языке: заключение, окончание. Это слово перешло в Латинский как «алгебра», и далее распространилось по всем языкам. В своей книге аль-Хаваризми также объясняет, как использовать алгебраические уравнения с неизвестными значениями для решения житейских проблем, таких как вычет заката или разделения имущества. Уникальность системы аль-Хаваризми видна невооруженным глазом, не имея современных калькуляторов и компьютеров, метод аль-Хаваризми позволял вычитать все в соответствии с исламскими законами, причем делать все это в наидоступнейшей форме.
Книги аль-Хаваризми были переведены в Европе на Латынь в 1000-м и 1100-м году, где они были известны под названием Алгоритмы (слово Алгоритм составлено частично из его имени и нескольких математических работ). Без работ этого выдающегося ученного в основании и развитии Алгебры, современные математика и инженерия лишились бы многих базисов своей работы. Его работы и книги использовались еще многие сотни лет в Европейских университетах после его смерти. Да смилуется над ним Всевышний.

Почтовая марка 1983 года в Советском союзе, посвященная аль-Хаваризми.


Автор: Али Будунов.

история

Previous post Next post
Up