(Начало в
предыдущем сообщении)
Природа человека
Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремится погасить пожар соломой. (Персидская пословица)
Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам. Сэмюэл Батлер
Nemo unquam fuit, cui felicitas sua satis faceret. Никому
(
Read more... )
У Ленина чуть длиннее логика была:
Во-первых, энергия, это фундамент увеличения строительства производства средств производства в первую очередь.
Во-вторых, производство средств производства - это фундамент производства средств потребления.
И только в третьих, если удовлетворим людей всеми необходимыми средствами потребления - то заживем, хоть в Антарктике".
Статья посвящена тому, что эта идея - не работает. Можно залить людей энергией (скажем, от геотермальной станции, или нефтяной скважины, или атомной электростанции) - но коммунизмом даже близко не запахнет.
Можно завалить страну цементом, чугуном и прокатом - будет это названо "индустриализацией", но к коммунизму не приблизит ни на шаг.
Можно дать человеку все, что он пожелает (говорят, за кремлевской стеной начинается коммунизм), но он все равно будет хотеть больше (см. анекдот "купил мужик бочку кваса") и коммунистической психологией не обзаведется.
Суть статьи в том, что принципиально невозможно по производимым человеком материальным ценностям удовлетворить человеческие потребности по количеству (тут проще), качеству (тут сложнее - критерии стремятся к бесконечности), и разнообразию (тут тоже стремится все к бесконечности).
Это гонка за солнечным зайчиком или за собственным хвостом - пока одно желание удовлетворял - желание одно прошло, а появилось другое, более интересное т.е.
Все марксисты зациклились только на "больше" и "товаров", и думают, что тут можно догнать желания. Да, в чем-то можно, например в туалетной бумаге, или количестве брюквы на едока.
Но, увы, человеку всегда хочется еще и Citius, altius, fortius до бесконечности, и бесконечно разнообразнее, и еще и бесконечный выбор услуг.
И тут человеческие желания уже не догнать.
Reply
(The comment has been removed)
Импровизация была в том, что просто вернули хорошо известные правила, существовавшие до 1861-го года:
Оброк, в виде продразверстки и экспроприации экспроприаторов.
И барщина - в виде трудодней, трудармий, запрета на смену места работы, и уголовных статей за бродяжничество и тунеядство.
===Что касается принципиальной невозможности удовлетворения всех потребностей человека - это спорный вопрос. Базовые потребности (здоровое питание, комфортная среда проживания, медицина, безопасность) точно можно удовлетворить, и это во многом зависит от доступности энергии===
Здесь и есть главная ошибка всех утопистов, включая Маркса, Энгельса, Ленина. Думаю, даже через 2000 лет, 99,9% человечества будет жаловаться на низкое качество пищи, отсутствие комфорта в среде проживания, низкое качество медицины (диагностики, качества корректирующих действий, несоответствие результатов корректирующих действий ожиданию, побочные эффекты), отсутствие безопасности.
И никакая энергия в этом не поможет - это стремление человека по всем этим пунктам иметь не только какое-то количественное удовлетворение, но и качественное, + сервис.
===Но поскольку сверхпотребление сводится к нематериальным потребностям===
Термин "сверхпотребление" - это уже из времен 3-го рейха или ГУЛАГ-а. "Сверх" - это более предела. А кто будет определять этот предел?
Желание слетать на Марс, или оказаться через секунду на Северном Полюсе, чтобы поцеловать улетевшую туда вчера маму - это сверхпотребление, или нормальное человеческое желание? Оно сводится к нематериальным потребностям или нет?
===Также надо иметь в виду, что человеческое время, внимание, силы и т.п. ограничены, а значит ограничены и возможности потребления материальных ценностей. ===
В первую очередь эти факторы ограничивают производство мат. ценностей, которое всегда отстает от желаний человечества.
Во-вторых, со времен появления машин, Капитала Маркса, и других утопий, голодающих на Земле меньше не стало. Еды все еще не хватает.
В-третьих, возможности потребления мат. ценностей могут и постоянно переходят в разряд не столько количества, сколько качества, а тут пределов нет.
Я не смогу носить на себе все золото мира. Но никто не может мне запретить хотеть носить на себе лучший алмаз в мире или иметь самый передовой на настоящее время способ перемещения в пространстве или коммуникации.
И я, и Вы, и любой нормальный человек всегда будут хотеть немного больше, чем имеется сейчас.
Это - свойство даже не человека, - это свойство любого живого организма - чувствовать градиент лучшего качества жизни и двигаться в сторону повышения качества.
Reply
(The comment has been removed)
Человеку достаточно сбалансированного рациона на 2-3 тысяч калорий. 5 тысяч калорий ему только навредят.
Для семьи из 4 человек достаточно 150 квадратных метров жилой площади, на большей площади уже сложно поддерживать домашний уют===
Лень перечитывать всех марксистов, но, по-моему, 100 лет назад цифры назывались на порядок меньше, как вполне достаточные для коммунизма.
Человек развивается. И о том, что неплохо было бы иметь человеку 100 лет назад говорил Профессор Преображенский (Вы практически дублируете его цифры).
Но разве нормальному человеку (не забитому 60-летней жизнь при социализме) не нормально жить в таком дворце с лесом, как живет у Сколково-Парка Нарышкин, или как живет ВВП на своих дачах.
Сложно поддерживать уют вручную. Но появляются роботы - уборщики. Вопрос ограничения площадей снимается.
Я 20 лет поехал впервые в Египет, был счастлив, ничего лучше мне не надо было. Мне предложили в этом отеле тайм-шер, я отказался, потому что я не знаю, может быть через три года мне будет неудобно жить в номере без бассейна, а через 20 лет без личного бассейна с регулируемой под меня глубиной, и личного тренажерного зала, с настроенными под меня тренажерами и с сауной, в которой температура всегда настроена под меня. Сейчас это - не норма, но через какое-то время без этого будет уже нельзя.
===На определенном уровне удовлетворения потребностей у нормального человека наступает пресыщение...Поэтому вряд ли состояние неограниченного роста потребления ....===
Резерфорд говорил, что больше 7 компьютеров человечеству никогда не понадобится.
Сколько телевизионных каналов считалось достаточным для граждан 50 лет назад?
Какая емкость памяти жесткого диска компьютера пресытила Вас и на какой срок этого пресыщения хватило?
Какая скорость интернета Вас пресыщает? Скольки-кратный зум фотоаппарата Вас пресыщает?
В какую точку шарика Вас лететь уже пресыщает?
И не путайте количество с качеством. На каком качестве велосипеда Вы пресытились, и решили вернуться на простой велосипед без переключения скоростей и амортизаторов?
Человеку достаточно в жизни одного видеомагнитофона и одного DVD плейера. Но Вам приходилось выбрасывать на помойку работающий видеомагнитофон или DVD плейер?
Какая температура должна быть на улице, чтобы вы сказали, что 150 метров площади - не главное, а главное - кондиционирование воздуха?
===А у вас есть материальная потребность носить золото и алмазы?===
Нет, но есть потребность мгновенно, безболезненно и без осложнений чинить (вплоть до замены) забарахливший орган (будь то зуб или что-то серьезнее).
===Полет на Марс или на Северный Полюс из вашего примера также служит удовлетворению лишь нематериальных потребностей, это будет делаться исключительно для эмоций.===
А вот это - очень важный вопрос. Люди живут не для материального. А для эмоций. Не помню, кто сказал:"Каждая вещь, в конечном итоге - это только положительные эмоции, которые она может подарить". Уже сейчас в мире каждый второй работает в сервисе - дает человеку не материальное, а эмоции. В получении эмоций у человека пределов нет.
===Но почему бы просто не позвонить вместо полета?===
Когда-то так же говорили про телефон - можно же письмо написать или СМС... Увы - эмоции голосового общения больше, чем от клочка бумаги, а эмоции видео-общения больше, чем от голоса, а эмоции от личного контакта - больше, чем от видео.
И возможности телекоммуникации бесконечны. И возможности перемещения в пространстве - бесконечны. И желания всегда идут впереди возможностей (если себя насильно не ограничивать).
Reply
(The comment has been removed)
Дайте человеку дворец с 50 комнатами. В скольки комнатах он будет бывать регулярно? В спальне, столовой, гостиной, ванной, рабочем кабинете, гардеробной и детской. К чему ему десятая спальня?===
Чем-то мне это Швондера и Шарикова напоминает.
Почему обязательно "десятая спальня"? А комната для бадминтона, а комната для настольного тенниса, а тренажерный зал, а сауна, а баня, а зал с батутами, а скалодром, а комната для тренировок игры в гольф, а комната с тренажером полетов на самолете, а зал игровой, а зимний сад для отдыха, а зал 3D компьтерных симуляторов, а комната спа и все, что только может пожелать человек.
К тому, в чем мы живем сейчас, человечество очень скоро будет относиться как мы сейчас относимся к жизни в выкопанных землянках или к жизни в коммуналках.
Человек всегда довольствуется какое-то время тем, что есть, если понимает, что с большим ему не справиться.
Но в том то и дело, что нормальный человек всегда хочет иметь больше, чем имеет сейчас.
Если человек работает на участке лопатой - ему хватает 6 соток, но он мечтает о газонокосилке. Если у него появляется газонокосилка - ему 6 соток становится катастрофически мало и ему надо 20 соток, но мечтать он начинает о культиваторе. Если у него появляется трактор, автомобиль, культиватор - ему мало 20 соток, он будет мечтать на сотках что-то соорудить. Если ему дать возможность на зарплату построить теннисный корт и открытый бассейн - ему мало будет 20 соток, он начнет мечтать о конюшне. Если у него появляется возможность держать лошадей, то а для выезда на лошадях ему будет маловато 100 соток, и при этом он будет мечтать еще и о квадрацикле и снегоходе. Если у него появляется квадроцикл и снегоход - ему становится мало 150 соток, он начинает мечтать о самолете и вертолете. А если у него появилась возможность на свои средства приобрести самолет - ему очень захочется аэродром рядом с домом.
===Пределы в получении эмоций однозначно есть.===
Вы забыли вставить слово - "одной" эмоции или "идентичных эмоций". В течении дня вы получаете миллион эмоций. Разных. Даже если каждый день одни и те же, вы не пресыщаетесь. Вы не против получить еще. Эмоций человек может получать миллиарды - по количеству нервных клеток и не пресыщаться каждой новой.
Короче.
Суть в том, что любой нормальный, имеет три особенности: во-первых, он почти всегда вполне спокойно относится к тому, что имеет (даже если сидит в тюрьме), во-вторых, всем, что имеет он имеет свойство иногда пресыщаться, в третьих, не может не желать чего-то еще, чего у него нет. И это "еще" определяется только его полетом фантазии.
Если это еще у него появляется, проходит тот же цикл: радость, довольство, привычка, надоедание, желание иного.
Reply
(The comment has been removed)
Не верно. Баня и бильярдная - это ну очень бедная дача. Хотя, если у Вас сейчас этого нет - это нормальное желание - иметь что-то чуть лучше.
Люди чуть побогаче (я в позапрошлые выходные на даче был под Питером в гостях, кое-что увидел) имеют и тренажерные залы, и комнаты для хранения одежды, и комнаты для хранения обуви, и свои домашние зоопарки, и каминные залы, и шашлычные здания, и охотничьи залы, и картинные залы, и доки для катеров, квадроциклов, яхт и катеров, а некоторые заводят даже шубохранилища с охлаждением. И бассейн не по абонементу, а свой.
===Людей, которые сегодня идут в кино, завтра в театр===
Опять какое-то нищенство - куда-то ходить за эмоциями, получать выброс эмоций. Я просто сказал, что все, что мы делаем - это не вещи, а в конечном счете эмоции. Т.е. человеку нужен не лапоть или ботинок, а эмоция - ощущение свободы движения в нем. Поэтому даже в качестве обуви у человека бесконечные потребности, которые только кажутся ограниченными, потому что такая сейчас зарплата. Вам сейчас, скорее всего, не понять, как можно ездить на велосипеде дороже 1000 долларов. А другому не понять - как можно ездить на велосипеде дешевле 2 тысяч долларов, и при этом он хочет за 4 тысячи. А разница между Вами и ним только в том, что когда-то Ваши с ним возможности были одинаковые, а сейчас у него стали больше, потому и потребности возросли.
У меня к знакомой (одноклассницы, живущей в США) из России иногда прилетает мама. Так та не может не учить, типа, зачем Вам на двоих три машины в гараже? Продать одну! Ну советская учительница на пенсии - что с нее взять, что у людей появилась потребность в третьем автомобиле и они позволили себе ее удовлетворить.
Надежда на то, что можно удовлетворить все потребности человека так, чтобы он через неделю не захотел чего-то, чего у него сейчас нет - это УТОПИЯ, остановка в развитии человечества.
Вот все, что я хочу сказать.
PS===когда можно записаться в хороший фитнес-центр, бадминтонный зал или гольф-клуб===
Прочитал сейчас и решил дописать. Можно и записаться в гольф-клуб...
У меня был один начальник. Не бедный - он платил ежегодно за себя и жену по 10 000 баксов в год за гольф-клуб (1,5 млн. руб. если в рублях) и мог годами в клуб не заезжать.
Но однажды на выставке он рядом с павильоном своей компании просто развлекать посетителей поставил то, что у него было дома - комнату: экраны на все стены с полями для гольфа, чувствительные к удару, снизу пол с травой, сверху небо. Стоишь как на поле для гольфа перед тобой мяч, замахиваешься, целясь в лунку вдали на изображении, бьешь - стена оценивает твой удар по силе, направлению и вращению, мячик отскакивает, но мячик на экране по траектории продолжает лететь туда, куда бы ты попал на настоящем поле, падает, катится, останавливается. Ситуация перемещается вокруг туда, куда ты попал. Замахиваешься по мячу перед тобой, бьешь опять...
Мне бы никогда в голову не пришло, что такую комнату можно иметь дома.
Reply
(The comment has been removed)
Об эксклюзиве и дорогом я сказал один раз - когда говорил про алмаз. Да, человек иногда хочет эксклюзива. Иногда-дорогого. Это - две из миллиона эмоций, которые доступны человеку. Не надо на них зацикливаться.
===Вся суть дворцов и шубохранилищ заключается в их эксклюзивности===
В этом Ваша главная ошибка - о том, чего у Вас нет, вы рассуждаете, что этого Вам и другим людям будет достаточно, или Вам это быстро надоест ("Лиса и виноград").
===Маркетологи рисуют перед своей аудиторией образ яхты на солнечном побережье с девушкой в бикини. Но если каждый потенциальный потребитель поддастся и купит яхту - места на солнечном побережье и девушек в бикини на всех не хватит.===
Вас постоянно глючит на том, что "не хватит", - значит надо пересмотреть потребность. Не обижайтесь, но это уже "психология раба" - "не жили хорошо, - нечего и начинать". Да, большинство людей потому и пересматривают, что понимают: "не хватит", "не по карману", но как только становится доступно - потребность уменьшается только у людей с комплексами (которые хотели из-за престижности или эксклюзивности). Но большинство - не такие. Они если и ограничивают себя, то только сейчас, но не в перспективе, если получили, то не отбрасывают, потому что у других уже есть, а начинают хотеть еще большего.
===Вашей однокласснице достаточно трех машин. А вы спросите у нее, почему у них в семье всего три машины, почему бы не купить еще три?===
Разговор был не о том, что однокласснице достаточно трех машин, (ей, думаю и четвертая с пятой не помешали бы, просто бюджет не бесконечный). А в том, что есть люди, которые готовы уверять других, что двух машин двум людям более чем достаточно и что если всем дать по одной машине, то все потребности в машинах будут удовлетворены, и можно заняться чем-то еще.
===Пока яхт на солнечном берегу мало - они привлекательны. Но когда их становится реально много, они становятся интересны только любителям.===
И то же самое, вы наверное думаете о горных лыжах, дайвинге, катании на снегоходе, квадроцикле, полетах на воздушном шаре, на дельтаплане, на личном самолете, полетах в космос... Думает обо всем, чего не пробовали - им пользуются только из-за престижа или эксклюзивности ("лиса и виноград").
Увы, все не так. Если попробовав, человек получил положительные эмоции, то дальше он будет хотеть этого независимо от того, осталось это престижным и эксклюзивным или нет.
А если надоедает, то, действительно, "становится неинтересно", но с одним "но": становится неинтересно в этом одном привычном варианте, но появляется интерес к тому же, но в десятках других вариантов.
Надоели газеты - не бросил вообще интересоваться информацией, но начал слушать радио. Надоело радио - начал смотреть ч/б ТВ. надоело ч/б - перешел на цветное. Надоели эти 4 канала - захотел 100 каналов. Надоедает ТВ (как правило, из-за отсутствия интерактива), человек переходит в интернет - тот же ТВ, но с интерактивом и тысячами доступных страниц.
Перефразируя вашу логику про алюминий, яхты, автомобили: Такая эмоция - как получение информации, интересна человеку только когда она эксклюзивна и дорога, и потому привлекательна. А как только информация становится доступна большинству, то "только дурачок будет заниматься поиском и усвоением информации". Чувствуете фальшь в логике?
Reply
(The comment has been removed)
Повторюсь.:Нет четкой границы "материальное" благо "не материальное". "Ценность любой вещи - это в конечном счете те положительные эмоции, которая она может дать".
===А когда я говорил что "моря на всех не хватит" - речь шла о том, что многие потребности нельзя удовлетворить в принципе, и они имеют цену только когда удовлетворяются в меру.===
Замечательный пассаж. Вы уже осознали, что а) у человека могут быть потребности, превышающие его возможности.
б) человеку всегда надо что-то с этим делать.
Например, желание жить в комфорте (переехать к морю) - это есть у многих.
=== они превратят эти районы в человеческий муравейник с ужасной экологией.===
Давайте не путать желание и его неудачную реализацию, а уж тем более требовать от человека отказаться от его желания, только потому, что другим не меньше хочется.
===И тех информационных каналов, уже сейчас, уже достаточно чтобы удовлетворить инфоманьяков. Это сотни каналов ТВ, радио, неограниченные возможности интернета.. Все, для большинства людей на этом уже наступает пресыщение.===
Не надо путать получение информации и обработку ее самим человеком с активным воздействием на него. Информацию человек получает и отрабатывает всегда, даже когда спит.
===И человек не может развлекаться бесконечно===
Да, когда-то он умирает. Жизнь - это или развлечение или погоня за ним.
===Ни одна отдельно взятая сфера потребления не может расти неограниченно, даже если потребление в этой сфере полностью бесплатное.===
Может и так и существует. Казалось бы - завалим всех лаптями, и сразу коммунизм. Но не прокатывает, человеку еще качества хочется (чтобы дольше служило, чтобы уютнее было). Включается диалектика, переход количества в качество. Человеку лучше один сапог или ботинок, чем десяток лаптей. Ну вот, думается, дадим всем сапоги и ботинки - и вот вам коммунизм. Не прокатывает, человек в ботинках начинает желать количественно-качественного разнообразия: ботинки летние - туфли, ботинки зимние - валенки, ботинки домашние, ботинки спортивные, ботинки для работы, ботинки на выход. Казалось бы - дадим все это в нужном количестве, и коммунизм. Не прокатывает: опять хочется в летней обуви качества (чтобы на липучках, чтобы легкие, чтобы на гибкой подошве, чтобы нога не потела, в зимней туда же: сапоги зимние, ботинки зимние, кроссовки зимние. В спортивной обуви вообще зашкал разнообразия - для зала, для бега, для лыж, для горных лыж. Ну все, казалось бы, ан - нет и так, увы нет предела. И не в рекламе дело, и не в том, что другая обувь надоела, а в том, что человеку то иногда хочется просто забыть, что на ногах обувь, и пойти заниматься чем-то интересным. Т.е. даже в обуви коммунизм достичь очень трудно. Я про остальное "тупо материальное" даже не говорю. Хотя, казалось бы, когда были лапти, коммунизм был так близок... :(
Reply
(The comment has been removed)
Очень расплывчато. Если я смотрю фейерверк с платного места - он материальный, а если выйду за рамки - уже нет. Хлеб в столовой бесплатный - не материальный, пока я его не заплатил.
===> Замечательный пассаж. Вы уже осознали, что а) у человека могут быть потребности, превышающие его возможности.
б) человеку всегда надо что-то с этим делать.
а) - это очевидная вещь.
б) - "человеку всегда надо что-то делать, если его потребности превышают его возможности"? Единственный вариант в таком случае - ничего не делать, отказаться от такой потребности. Миллионы людей мечтают жить у моря, но немногие реализуют эту мечту.===
Остальное можно даже не обсуждать, потому что в этом - главный вопрос: "мечта - это двигатель по жизни, или рудимент, который лучше не трогать, чтобы не огорчаться, когда не получится".
Отвечу - "Да" и еще раз "да". Если есть мечта, и перед нами человек разумный, то он сознательно или бессознательно стремится к реализации мечты. Сам не сможет - детей научит, те - внуков. Не зря придумали притчу о двух лягушках в банках со сметаной. На любом курсе по росту учат двум моментам - как определить свою мечту, и как сконцентрироваться на ее реализации. Хотел найти цитату про мечту,.. Набрал в Гугле «Цитаты о мечте» - зачитался. Каждая вторая о том, что за мечту надо бороться. И что счастливы будете, даже если мечту не исполните. Счастливы просто от сознания, что двигались в правильном направлении.
===Это уже какой-то обувной маньяк получается.:)
Я не спорю, бывают конечно такие любители обуви,===
Вы что-то не поняли. Я описал спиральное развитие потребностей среднего человека за 100 лет на самом примитивном примере. Раньше это была пара лаптей на все сезоны. И казалось, что две пары лаптей - это предел мечтаний. Сейчас - у любого человека не меньше десятка пар обуви даже у мужчины. И это минимум, без которого уже нельзя жить. Просто возросли возможности, и человек их реализует. 100 лет назад в комнате жили вдесятером, и большего не надо было. Сейчас 3 комнаты на семью как бы минимум. Хотя у меня совсем не исчезает желание перебраться в 4-х комнатную и в лучшем районе.
Человек подсознательно или сознательно всегда стремится к тому, чтобы достичь чего-то, чего еще не достиг, хоть сегодня морковку вырастить, завтра, если есть шанс - яблони в Антарктиде.
"Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал"(С).
Reply
(The comment has been removed)
Leave a comment