Семь подходов Маркса к услугам (часть 1 из 2)

May 09, 2017 21:55


Сегодня исполняется 199 лет со дня рождения Карла Маркса.

Прозвучит много хвалебных слов в его адрес. Такие слова мы слышим уже более 100 лет. Заслуг у Маркса, действительно, не мало.

Но я сегодня хочу поговорить не о его заслугах, а о его ошибках. О некоторых ошибках в логике и противоречиях по отношению к собственным высказываниям.

Об одной такой ошибке - о нарушении логики в соотношении возможностей и потребностей человека я уже говорил в статье «Мираж коммунизма».

В этой статье пойдет речь об ошибках Маркса по отношению к услугам , ценности информации и интеллектуальном труде.



Что видел Маркс

Когда Маркс писал свои труды, вокруг него происходило много интересного - разрушались феодальные отношения в городе и деревне, появились первые капиталисты. В деревню и город начали приходить первые механизмы. Появились сначала мануфактуры с разделением труда, а в последующем заводы и фабрики. Массово высвобождаемые в сельском хозяйстве крестьяне, пошли в мануфактуры и фабрики заниматься неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. Спрос на капитал резко превышает предложение, а предложение рабочей силы резко превышает спрос на нее.

Этот процесс увидел и очень животрепещуще описал Маркс в своих работах, и в первую очередь в «Капитале»: низкая заработная плата, массовое использование женского и детского труда, 14-часовой рабочий день, отсутствие человеческих условий на рабочем месте, однообразный механический труд наемных рабочих, отсутствие страховок для работников и т.д.

Такие экономические ситуации проходят все страны, переходящие от феодализма к капитализму или обратно. В таких ситуациях предложение неквалифицированной рабочей силы намного превышает спрос, рынок находится в зачаточном состоянии, а права рабочих никак не защищаются и ущемляются.

В этой экономической ситуации Маркс концентрируется на двух процессах: на приобретении капиталистом рабочей силы, и на процессе продаже рабочей силы работником механического производства. Соответственно весь свой анализ Маркс строит на этих двух процессах.

И такой подход определяет своеобразное отношение Маркса к услугам. Точнее семь разных подходов, которые можно найти в «Капитале» и некоторых других экономических работах Маркса.

Подход первый. Про услуги не говорим

«Под наемным трудом мы подразумеваем только тот свободный труд, который обменивает себя на капитал, превращается в капитал и увеличивает его стоимость. Все так называемые услуги отсюда исключены».
(Маркс К., «Черновик Капитала. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Процесс производства капитала», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 47, с.148)

По Ленину «Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту теорию».
(В.И.Ленин «Три источника, три составные части марксизма», В.И.Ленин, ПСС, изд. 4, т.23, с. 45)

Маркс, действительно, является продолжателем теорий Адама Смита и Давида Рикардо.

Во многом он развивает их теории. Но в области услуг он, наоборот, уводит назад.

Адам Смит, будучи предшественником Давида Рикардо, в «Исследование о природе и причинах богатства народов» пытается анализировать и полезность услуг государя, судебных чиновников, офицеров армии, флота, священников, юристов, врачей, писателей, актеров, паяцев, музыкантов, оперных певцов, танцовщиков, домашних слуг и т.д.

Давид Рикардо поступает хитрее. Он исключает услуги из своего анализа, начиная свою работу «Начала политической экономии и налогового обложения» со слов: «Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от …»

Таким фокусом политэкономисты прошлого могли уклоняться от обсуждения услуг, а говорить только о товарах.

Тем же фокусом пользуется Маркс в своих основных политэкономических работах.

Так работу «К критике политической экономии» ( 1859г.) Маркс начинает со слов:

«На первый взгляд буржуазное богатство выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар - как его элементарное бытие. ».
(«К.Маркс, «К критике политической экономии» Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Изд. 2-е, т.13, с.13)

Аналогично и «Капитал» (1867г.) Маркс начинает со слов:

«Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар - как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара».
(«К.Маркс, «Капитал» Т.1, Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Изд. 2-е, т.23, с.43)

После чего в работе «К критике политической экономии» Маркс вообще не говорит об услугах, а в «Капитале» упоминает услуги только мельком.

Все эти случаи упоминания Марксом услуг в «Капитале» мы рассмотрим ниже.

При этом всякий раз говорит об услугах по-разному, то находя в них эксплуатацию, то сомневаясь, то считая услуги необходимыми расходами.

Практически весь «Капитал» Маркса построен на анализе движения отчуждаемых объектов труда (товаров).

«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью… Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».
(К.Маркс «Капитал» Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.46).

«Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителями меновой стоимости. И наш капиталист заботится о двоякого рода вещах. Во первых, он хочет произвести потребительную стоимость, обладающую меновой стоимостью, предмет, предназначенный для продажи, т. е. товар. Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности».
(К.Маркс «Капитал» Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.46).

На протяжении всех томов «Капитала» Маркс анализирует формулы с буквами Т (товар), Д (деньги), П (производство). И во всех этих формулах прибавочная стоимость, и, соответственно, эксплуатация, существуют только на стадии товарного производства. Если труд не может быть материализован в предмете труда и отчужден, то Маркс не усматривает в этом ни прибавочной стоимости, ни соответствующей эксплуатации.

Не отстает от Маркса и Энгельс. Вот что он пишет о стоимости в Анти-Дюринге:

«Единственная стоимость, которую знает политическая экономия, есть стоимость товаров».
(Ф.Энгельс «Анти-Дюринг», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 20, с.318)

По Марксу если нет отчуждаемого продукта труда, переходящего в собственность капиталиста, то нет ни прибавочной стоимости, ни эксплуатации.

Так труд менеджеров, бухгалтеров, инженеров Маркс или вообще отказывается анализировать, считая, что оплата труда такого персонала является малозначительной, или называет такую оплату издержками капиталиста в процессе производства на непроизводительный труд.

Посмотрим, что Маркс говорит об управленческом труде и услугах в «Капитале».

Подход второй. Управленческие услуги пренебрежимы по объемам

Услуги составляли серьезную трудность для Маркса, поэтому он всячески от них отмахивался, относя к незначительным и пренебрежимым издержкам.

«Среди этих непроизводительных издержек встречаются много таких статей, которые здесь нас не интересуют, например: земельная рента, налоги, страховые премии, жалованье работникам, нанимаемым сразу на год, управляющему, бухгалтеру, инженеру и т. д.» .
(К.Маркс «Капитал», Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.218)

«Впрочем, не следует думать, что так называемый «skilled labour» занимает количественно значительное место в национальном труде».
(Маркс К. «Капитал», Примечание 18., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.209).

Только одному виду управленческих услуг - бухгалтерскому учету - Маркс посвятил две с половиной страницы, описывая труд бухгалтера как наемный труд, но как труд, в котором отсутствует эксплуатация.

Подход третий. Управленческие и информационные услуги - непроизводительный труд

Такие работы (менеджер, управленец, инженер, бухгалтер) по Марксу не являются эксплуатацией, поскольку отсутствует производство прибавочной стоимости. Они не могут быть отчуждены и перепроданы.

Им во втором томе «Капитала», в первом отделе «Метаморфозы капитала и их кругооборот», в главе VI «Издержки обращения», в разделе «Чистые издержки обращения» Маркс посвящает всего несколько страниц.

Маркс относит такой труд не к эксплуатации и производству прибавочной стоимости, а к неизбежным затратам капиталиста.

«При товарном производстве обращение столь же необходимо, как и само производство, а следовательно, и агенты обращения столь же необходимы, как и агенты производства… Однако это вовсе не основание для того, чтобы смешивать агентов обращения с агентами производства, а равно для того, чтобы смешивать функции товарного и денежного капитала с функциями производительного капитала».
(К.Маркс «Капитал» Т.2, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 24, с.144).

«…время, в течение которого капиталист покупает и продает, когда он рыщет на рынке, составляет необходимую часть времени его функционирования в качестве капиталиста, т. е. в качестве персонифицированного капитала. Оно составляет часть его делового времени…
Размеры, которые принимает товарооборот в руках капиталистов, конечно, не могут превратить этого труда, не создающего стоимости, лишь опосредствующего перемену формы стоимости, в труд, создающий стоимость. Чудо такого пресуществления труда не может совершиться и вследствие перепоручения его кому-либо, т. е. вследствие того, что промышленные капиталисты, вместо того чтобы самим совершать этот «труд по сжиганию», превращают его в исключительное занятие оплачиваемых ими третьих лиц…».
(К.Маркс «Капитал» Т.2, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 24, с.147-148).

В качестве примера Маркс разбирает труд менеджера по продажам или закупкам:

«Чтобы упростить вопрос, мы примем, что агент по купле и продаже является человеком, продающим свой труд. Он расходует свою рабочую силу и свое рабочее время на эти операции Т - Д и Д - Т. Следовательно, он существует этим так же, как другой существует, например, прядением или приготовлением пилюль. Он выполняет необходимую функцию, потому что сам процесс воспроизводства заключает в себе и непроизводительные функции. Он работает так же, как всякий другой, но содержание его труда таково, что он не создает ни стоимости, ни продукта… Более того. Предположим, что он просто наемный рабочий, хотя бы и лучше оплачиваемый. Как бы ни оплачивался его труд, он как наемный рабочий часть своего времени работает даром. Может быть, он получает ежедневно стоимость, вновь создаваемую им за восемь часов, а работает в продолжение десяти часов…если этих агентов применяет капиталист, то неоплаченные два часа уменьшают издержки обращения его капитала, составляющие вычет из его дохода…Это - издержки, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную форму…если размер предприятия принуждает его (капиталиста - А.Фирсов) или позволяет ему покупать (нанимать) особых агентов обращения как наемных рабочих, то сущность дела от этого не меняется. Рабочая сила и рабочее время должны быть в известной степени затрачены на процесс обращения (поскольку он является простой переменой формы). Но теперь эта затрата представляется добавочной затратой капитала; часть переменного капитала приходится затрачивать на покупку этих рабочих сил, функционирующих лишь в сфере обращения. Такое авансирование капитала не создает ни продукта, ни стоимости».
(К.Маркс «Капитал» Т.2, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 24, с.149-151).

Аналогично в разделе «Издержки обращения» высказывается Маркс и о работе бухгалтера:

«Наряду с затратой времени на осуществление купли и продажи, рабочее время расходуется также и на ведение бухгалтерского учета… Дело здесь обстоит совершенно так же, как со временем, затрачиваемым на куплю и продажу… Капиталист, вновь вкладывающий свой капитал, должен употребить часть капитала на наем бухгалтера и т. д. и на покупку средств для ведения бухгалтерского учета… Эта часть капитала отвлекается от процесса производства и принадлежит к издержкам обращения, к вычетам из общей выручки».
(К.Маркс «Капитал» Т.2, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 24, с.152).

То же самое Маркс полагает и по отношению к кассирам и работникам банков:

«…насколько эти формы… могут поражать взор, выступая как массовые издержки обращения, - это видно на примере простого приема и выдачи денег, когда эта операция обособлена и сконцентрирована в крупном масштабе в качестве исключительной функции банков и т. д. или кассира на отдельном предприятии. Но следует твердо запомнить, что эти издержки обращения, изменяя свой вид, не изменяют своего характера».
(К.Маркс «Капитал» Т.2, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 24, с.153-154).

При этом в отношении транспортных услуг Маркс высказывается двояко: то называет их издержками капиталиста, то усматривает в них прибавочный продукт.

( Окончание следует)

Маркс, ошибки, Энгельс, пролетарий, политэкономия, Капитал, марксизм, критика марксизма, услуги, рабочий, капитализм

Previous post Next post
Up