//В статье есть раздел "Капиталистические отношения". Там описывается как лопата позволяет нанять яблочника и выдавать ему не все, что произведено с помощью лопаты.
Чудно, но я спросил про социализм. У вас получается, что при социализме нельзя произвести лопату. Ее можно только экспроприировать у первоначального собственника (например капиталиста) и никак иначе. Я вижу тут очевидную дырку.
Понятно, что вы не видите в социализме мотивации делать лопату, и дырка для вас может быть не столь очевидной. Нет мотивации - нет лопаты. Но чтобы так утверждать, надо доказать, что никакой другой мотивации кроме торговой нет. Вы этого не делаете. При том, что Маркс, которого вы так рьяно опровергаете, все к "торговой мотивации" не сводил. Если бы сводил - безтоварный коммунизм даже теоретически был бы невозможен.
Если акторы могут определить свою выгоду от торговой операции точно в часах, то почему они не могут так же точно определять ее без торговой операции? Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее.
macropisec в примере с гномами постулировал, что при торговле могут, а без нее - нет. Мол, слишком сложно. Спорное предположение, но у вас и такого нет. :(
===У вас получается, что при социализме нельзя произвести лопату. Ее можно только экспроприировать у первоначального собственника (например капиталиста) и никак иначе. Я вижу тут очевидную дырку.... Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее.=== Вы правильно отметили, что стимулы уменьшаются в тысячи раз. В статье я это описано так: "Ни одна из сторон не будет заинтересована в повышении производительности труда, т.к. результат не будет доставаться в первую очередь тому, кто это повышение инициировал, организовал и внедрил, а результат сделал собственным достоянием. Стимуляция к росту производительности труда снижается. Индивидуальная инициатива перестает быть индивидуально поощряемой. Рост производительности труда в результате индивидуальной предпринимательской активности практически сводится к нулю".
И это описание висит в воздухе без доказательства.
Я вам уже писал, что вы ошибочно рассматриваете труд как синоним работы, считая любую работу априори универсально производительной. Причем приписываете такую трактовку Марксу.
Смотрите, что произойдет с вашим абстрактным примером, если добавить третьего, страдающего от применения лопаты. (Допустим, лопата создает некий экологический ущерб производителю укропа. Ну не растет укроп там, где копали лопатой.) В вашем примере мотивация к предпринимательству у лопатовладельца не изменится. Он будет взаимовыгодно торговать с яблочником. У него не будет стимула что-то менять ради третьего. Если только третий не придет с дубиной, т.е. не нарушит свободу предпринимательства. В рамках общества мелкий взаимовыгодный обмен может быть не таким и взаимовыгодным.
Второй момент, который вы упорно не желаете признавать - индивидуальная инициатива не сводится к личной выгоде. Если бы дело ограничивалось только личной выгодой, то было бы невозможным самопожертвование. Человек является социальным животным даже на уровне подсознания. Погуглите "зеркальные нейроны". Человек с нарушенной эмпатией - потенциальный маньяк. Это вам любой следователь скажет. Т.е. описываемая вами система буквально приспособлена для маньяков. :) И, кстати, неявно требует какой-то силы, ограничивающей этих маньяков, хотя бы от явных антисоциальных проявлений.
Обратите внимание также на то, что я говорил о замене часов на минуты, а вы мгновенно перешли к "в тысячи раз". При этом я утрировал сознательно, предполагая рост яблочно-картофельного сообщества до примерно тридцати членов, где указанные вами закономерности еще худо-бедно работают, и указанные мною проблемы не бросаются в глаза из-за заданных упрощений. Вы же сразу масштабируете на уровень чуть ли не современного общества, где упрощения вашей модели уже точно нельзя игнорировать, а выделенные закономерности становятся лишь частью общей картины. Я не против масштабирования, но делать это следует иначе. Или получается та самая неполная индукция, в которой вы обвиняете Маркса.
=== «Ни одна из сторон не будет заинтересована в повышении производительности труда, т.к. результат не будет доставаться в первую очередь тому, кто это повышение инициировал.» И это описание висит в воздухе без доказательства.=== Полагаю что связь между увеличением/уменьшением стимулирования и повышением/снижением производительности труда специальных доказательств не требует
===Я вам уже писал, что вы ошибочно рассматриваете труд как синоним работы считая любую работу априори универсально производительной. Причем приписываете такую трактовку Марксу.=== Пока мы не перешли к работе по найму, работа и труд - синонимы. По-моему, у Маркса та же история. Ни Маркс ни я не утверждали, что любая работа является производительной.
===Второй момент, который вы упорно не желаете признавать - индивидуальная инициатива не сводится к личной выгоде.=== В жизни - нет. А в экономике и политэкономии - считается, что это вещи связанные.
==="Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее"... - Обратите внимание также на то, что я говорил о замене часов на минуты, а вы мгновенно перешли к "в тысячи раз"... Я не против масштабирования, но делать это следует иначе=== Да хоть и в два раза уменьшится. Стимулов к деятельности не прибавляется.
//Полагаю что связь между увеличением/уменьшением стимулирования и повышением/снижением производительности труда специальных доказательств не требует //В жизни - нет. А в экономике и политэкономии - считается, что это вещи связанные.
Уточните, пожалуйста, вам важнее чтобы по писанному или как в жизни? А то я может зря со своими замечаниями лезу в ваш теологический диспут с Марксом. :)
//Пока мы не перешли к работе по найму, работа и труд - синонимы. По-моему, у Маркса та же история.
С чего бы это найм разделял труд с работой? Вы с отчуждением труда не путаете? У Маркса труд фиксировался получателем при обмене. Важно, что покупатель не выгоду фиксирует, а именно заверяет, что некая работа (по созданию, доставке и т.д.) товара привела к результату труда. Выгоду зафиксировать, это по словам Маркса, энциклопедическими познаниями в товароведении обладать надо, чего сложно ожидать от большинства покупателей. Т.е. можно и себе в убыток наторговать, но на сам факт наличия труда это не влияет. Для покупателя - труд.
А вот со всех остальных членов общества вы подписку брали? Сами же писали, что для стороннего наблюдателя там в лучшем случае эквивалентный обмен. (Переводя на человеческий - наблюдателю пофигу. ) Но нельзя же безапелляционно утверждать, что так будет всегда. Элементарный случай - ограниченное количество выгодного товара. Если кто-то купит раньше вас весь, то для вас этот кто-то совершил невыгодную сделку. А вы своим прямым масштабированием все подобные случаи игнорируете.
===В жизни - нет. А в экономике и политэкономии - считается, что это вещи связанные. Уточните, пожалуйста, вам важнее чтобы по писанному или как в жизни? А то я может зря со своими замечаниями лезу в ваш теологический диспут с Марксом. :)=== И в жизни, и в экономике, и в политэкономии индивидуальная инициатива, личная выгода и материальная заинтересованность считаются нормой.
===С чего бы это найм разделял труд с работой? Вы с отчуждением труда не путаете? У Маркса труд фиксировался получателем при обмене. Важно, что покупатель не выгоду фиксирует, а именно заверяет, что некая работа (по созданию, доставке и т.д.) товара привела к результату труда. Выгоду зафиксировать, это по словам Маркса, энциклопедическими познаниями в товароведении обладать надо, чего сложно ожидать от большинства покупателей. Т.е. можно и себе в убыток наторговать, но на сам факт наличия труда это не влияет. Для покупателя - труд.
А вот со всех остальных членов общества вы подписку брали? Сами же писали, что для стороннего наблюдателя там в лучшем случае эквивалентный обмен. (Переводя на человеческий - наблюдателю пофигу. ) Но нельзя же безапелляционно утверждать, что так будет всегда. Элементарный случай - ограниченное количество выгодного товара. Если кто-то купит раньше вас весь, то для вас этот кто-то совершил невыгодную сделку. А вы своим прямым масштабированием все подобные случаи игнорируете.=== Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
//И в жизни, и в экономике, и в политэкономии индивидуальная инициатива, личная выгода и материальная заинтересованность считаются нормой.
А связывать их напрямую - это норма, или все же некоторое предположение?
Просто у вас получается буквально. 1) Предполагаем что А это Б, поскольку так принято. 2) Считаем равенство А и Б доказанным.
//Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
Это упрощение, мягко говоря, очень сужает рамки применимости выводов статьи. Применимость выводов Маркса куда шире. Так вы его не оспорите. И даже найди вы прецедент, где его выводы неприменимы (опровержение индукции), это ничем не поможет, поскольку Маркс индукцией напрямую не пользовался.
===//И в жизни, и в экономике, и в политэкономии индивидуальная инициатива, личная выгода и материальная заинтересованность считаются нормой. А связывать их напрямую - это норма, или все же некоторое предположение? Просто у вас получается буквально. 1) Предполагаем что А это Б, поскольку так принято. 2) Считаем равенство А и Б доказанным.=== В экономике и политэкономии считается нормой, что люди руководствуются в первую очередь личными материальными интересами.
===//Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
Это упрощение, мягко говоря, очень сужает рамки применимости выводов статьи. Применимость выводов Маркса куда шире. Так вы его не оспорите. И даже найди вы прецедент, где его выводы неприменимы (опровержение индукции), это ничем не поможет, поскольку Маркс индукцией напрямую не пользовался.=== Разделять понятия работа и труд в статье смысла нет. И у Маркса такого различия я не видел. У него в трудах одно немецкое слово - Arbeit, которое на русский переводчики переводят то как труд, то как работа.
//В экономике и политэкономии считается нормой, что люди руководствуются в первую очередь личными материальными интересами.
Вижу прогресс. Уже не "определяется", а в "первую очередь". Так держать.
Но за мантры вы цепляетесь напрасно. Не руководствуются люди личными материальными интересами. Было бы очень удобно, если бы так было, но нет. Человек, в силу ограниченности своих знаний, руководствуется в лучшем случае своим субъективным представлением об этих личных материальных интересах. Даже если пренебречь типичной недоступностью информации, это очень выпукло проявляется, если дать человеку выбор из сделок с разной протяженностью во времени. Большинство делает ошибки в определении наиболее выгодного варианта. При полностью открытой информации!
Маркс это тактично обошел, когда задействовал свое в целом кривое значение общественно необходимого труда. Это для работы оно тупо среднее минимальное, а для труда меняет главное - точку оценки.
Чем труд глобально от работы отличается? Работу вы всегда можете измерить энергией в джоулях. Если не изобрести какую-нибудь машину времени, то растраченную энергию в виде выполненной работы обратно не провернуть. В лучшем случае можно потратить еще энергии, чтоб "вернуть как было".
А труд - это процесс достижения некоего результата. На него можно объективно потратить разное количество энергии. Желательно, конечно, наименьшее, но уж как у кого получится. Но у труда есть субъективная составляющая. Результат труда проходит приемку у того, кто ставит задачу. Если не проходит - значит прошедшие энергозатраты трудом не были, а были пустой непроизводительной работой. И это делает труд зависимым от правильной постановки задачи. У камня нет возможности трудиться, поскольку у него нет какой-то модели мира, согласно которой возможно какое-то конечное состояние "результат труда". А у человека есть. Но камень может выполнять работу. Дверь подпирать, например.
Так вот, Маркс тактично гибко устанавливал точки определения "что есть труд". В сделке он выделял покупателя. А для общественно необходимого он ставил общество! И тем самым избегал необходимости доказывать, что труд по версии конкретного покупателя является трудом по версии всего общества. Т.е. что-то там их как-то связывает, но деталей при такой постановке вопроса не требуется. И можно даже не уточнять труд, там или работа. И так же все ясно.
Вы же ставите вопрос так, что от вас это доказательство уже требуется неизбежно. Или вся ваша статья превращается к концу в бессмыслицу, построенную на допущениях.
==="В экономике и политэкономии считается нормой, что люди руководствуются в первую очередь личными материальными интересами". Вижу прогресс. Уже не "определяется", а в "первую очередь". Так держать... Но за мантры вы цепляетесь напрасно. Не руководствуются люди личными материальными интересами. Было бы очень удобно, если бы так было, но нет.=== Это так. Называется "принцип рациональности в экономике и политэкономии". Он является основным принципом экономики и политэкономии со времен Адама Смита. Отдельные случаи альтруизма его не опровергают.
===Вы же ставите вопрос так, что от вас это доказательство уже требуется неизбежно.=== Я не доказываю базовые принципы экономики. Вы можете в них сомневаться - это Ваше право.
Хотите поиграть в теологов и покидаться друг в друга цитатами? Я не любитель, но далеко идти не надо.
В буржуазном обществе господствует fictio juris, будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Из примечаний к первой главе Капитала про товар, на первой же ее странице. Как видите, Маркс с вами не согласен, что данный "базовый" принцип не должен подвергаться сомнению. И дело вовсе не в альтруизме.
===Хотите поиграть в теологов и покидаться друг в друга цитатами? Я не любитель, но далеко идти не надо.
В буржуазном обществе господствует fictio juris, будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Из примечаний к первой главе Капитала про товар, на первой же ее странице. Как видите, Маркс с вами не согласен, что данный "базовый" принцип не должен подвергаться сомнению. И дело вовсе не в альтруизме.=== Наверное, я что-то не понимаю в своей статье или в приведенной фразе Маркса. Но я никакого несогласия не вижу.
//Наверное, я что-то не понимаю в своей статье или в приведенной фразе Маркса.
Очевидно так.
Попробую еще раз. Разберу комментарий Маркса по частям.
В буржуазном обществе господствует fictio juris - т.е. где-то у кого-то есть некое мнение, но это не мнение Маркса. Более того, с точки зрения Маркса - это некая юридическая фикция, с которой он не согласен.
будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Дополнительно подчеркивается предположительный характер утверждения, далее идет само утверждение. Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями, а значит даже если искренне желает руководствоваться своей выгодой, то не имеет физической возможности это сделать.
Иными словами, всю вашу статью можно свести к такой схеме: 1) Есть "принцип рациональности в экономике и политэкономии", который автор не подвергает сомнению. 2) Есть Маркс, который плевать хотел на данный принцип. 3) Следовательно, Маркс неправ. 4) Много букв о том, как конкретно он неправ.
Вот я и пытаюсь у вас дознаться, почему вы так верите в этот принцип, что считаете его достаточным для опровержения Маркса?
Доказывать вы его не хотите. Умеренно каверзные вопросы по этому принципу преимущественно игнорируете, иногда сводите к моему личному мнению. Такой подход свойственен верующим, поэтому я и сравнил вас теологом. Впрочем, у вас оказывается есть ссылка на экспертов, что несколько меняет дело. Но не существенно. Эта ссылка работала бы в качестве доказательства, если бы Маркс этих экспертов под данному вопросу признавал. (Ссылка на общий источник знаний, нормальный аргумент. Можно было бы потом обсудить противоречивость Маркса.) Почему я вам сразу и привел опровержение.
===Наверное, я что-то не понимаю в своей статье или в приведенной фразе Маркса.
Очевидно так.
Попробую еще раз. Разберу комментарий Маркса по частям. В буржуазном обществе господствует fictio juris - т.е. где-то у кого-то есть некое мнение, но это не мнение Маркса. Более того, с точки зрения Маркса - это некая юридическая фикция, с которой он не согласен.
будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Дополнительно подчеркивается предположительный характер утверждения, далее идет само утверждение. Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями=== Есть такое примечание у Маркса к предложению "Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения". Никто толком не знает, какую мысль Маркс хотел этим примечанием выразить.
===Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями, а значит даже если искренне желает руководствоваться своей выгодой, то не имеет физической возможности это сделать.=== Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения.
===Иными словами, всю вашу статью можно свести к такой схеме: 1) Есть "принцип рациональности в экономике и политэкономии", который автор не подвергает сомнению.=== У меня нет такого заявления.
===2) Есть Маркс, который плевать хотел на данный принцип. 3) Следовательно, Маркс неправ. 4) Много букв о том, как конкретно он неправ.=== У меня нет таких рассуждений.
//Никто толком не знает, какую мысль Маркс хотел этим примечанием выразить.
Не надо за всех утверждать. Нет там никакой особой тайны. Я вам этот комментарий почленно разобрал. Вам все еще непонятно?
//Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения.
Но вот оно у вас перед носом. Без него не имело бы смысла вообще городить огород с разделением цены и стоимости. Достаточно было бы цены покупателя, цены продавца и результирующей по сделке.
//У меня нет такого заявления.
В статье нет. Но мне в комментариях вы на этот принцип ссылаетесь, как на базовый. И выводы о статье я делаю с учетом этих комментариев. Так что определитесь, поддерживаете ли вы принцип? Если да, объясните, почему.
//У меня нет таких рассуждений.
А это и не перечень ваших рассуждений - это схема, к которой они сводятся. С учетом ваших ответов на комментарии.
===//"Никто толком не знает, какую мысль Маркс хотел этим примечанием выразить". Не надо за всех утверждать. Нет там никакой особой тайны. Я вам этот комментарий почленно разобрал. Вам все еще непонятно? //"Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения". Но вот оно у вас перед носом. Без него не имело бы смысла вообще городить огород с разделением цены и стоимости. Достаточно было бы цены покупателя, цены продавца и результирующей по сделке.=== Определитесь, пожалуйста: Вы от имени Маркса "почленно разбираете" или от своего имени. Если от Маркса - мне придется разбирать эту логику с точки зрения Маркса и объяснять, почему у него не может быть такого рассуждения. Если от своего имени, то разберем эту логику как допустимую, но уже без привязки к категориям Маркса.
Чудно, но я спросил про социализм. У вас получается, что при социализме нельзя произвести лопату. Ее можно только экспроприировать у первоначального собственника (например капиталиста) и никак иначе. Я вижу тут очевидную дырку.
Понятно, что вы не видите в социализме мотивации делать лопату, и дырка для вас может быть не столь очевидной. Нет мотивации - нет лопаты. Но чтобы так утверждать, надо доказать, что никакой другой мотивации кроме торговой нет. Вы этого не делаете. При том, что Маркс, которого вы так рьяно опровергаете, все к "торговой мотивации" не сводил. Если бы сводил - безтоварный коммунизм даже теоретически был бы невозможен.
Если акторы могут определить свою выгоду от торговой операции точно в часах, то почему они не могут так же точно определять ее без торговой операции? Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее.
macropisec в примере с гномами постулировал, что при торговле могут, а без нее - нет. Мол, слишком сложно. Спорное предположение, но у вас и такого нет. :(
Reply
Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее.===
Вы правильно отметили, что стимулы уменьшаются в тысячи раз.
В статье я это описано так:
"Ни одна из сторон не будет заинтересована в повышении производительности труда, т.к. результат не будет доставаться в первую очередь тому, кто это повышение инициировал, организовал и внедрил, а результат сделал собственным достоянием.
Стимуляция к росту производительности труда снижается. Индивидуальная инициатива перестает быть индивидуально поощряемой.
Рост производительности труда в результате индивидуальной предпринимательской активности практически сводится к нулю".
Reply
Я вам уже писал, что вы ошибочно рассматриваете труд как синоним работы, считая любую работу априори универсально производительной. Причем приписываете такую трактовку Марксу.
Смотрите, что произойдет с вашим абстрактным примером, если добавить третьего, страдающего от применения лопаты. (Допустим, лопата создает некий экологический ущерб производителю укропа. Ну не растет укроп там, где копали лопатой.) В вашем примере мотивация к предпринимательству у лопатовладельца не изменится. Он будет взаимовыгодно торговать с яблочником. У него не будет стимула что-то менять ради третьего. Если только третий не придет с дубиной, т.е. не нарушит свободу предпринимательства.
В рамках общества мелкий взаимовыгодный обмен может быть не таким и взаимовыгодным.
Второй момент, который вы упорно не желаете признавать - индивидуальная инициатива не сводится к личной выгоде. Если бы дело ограничивалось только личной выгодой, то было бы невозможным самопожертвование. Человек является социальным животным даже на уровне подсознания. Погуглите "зеркальные нейроны". Человек с нарушенной эмпатией - потенциальный маньяк. Это вам любой следователь скажет.
Т.е. описываемая вами система буквально приспособлена для маньяков. :) И, кстати, неявно требует какой-то силы, ограничивающей этих маньяков, хотя бы от явных антисоциальных проявлений.
Обратите внимание также на то, что я говорил о замене часов на минуты, а вы мгновенно перешли к "в тысячи раз". При этом я утрировал сознательно, предполагая рост яблочно-картофельного сообщества до примерно тридцати членов, где указанные вами закономерности еще худо-бедно работают, и указанные мною проблемы не бросаются в глаза из-за заданных упрощений. Вы же сразу масштабируете на уровень чуть ли не современного общества, где упрощения вашей модели уже точно нельзя игнорировать, а выделенные закономерности становятся лишь частью общей картины.
Я не против масштабирования, но делать это следует иначе. Или получается та самая неполная индукция, в которой вы обвиняете Маркса.
Reply
И это описание висит в воздухе без доказательства.===
Полагаю что связь между увеличением/уменьшением стимулирования и повышением/снижением производительности труда специальных доказательств не требует
===Я вам уже писал, что вы ошибочно рассматриваете труд как синоним работы считая любую работу априори универсально производительной. Причем приписываете такую трактовку Марксу.===
Пока мы не перешли к работе по найму, работа и труд - синонимы. По-моему, у Маркса та же история. Ни Маркс ни я не утверждали, что любая работа является производительной.
===Второй момент, который вы упорно не желаете признавать - индивидуальная инициатива не сводится к личной выгоде.===
В жизни - нет. А в экономике и политэкономии - считается, что это вещи связанные.
==="Что мешает изобрести экскаватор лопатнику при социализме? Ведь он может посчитать свою личную выгоду, как долю от общественной выгоды. Да, там будут не часы, а минуты, но тем не менее"... - Обратите внимание также на то, что я говорил о замене часов на минуты, а вы мгновенно перешли к "в тысячи раз"... Я не против масштабирования, но делать это следует иначе===
Да хоть и в два раза уменьшится. Стимулов к деятельности не прибавляется.
Reply
//В жизни - нет. А в экономике и политэкономии - считается, что это вещи связанные.
Уточните, пожалуйста, вам важнее чтобы по писанному или как в жизни? А то я может зря со своими замечаниями лезу в ваш теологический диспут с Марксом. :)
//Пока мы не перешли к работе по найму, работа и труд - синонимы. По-моему, у Маркса та же история.
С чего бы это найм разделял труд с работой? Вы с отчуждением труда не путаете? У Маркса труд фиксировался получателем при обмене. Важно, что покупатель не выгоду фиксирует, а именно заверяет, что некая работа (по созданию, доставке и т.д.) товара привела к результату труда. Выгоду зафиксировать, это по словам Маркса, энциклопедическими познаниями в товароведении обладать надо, чего сложно ожидать от большинства покупателей. Т.е. можно и себе в убыток наторговать, но на сам факт наличия труда это не влияет. Для покупателя - труд.
А вот со всех остальных членов общества вы подписку брали? Сами же писали, что для стороннего наблюдателя там в лучшем случае эквивалентный обмен. (Переводя на человеческий - наблюдателю пофигу. ) Но нельзя же безапелляционно утверждать, что так будет всегда. Элементарный случай - ограниченное количество выгодного товара. Если кто-то купит раньше вас весь, то для вас этот кто-то совершил невыгодную сделку. А вы своим прямым масштабированием все подобные случаи игнорируете.
Reply
Уточните, пожалуйста, вам важнее чтобы по писанному или как в жизни? А то я может зря со своими замечаниями лезу в ваш теологический диспут с Марксом. :)===
И в жизни, и в экономике, и в политэкономии индивидуальная инициатива, личная выгода и материальная заинтересованность считаются нормой.
===С чего бы это найм разделял труд с работой? Вы с отчуждением труда не путаете? У Маркса труд фиксировался получателем при обмене. Важно, что покупатель не выгоду фиксирует, а именно заверяет, что некая работа (по созданию, доставке и т.д.) товара привела к результату труда. Выгоду зафиксировать, это по словам Маркса, энциклопедическими познаниями в товароведении обладать надо, чего сложно ожидать от большинства покупателей. Т.е. можно и себе в убыток наторговать, но на сам факт наличия труда это не влияет. Для покупателя - труд.
А вот со всех остальных членов общества вы подписку брали? Сами же писали, что для стороннего наблюдателя там в лучшем случае эквивалентный обмен. (Переводя на человеческий - наблюдателю пофигу. ) Но нельзя же безапелляционно утверждать, что так будет всегда. Элементарный случай - ограниченное количество выгодного товара. Если кто-то купит раньше вас весь, то для вас этот кто-то совершил невыгодную сделку. А вы своим прямым масштабированием все подобные случаи игнорируете.===
Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
Reply
А связывать их напрямую - это норма, или все же некоторое предположение?
Просто у вас получается буквально.
1) Предполагаем что А это Б, поскольку так принято.
2) Считаем равенство А и Б доказанным.
//Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
Это упрощение, мягко говоря, очень сужает рамки применимости выводов статьи. Применимость выводов Маркса куда шире. Так вы его не оспорите. И даже найди вы прецедент, где его выводы неприменимы (опровержение индукции), это ничем не поможет, поскольку Маркс индукцией напрямую не пользовался.
Reply
А связывать их напрямую - это норма, или все же некоторое предположение?
Просто у вас получается буквально.
1) Предполагаем что А это Б, поскольку так принято.
2) Считаем равенство А и Б доказанным.===
В экономике и политэкономии считается нормой, что люди руководствуются в первую очередь личными материальными интересами.
===//Повторюсь: работа и труд в моей статье являются синонимами. Разделять эти понятия в статье смысла нет.
Это упрощение, мягко говоря, очень сужает рамки применимости выводов статьи. Применимость выводов Маркса куда шире. Так вы его не оспорите. И даже найди вы прецедент, где его выводы неприменимы (опровержение индукции), это ничем не поможет, поскольку Маркс индукцией напрямую не пользовался.===
Разделять понятия работа и труд в статье смысла нет. И у Маркса такого различия я не видел. У него в трудах одно немецкое слово - Arbeit, которое на русский переводчики переводят то как труд, то как работа.
Reply
Вижу прогресс. Уже не "определяется", а в "первую очередь". Так держать.
Но за мантры вы цепляетесь напрасно. Не руководствуются люди личными материальными интересами. Было бы очень удобно, если бы так было, но нет.
Человек, в силу ограниченности своих знаний, руководствуется в лучшем случае своим субъективным представлением об этих личных материальных интересах. Даже если пренебречь типичной недоступностью информации, это очень выпукло проявляется, если дать человеку выбор из сделок с разной протяженностью во времени. Большинство делает ошибки в определении наиболее выгодного варианта. При полностью открытой информации!
Маркс это тактично обошел, когда задействовал свое в целом кривое значение общественно необходимого труда. Это для работы оно тупо среднее минимальное, а для труда меняет главное - точку оценки.
Чем труд глобально от работы отличается? Работу вы всегда можете измерить энергией в джоулях. Если не изобрести какую-нибудь машину времени, то растраченную энергию в виде выполненной работы обратно не провернуть. В лучшем случае можно потратить еще энергии, чтоб "вернуть как было".
А труд - это процесс достижения некоего результата. На него можно объективно потратить разное количество энергии. Желательно, конечно, наименьшее, но уж как у кого получится. Но у труда есть субъективная составляющая. Результат труда проходит приемку у того, кто ставит задачу. Если не проходит - значит прошедшие энергозатраты трудом не были, а были пустой непроизводительной работой.
И это делает труд зависимым от правильной постановки задачи.
У камня нет возможности трудиться, поскольку у него нет какой-то модели мира, согласно которой возможно какое-то конечное состояние "результат труда". А у человека есть. Но камень может выполнять работу. Дверь подпирать, например.
Так вот, Маркс тактично гибко устанавливал точки определения "что есть труд". В сделке он выделял покупателя. А для общественно необходимого он ставил общество! И тем самым избегал необходимости доказывать, что труд по версии конкретного покупателя является трудом по версии всего общества. Т.е. что-то там их как-то связывает, но деталей при такой постановке вопроса не требуется. И можно даже не уточнять труд, там или работа. И так же все ясно.
Вы же ставите вопрос так, что от вас это доказательство уже требуется неизбежно. Или вся ваша статья превращается к концу в бессмыслицу, построенную на допущениях.
Reply
Вижу прогресс. Уже не "определяется", а в "первую очередь". Так держать...
Но за мантры вы цепляетесь напрасно. Не руководствуются люди личными материальными интересами. Было бы очень удобно, если бы так было, но нет.===
Это так.
Называется "принцип рациональности в экономике и политэкономии". Он является основным принципом экономики и политэкономии со времен Адама Смита. Отдельные случаи альтруизма его не опровергают.
===Вы же ставите вопрос так, что от вас это доказательство уже требуется неизбежно.===
Я не доказываю базовые принципы экономики. Вы можете в них сомневаться - это Ваше право.
Reply
Хотите поиграть в теологов и покидаться друг в друга цитатами? Я не любитель, но далеко идти не надо.
В буржуазном обществе господствует fictio juris, будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Из примечаний к первой главе Капитала про товар, на первой же ее странице. Как видите, Маркс с вами не согласен, что данный "базовый" принцип не должен подвергаться сомнению. И дело вовсе не в альтруизме.
Reply
В буржуазном обществе господствует fictio juris, будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Из примечаний к первой главе Капитала про товар, на первой же ее странице. Как видите, Маркс с вами не согласен, что данный "базовый" принцип не должен подвергаться сомнению. И дело вовсе не в альтруизме.===
Наверное, я что-то не понимаю в своей статье или в приведенной фразе Маркса. Но я никакого несогласия не вижу.
Reply
Очевидно так.
Попробую еще раз. Разберу комментарий Маркса по частям.
В буржуазном обществе господствует fictio juris - т.е. где-то у кого-то есть некое мнение, но это не мнение Маркса. Более того, с точки зрения Маркса - это некая юридическая фикция, с которой он не согласен.
будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Дополнительно подчеркивается предположительный характер утверждения, далее идет само утверждение. Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями, а значит даже если искренне желает руководствоваться своей выгодой, то не имеет физической возможности это сделать.
Иными словами, всю вашу статью можно свести к такой схеме:
1) Есть "принцип рациональности в экономике и политэкономии", который автор не подвергает сомнению.
2) Есть Маркс, который плевать хотел на данный принцип.
3) Следовательно, Маркс неправ.
4) Много букв о том, как конкретно он неправ.
Вот я и пытаюсь у вас дознаться, почему вы так верите в этот принцип, что считаете его достаточным для опровержения Маркса?
Доказывать вы его не хотите. Умеренно каверзные вопросы по этому принципу преимущественно игнорируете, иногда сводите к моему личному мнению. Такой подход свойственен верующим, поэтому я и сравнил вас теологом.
Впрочем, у вас оказывается есть ссылка на экспертов, что несколько меняет дело. Но не существенно. Эта ссылка работала бы в качестве доказательства, если бы Маркс этих экспертов под данному вопросу признавал. (Ссылка на общий источник знаний, нормальный аргумент. Можно было бы потом обсудить противоречивость Маркса.) Почему я вам сразу и привел опровержение.
Reply
Очевидно так.
Попробую еще раз. Разберу комментарий Маркса по частям.
В буржуазном обществе господствует fictio juris - т.е. где-то у кого-то есть некое мнение, но это не мнение Маркса. Более того, с точки зрения Маркса - это некая юридическая фикция, с которой он не согласен.
будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения.
Дополнительно подчеркивается предположительный характер утверждения, далее идет само утверждение. Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями===
Есть такое примечание у Маркса к предложению "Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения".
Никто толком не знает, какую мысль Маркс хотел этим примечанием выразить.
===Т.е. Маркс считает, что как минимум некоторая часть покупателей не обладает нужными познаниями, а значит даже если искренне желает руководствоваться своей выгодой, то не имеет физической возможности это сделать.===
Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения.
===Иными словами, всю вашу статью можно свести к такой схеме:
1) Есть "принцип рациональности в экономике и политэкономии", который автор не подвергает сомнению.===
У меня нет такого заявления.
===2) Есть Маркс, который плевать хотел на данный принцип.
3) Следовательно, Маркс неправ.
4) Много букв о том, как конкретно он неправ.===
У меня нет таких рассуждений.
Reply
Не надо за всех утверждать. Нет там никакой особой тайны. Я вам этот комментарий почленно разобрал. Вам все еще непонятно?
//Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения.
Но вот оно у вас перед носом. Без него не имело бы смысла вообще городить огород с разделением цены и стоимости. Достаточно было бы цены покупателя, цены продавца и результирующей по сделке.
//У меня нет такого заявления.
В статье нет. Но мне в комментариях вы на этот принцип ссылаетесь, как на базовый. И выводы о статье я делаю с учетом этих комментариев. Так что определитесь, поддерживаете ли вы принцип? Если да, объясните, почему.
//У меня нет таких рассуждений.
А это и не перечень ваших рассуждений - это схема, к которой они сводятся. С учетом ваших ответов на комментарии.
Reply
Не надо за всех утверждать. Нет там никакой особой тайны. Я вам этот комментарий почленно разобрал. Вам все еще непонятно?
//"Ни в одной работе Маркса нет такого рассуждения".
Но вот оно у вас перед носом. Без него не имело бы смысла вообще городить огород с разделением цены и стоимости. Достаточно было бы цены покупателя, цены продавца и результирующей по сделке.===
Определитесь, пожалуйста: Вы от имени Маркса "почленно разбираете" или от своего имени.
Если от Маркса - мне придется разбирать эту логику с точки зрения Маркса и объяснять, почему у него не может быть такого рассуждения.
Если от своего имени, то разберем эту логику как допустимую, но уже без привязки к категориям Маркса.
Reply
Leave a comment