КРАХ ВВЦУ РПЦЗ(Аг) - Часть 1.

Jan 18, 2009 04:50

Л.Павлов
Ю.Ларников

СЕКАЧЕВЦЫ: ТИПОЛОГИЯ ГЕБЕШНЫХ РАЗРАБОТОК. Часть 1.

Как теперь стало хорошо известно, во время так называемого «5-го собора ВВЦУ РПЦЗ(Аг)», который проходил c 17 по 23 ноября 2008 года, формальным поводом для объявления ВВЦУ как организации, не имеющей канонического основания, стал прием в состав ВВЦУ двух «епископов-секачевцев» Иоанна Зайцева и Афанасия Савицкого, в сущем сане через хиротесию.

САМОУНИЧТОЖЕНИЕ ВВЦУ РПЦЗ(АГ)

Прием этих «епископов» был произведен в нарушение канонических норм Православной Церкви. На эти нарушения руководству ВВЦУ указывали неоднократно как клирики, так и миряне, оставшиеся верными Зарубежной Церкви.
Прежде всего была выявлена недоказанность Апостольского преемства группы Г.Секача, что стало причиной их отвержения Архиерейским Собором РПЦЗ в 1990 году.

С течением времени стало известно также о нарушениях экклесиологических оснований «секачевцами»: открытое сослужение с клириками МП РПЦ, прием денежных вознаграждений и наград от МП РПЦ, сотрудничество с органами КГБ-ФСБ, что решительно выводило «секачевцев» за пределы Катакомбной Церкви.

Так как данные нарушения были обнаружены до «5-го собора», то в данном случае мы имеем дело не с ошибкой руководства ВВЦУ РПЦЗ(Аг), а с преднамеренным и злостным нарушением канонических норм.

Убедившись в том, что христианский принцип увещевания не действует на руководство ВВЦУ (Агафангел Пашковский, Виктор Добров, Андроник Котляров, Софроний Мусиенко и др.), участники «собора» протоиереи Алексей Микриков и Сергий Клестов, мирянин Н.Чертков ушли с «собора», покинув также и ВВЦУ РПЦЗ(Аг) вместе со своей паствой.

Все эти события хорошо и подетально были освещены в СМИ, включая интернетские издания. Что же стало глубинным экклесиологическим основанием для объявления ВВЦУ РПЦЗ(Аг) неканонической и псевдо-церковной организацией рядом зарубежников?

Прием «секачевцев» сопровождался давлением со стороны лиц, которые уже зарекомендовали себя как провокаторы. Прежде всего это небезызвестный Е.Магеровский, ставший делегатом «собора» от неправославной организации «Русская академическая группа». Это также Виктор Добров, который выставлял заведомо ложные сведения о «секачевцах» и пытался ввести в заблуждение делегатов «собора». Это Софроний Мусиенко, который по заданию Доброва и Пашковского целый год изучал историю «секачевцев» и выдал на-гора ложь и фальсификацию. Это Агафангел Пашковский, так называемый предстоятель ВВЦУ РПЦЗ(Аг), который поставил целью быть возведенным в сан «митрополита», для чего ему было необходимо определенное количество «архиереев».

Как моральное, так и административное давление на делегатов «собора», а также паству ВВЦУ РПЦЗ(Аг), полное небрежение к мнению части верующих, игнорирование принципа соборности при решении важнейших вопросов внутрицерковной жизни поставило ВВЦУ РПЦЗ(Аг) вне церковной ограды. Можно сказать что «5-й собор» стал актом самоуничтожения ВВЦУ РПЦЗ(Аг).

Однако какие доводы выдвигаются для того, чтобы объявить «секачевцев» не имеющими Апостольского преемства? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать историю развития «секачевской» группы.

ХИРОТОНИЯ ПО ТЕЛЕГРАФУ?

Основателем группы в начале 1960-х гг стал некий Григорий Секач, родившийся в 1897 или 1898 г. (по другим данным, в 1904 г.). Где, кем, когда и при каких обстоятельствах Григорий Секач был рукоположен в священники, а в дальнейшем «епископы» и даже «схи-митрополиты», нет никаких документально подтвержденных свидетельств.

Так, одни источники сообщают, что «будучи уроженцем Белоруссии, Григорий Секач (будущий "схимитрополит" Геннадий) иерейское рукоположение принял в 1944 г. от архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова)».

По другим источникам, Г.Секач «в 1943 г. рукоположен в диакона, и в том же году 7 апреля на Благовещение - в священника еп. Житомирским Леонтием (Филипповичем) в г. Мозыре».

Даже эти разночтения в рукоположении можно считать достаточными для особенного разбирательства священнического правопреемства Г.Секача, тем более что доказательством могло быть свидетельство еп.Леонтия (Филипповича), который стал широко известен в Зарубежной Церкви как еп. Леонтий Чилийский и принимал участие во многих инициативах по сохранению и развитию Православной Катакомбной Церкви на территории СССР.

В дальнейшем, Григорий Секач предстает то патриархийным священником, то иеромонахом, изгнанным и запрещенным МП РПЦ в начале 1950-х. Причиной запрещения стало неповиновение требованиям епархиальных (МП РПЦ) властей г. Гомеля - отказался от перевода в другой приход. Женат и имеет детей, по разным источникам от 3 до 4, но разводится и бродит «Христа ради». В 1955 г. снова принят в клир Черниговской епархии на Украине, то есть опять в МП РПЦ.

Приблизительно в то же время сближается с Катакомбной Церковью юрисдикции «епископа» Серафима (Поздеева) и принимает монашество с именем Геннадий.

Как и в случае со священничеством, нет доказательств о постриге Г.Секача в монахи. Однако как сообщают одни источники, «в сер(едине) 1970-х гг. Геннадий (Секач) принял "архиерейское" "поставление" от "епископа" Серафима (Поздеева) и иерархов Грузинской Катакомбной Церкви».
Это и вовсе надуманное утверждение, так как Серафим Поздеев скончался в 1971 году в г.Бузулук Оренбургской области и никак не мог участвовать в хиротонии Григория-Геннадия Секача в середине 70-х.

По другим источникам, «за несколько дней до своей смерти Епископ Серафим при письменном согласии еп. Алфея возвел о. Геннадия Секача в сан епископа». То есть надо полагать, что произошло это в мае 1971 г., что самого «епископа» Алфея при этом не было, а было его письменное согласие. В этой версии временной фактор соблюдается, однако того самого «письменного согласия» до сих пор не нашли нигде.

По третьим источникам, Геннадий Секач «был до 1962 г. патриаршим священником». Затем ушел в «катакомбы», организовал свой монастырь в Новом Афоне (Абхазия). Однажды отправился разыскивать Серафима Поздеева, нашел его. Серафим Поздеев якобы «связался телеграммой с двумя другими тихоновскими архипастырями, Гермогеном и Гавриилом Ташкентским, - и получил от них письменное согласие и благословение».

Даже если признать каноничность хиротонии при помощи телеграфного сообщения, то доказательством подобной хиротонии могли бы стать именно телеграммы.

Не вызывает сомнений, что подобные телеграммы от двух столпов сопротивления «официальной сталинско-бериевской» МП РПЦ такому активисту как Григорий Секач (отсидка в конце 20-х- 30- гг. на Соловках (?), побег с принудительных работ из г.Кировска Мурманской обл., арест в 1939-ом, рукоположение на территории, оккупированной немцами в 1943 или 1944 году, неповиновение епархиальным властям МП РПЦ в 50-х, организация «катакомбных» обителей и монастырей - от 9 до 12, по разным источникам - в 50-х и 60-х), - все это не могло быть пропущено без внимания органами КГБ. А в случае нерадивости органов сам Г.Секач все-таки мог бы сохранить единственное свидетельство своей «хиротонии», пусть не в ящике комода и не в подкладке пиджака, но хотя бы у верных последователей, которых у него, по сведениям, насчитывались тысячи (!!!).

Однако ни ставленной грамоты, ни телеграмм, которые могли бы служить хотя бы некоторым доказательством хиротонии, нет. Даже следов их не обнаружилось ни в архивах КГБ, ни в частых или государственных архивах.

Как бы то ни было, но в результате всего этого Апостольское преемство так называемой «секачевской» группы возводится к «епископу» Серафиму Поздееву, а потому сама группа часто называется «серафимо-геннадиевской». Из последних же событий, а именно на «5-ом соборе» ВВЦУ РПЦЗ(Аг) Виктор Добров и вовсе предложил «в будущем именовать нашу катакомбную сестру «Тихоно-Серафимо-Геннадиевской».

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО СЕРАФИМА ПОЗДЕЕВА

Мы можем даже закрыть глаза на неясность рукоположения Григория Секача и большую смутность его пострига и возведения во епископы. В конце концов, на то они и «Катакомбы», чтобы вести дело скрытно от властей и прочих любопытных. Однако так или иначе мы обязаны установить Апостольское преемство «епископа» Серафима Поздеева, так как именно через него оно, это преемство, должно было быть передано Г.Секачу.

В случае «еп.»Серафима Поздеева (имя при рождении - Михаил Поздеев) мы сталкиваемся с еще более противоречивой картиной. Оказывается, только биографий у С.Поздеева насчитывается... три. Причем в основном они даже не пересекаются, а фантастические обстоятельства жизни и деятельности этого человека тем не менее обнаруживают постоянную связь его с ГПУ-НКВД-КГБ.

Очень подробно, на основании следственных документов и протоколов описаны авантюрные похождения Михаила Поздеева на веб-сайте Якова Кротова. Мы оставляем без внмания вариант биографии Поздеева, по которому он «был родом из аристократической семьи», и даже чудом спасшимся Великим Князем Михаилом Александровичем, братом последнего Государя, которого казнили в 1918 году. Эта версия не имеет никаких реальных оснований.

Вторая версия такова: Серафим, епископ Смоленский, в миру Поздеев Михаил Александрович. Родился в 1885 г. в Подмосковье. В 1919 принял монашество в г. Арзамас и там же рукоположен в иеромонаха. В 1922-25 - настоятель монастыря под г. Кашира. Весной 1925 года Патр. Тихоном и еще кем-то хиротонисан в Москве в викария Смоленской епархии. В мае 1925 г. арестован и выслан в Сибирь. Проживал в Новосибирске. Отношения к Декларации митр. Сергия не выявил. В 1932 г. принял Декларацию и вновь служил в Московской области. В 1937-44 гг. в заключении (3 Н.А. п.40, л.1-97).

Уже в этой версии мы встречаем утверждение, что М.Поздеев был хиротонисан самим Св.Патриархом Тихоном «и еще кем-то» в викарного епископа. Никаких документов, ни ставленной грамоты, ни свидетельств участников, в том числе мемуарного характера, об этой «тайной хиротонии» самим Патриархом, нет, хотя как раз-таки о последних годах жизни св.Тихона рассказано очень подробно и обстоятельно, как лицами его окружавшими, так и высшими церковными особами, с которыми он руководил Церковью с 1918 года.

Еще менее это представлется правдоподобным, когда некоторые источники сообщают, что хиротония Михаила Поздеева была произведена за ТРИ дня до кончины Патр.Тихона. Именно последние недели и дни земной жизни Св.Патр. Тихона стали предметом особенного внимания как зарубежных историков Церкви, так и исследователей из СССР-РФ. Последние дни востановлены и описаны, можно сказать, поминутно. Мы знаем буквально все: к кому и когда ездил сам Св.Патриарх, кто и когда, а часто и зачем приезжал к нему. Тайной хиротонии при участии «еще кого-то» Св.Патриарх Тихон не проводил.

Об отсидке Поздеевым срока на Соловках здесь, в этой биографической версии, не упоминается. Однако именно это событие является ключевым во всей жизни этого «основателя» катакомб, так как на Соловках М.Поздеев якобы проявил себя как стойкий молитвенник и умелый организатор церковной структуры в условиях советско-соловецкого конц-лагеря.

Для катакомбника, да еще тайно хиротонисанного самим Патр.Тихоном для сопротивления безбожной власти и обновленчеству, странным кажется поворот в 1932 году, когда этот Серафим Поздеев «принял Декларацию» Сергия Страгородского.

Мы можем понять, отчего его посадили в 1937 году, несмотря на то, что он принял сергианство - во время Великой Чистки сажали и казнили и тех, кто принял, и тех кто не принял, и тех, кто делал революцию вместе с Лениным, и тех кто боролся против большевиков, и даже тех, кто сам сажал и казнил всех предыдущих. Однако обратим внимание, что следы этого Поздеева теряются после 1944 года.

Интересно другое. По некоторым источникам, Григорий Секач познакомился с Михаилом Поздеевым в гомельской тюрьме, в камере смертников в 1939-м году. Но как Поздеев попал в Гомель? Чтобы звучало правдоподобнее, придумали такую версию: М.Поздеев оказался «сначала в Кемеровской тюрьме, где находился до 1939 г., потом переведен в Гомельскую тюрьму в камеру смертников, спустя неделю отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму, где чекисты пытались его завербовать, а оттуда заключен в Кемеровские лагеря».

Любой, несколько знакомый с географией страны, будет удивлен, проследив «этапы большого пути» М.Поздеева: он сидит в Кемерове, это юг Западной Сибири, неожиданно его выдергивают, везут в камеру смертников в Гомель, это Белоруссия, через полстраны, за тысячи верст, там как будто нарочно, дают недельку посидеть с Г.Секачом, чтобы они познакомились (перед казнью, что ли?), а через неделю отправляют в Бутырскую тюрьму, в Москву, оттуда - назад в Кемеровскую область, уже в лагеря.

Что говорят историки катакомб о Секаче этого времени? Буквально следующее: «В 1939 г. арест, заключен в Гомельскую тюрьму, где впервые познакомился с еп. Серафимом (Поздеевым). Отпущен». Любой мало-мальски знакомый с системой «советского правосудия» отвергнет такое объяснение как правдоподобное. Отпустить подследственного или заключенного могли только по решению суда. При этом должна быть доказана полная невиновность человека, что имело место крайне редко - органы НКВД не допускали такого. Освобождали людей, давших согласие на сотрудничество с НКВД, причем даже этот статус сексота не защищал их от дальнейших преследований.

Итак, один, М.Поздеев, из камеры смертников отправляется после знакомства с Г.Секачом назад в Кемерово, за тысячи верст. Другой, Г.Секач, из камеры смертников после знакомства с М.Поздеевым, отправляется на свободу.

Нетрудно догадаться, что такие сказочные перипетии, путешествия и встречи были придуманы с одной целью: рассказать, что Поздеев знал Секача еще до войны, а потому было основание у Секача в начале 70-х начать разыскивать М.Поздеева, к тому времени ставшего «схи-епископом».

КЕМ БЫЛ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СЕРАФИМ ПОЗДЕЕВ?

Теперь перейдем к наиболее правдоподобной версии жизнеописания М.Поздеева, который во всей этой истории проходит под именем «епископа Серафима Поздеева». Для воссоздания биографии этого человека мы обращаемся к протоколам допросов его летом 1940-го года в Киеве, а также к Справке УГБ по Оренбургской области, записанной следствием в 1952 г. с его слов и заверенные его подписью.

Автобиография М.Поздеева выглядит так:

«В миру Поздеев Михаил Алексеевич, родился в 1887 г. в с. Дебесы, Глазовского уезда, Вятской губернии. Родители умерли от тифа, когда ему было 5 лет, после чего проживал на иждивении бабушки в родном селе. Там же закончил 4 класса начальной школы. В 1904-09 гг. подвизался послушником в монастыре у г. Оса Пермской обл. С 1909 г. проживал у дяди в дер. Посад Оханского района Пермской обл., служил псаломщиком при часовне, работал по найму в крестьянских хозяйствах.
Весь период жизни с 1909 по 1927 годы - это работы по найму по крестьянским хозяйствам и служба псаломщиком.

Несколько более полно выглядит его автобиография на допросе в Киеве в 1940 году. По его словам, М.Поздеев в 1927 г. вернулся в с.Дебессы, Глазовского района. С 19 декабря 1927 г. до октября 1928 г. он псаломщик в церкви с.Троицкое Глазовского района. Однажды приехали в с.Кашинь Богдановичского района, попали на пьянку, повели разговоры на антисоветские темы, дальше по накатанной дорожке: донос, арест.

«В июне 1929 г. я был осужден Особым совещанием НКВД к 5-ти годам концлагеря и направлен в Соловки. До 1931 г. я находился в Соловках, а в 1931 г. был переэтапирован в Свирские лагеря, где пробыл до 1934 года», - сообщает сам М. Поздеев на допросе в 1940 г.

Обращает на себя факт, что в Москве в 1925 году М.Поздеев вряд ли бывал, так как жил все это время в Прикамье и на Урале: Глазовский уезд, Вятской губернии, Оханский уезд (район) Пермской области, с.Троицкое, Глазовского района.
Таким образом, обитал М.Поздеев в основном в родных местах, там служил в церквях и при монастырях. Имееются сведения, что втираясь в доверие к монахам, монахиням и священникам, выяснял, где они прячут церковные ценности, об этом регулярно сообщал в ГПУ. Другими словами, был сексотом. О близости к Патриарху Тихону ни на допросах 1940-го года, ни на допросах 1952-го года он не упоминает.

По освобождении в 1934 году М.Поздеев едет в г. Кашира, навещает Москву, снова арестован. Ему лепят «социально-опасный элемент». По отношению к М.Поздееву, вероятно, была применена Статья 58, пункт 14, УК редакции 1926 г: Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям - меры социальной защиты, предусмотренные статьей 58.13 настоящего Кодекса (то есть до трех лет заключения).

Можно сказать, что М.Поздеев родился в рубашке. В 1936 году еще действовал Уголовный Кодекс 1926 года, поэтому такой малый срок - 3 года. Попади он в лапы ежовских палачей в следующем 1937 году, получил бы все сполна, вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела.

Однако на этом месте в протоколе явная нестыковка. Дали три года. Отбыл срок и вышел вчистую... но почему-то в 1938-ом. И вот что еще настораживает. Севших в годы перед 1937-м по 58-й статье, и сидящих во время Великой Чистки, как правило, не выпускали. Они получали дополнительные сроки либо расстрелы - были наработаны специальные процедуры.

М.Поздеев, уже получавший 5-летний срок в 1928-ом, а по освобождении, снова зарекомендовавший себя как «социально-опасный элемент», за что вторично осужден, имел очень мало шансов выйти из лагеря в 1939-ом, а тем более в самый пик «чистки» в 1938-ом.

Из приписок и премечаний в протоколе 1940-го года становится ясно, что срок он отбывал в Карлаге ГКВД, Долинское почтовое отделение, п/я №4. Что там произошло, неясно. Однако там же, в г.Караганде, получил в ноябре 1938-ом году паспорт, отсидев только 2.5 года, «...а полгода мне зачли», - сообщает сам М.Поздеев.

И дальше пошел путешествовать по стране советов, запросто входя в контакт с монахинями, священниками, верующими: Лихославль, Молотов (так тогда называлась Пермь), Сарапул, Бирск, Уфа, Елабуга, Энгельс, Кирсанов (Тамбовская обл.), Орел...

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Здесь, под Орлом, в дер.Лепешкино, сообщает М.Поздеев, «посетил церковь и имел разговор со священником Дмитрием. На вопрос последнего, как меня зовут, я ответил: «Серафим», после чего священник Дмитрий заявил, что он меня узнал и что моя фамилия Остроумов, приняв меня за Смоленского епископа Остроумова. Находясь в тяжелых материальных условиях, я был рад тому, что он меня наталкивает на мысль назвать себя Остроумовым, которого он во мне узнал, и поэтому заявил ему, что я есть действительно Смоленский епископ Остроумов Серафим».

Так родилась сказочка о Серафиме епископе Смоленском. Но родилась ли она сама по себе, из-за того, что какой-то священник Дмитрий неожиданно в нем признал архиепископа Серафима Остроумова?

В дальнейшем, в М.Поздееве узнавали того же самого Остроумова совершенно различные люди: священники и верующие. Даже архиепископ Димитрий (Абашидзе) Симферопольский, с которым реальный архиепископ Серафим Остроумов был знаком, так как оба были участниками церковного Собора 1917-1918 гг, словно бы признал его, сказав М.Поздееву: «Вы здорово изменились. Я Вас видел в Москве на съезде».

О том, что самозванство помогало М.Поздееву поправить материальные дела, он сам повторяет из протокола в протокол.
Можно все объяснить некоторым внешним сходством. Однако есть одно обстоятельство, которое наталкивает на иную мысль.

Настоящий арх.Серафим (Остроумов) в 1937 году был арестован, осужден и отправлен в... Карлаг. Туда же, где уже сидел М.Поздеев. Только настоящий архиепископ Серафим в конце 1937-го был расстрелян. А Михаил Поздеев отчего-то уже в начале 1939-го уверенно повторял, что он и есть владыка Серафим, епископ Смоленский и Орловский.

Откуда у него была такая уверенность, что реальный Серафим (Остроумов) не появится неожиданно на воле и не разоблачит его? Если М.Поздеев был обычным заключенным Карлага, то знать о гибели владыки Серафима он не мог - на пересуд и расстрел настоящего владыку вывезли в ноябре 1937 г. назад в Смоленск.
Если же М.Поздеев был не обычный зэк, а давшим согласие и подписку на сотрудничество с чекистами (позже таких называли «ссучившиеся»), то его уверенность находит объяснение.

Итак, выпущенный до срока в 1938-ом, М.Поздеев преобразился в «еп.» Серафима, и под этим именем часто перебирался с места на место. При помощи монахинь, «признавших» в нем владыку Серафима Остроумова, перебрался в Чернигов. Оттуда - в Киев. В протоколе от 1952 года вкратце сообщает:

«В 1939-40 гг. проживал в Киеве, служил псаломщиком в Покровском соборе. В 1940 г. арест в Киеве, срок 8 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей - Л.П. и Ю.Л.). В 1944 г. досрочно освобожден, поселился в пос. Луговский Джамбульской обл., где проводил тайные богослужения на частных квартирах».

Постойте. Где же г.Гомель и камера смертников в гомельской тюрьме? Где историческая встреча с Г.Секачом, которая сыграла впоследствии такую важную роль для создания «секачевской» ветви Катакомбной Церкви? Если же они не встречались ни в какой гомельской тюрьме, то отчего это Г.Секач в 1971 году вдруг загорелся желанием разыскать именно «епископа» Серафима Поздеева?

О «досрочном освобождении» в 1944-м году можно серьезно говорить только при условии, что Поздеев либо был забран в маршевую роту и послан удобрять собой земли Украины, Белоруссии и Польши, либо... хорошо зарекомендовал себя как сексот. Получить в 1944 г. «досрочное освобождение» антисоветчик-рецидивист с двумя предыдущими сроками отсидки не мог.

«В конце 1944 г. переехал в г.Соль-Илецк, где установил связь с ИПХ. Не будучи рукоположен, выдавал себя за “архиепископа”, устраивал тайные собрания и проводил богослужения. 6 мая 1952 г. арест в Бузулуке, приговорен к 2 годам ИТЛ.»

В этой оговорке «установил связь с ИПХ» раскрывается настоящая цель его «досрочного освобождения» - М.Поздеева освободили именно с этой целью.

Удивляет приговор для этого «неисправимого» - 2 года ИТЛ. Гораздо более опытный в подтасовках Виктор Добров увидел эту несуразицу и подставил цифру «5» в своей интерпретации биографии Поздеева - приговорен к 25 годам. Звучит более правдоподобно.

---------------------------

Подведем краткие итоги нашему историко-биографическому расследованию. Основатель «секачевской» группы Григорий Секач не был епископом, и потому Апостольское преемство через него к десяткам «архиеереев» и «священников», которых он хиротонисал и рукополагал, передаться не могло.

Предвозвестник «секачевской» группы и духовный наставник Г.Секача церковный авантюрист Михаил Поздеев не был ни епископом, ни архиепископом. Легенда о его хиротонии Св.Патр.Тихоном не выдерживает критики. Нет ни одного доказательства тому. Поэтому Апостольское преемство через него кому бы то ни было, также передано быть не могло.
С другой стороны, биографии обоих представляют собой классически-фантастические легенды агентов ГПУ-НКВД-КГБ.

---------------------------------
ОКОНЧАНИЕ (Часть 2) ЧИТАЙТЕ ВНИЗУ
Previous post Next post
Up