Несколько месяцев назад неожиданно для себя "подсел" на японскую тематику. Вообще Дальний Восток не люблю, ну как-то неинтересен, сложно объяснит почему, но не так давно в журнале "The New Times" попалась интересная аннотация книги А.Н. Мещерякова "Император Мейдзи и его Япония". Приобрести ее оказалось делом непростым, тираж всего в 1 тыс. экз., не во всех книжных она есть, зато везде мелькают издания про Атлантиду, инопланетян и Русь и др., но это так, к слову.
В монографии идет разбор событий ускоренной модернизации второй половины XIX в. Содержание книги разбито по годам правления Муцухито, вплоть до его смерти. Имеется также раздел, показывающий Японию до реформации, это довольно полезно для сравнения.
Реформация в России при Александре II и при Муцухито в Японии. На самом деле Россия и Япония второй половины XIX в. имеет много общего. Да, стартовая база была несопоставимой, все же Россия в образовательном, экономическом и военном плане была на две головы выше, но это превосходство России идет в плюс японцам. За ничтожный отрезок в 30 лет Япония превратилась из страны, где на вооружении были луки и стрелы, в страну, с мощно развитой сетью железных дорог, регулярной армией, высоким уровнем образования и промышленностью. Россия в то время совершает скачок в промышленности, развивает правовую базу, местное самоуправление и переходит на капиталистическо-буржуазный тип развития. Вот только итог развития у двух стран оказался несколько иным. Сейчас Япония это Honda и Sony, Canon и Toyota, высокие научные исследования и 1-место в мире по продолжительности жизни.
А Россия? - спросите вы. Россия это автоваз, Газпрем, житель Мордовии Депардье и место между Вост.Тимором и Ираком по уровню медицины. Увы, но похвастаться высоким уровнем демократии, образования, промышленности и медицины мы не можем.
Так что же предопределило такой успех японской нации? Привожу наиболее интересные факты этого периода, некоторые из которых пересекаются с Россией.
На фото - император Муцухито
Образование:
-Молодые японцы предпочитали учиться в Британии, считая Россию задворками Европы. Вот так-то, даже феодальные японцы (!) это поняли.
-Япония объявила приоритетом в развитии сферы обороны и образования. Построено 50 тыс.школ и 8 университетов.
- Прежде чем что-то строить надо получить образованный слой людей. Умные японцы именно этому и следовали. До них только США проводили подобное.
- Японские школы использовали и для чтения указов. Каждая семья обязана в определенный день прислать своего представителя и поставить ознакомительную печать.
-В Китае и Японии "гражданское" стояло выше "военного" (ну до определенного момента, пока не встали полностью на ноги). Прибегать к оружию считалось служебным несоответствием своей должности.
-Любопытны культурные противоречия Японии и США. Духовность Востока vs технического прогресса Запада. Кстати, японцам больше нравилось быть в России. Для нас это сравнение совсем не в плюс) Японцы отмечали у нас иерархичность, помпезность, восточный шик и блеск церемоний.
-Р.Кебер из Нижнего Новгорода преподавал в Японии философию и западную литературу. Самый популярный преподаватель в токийском университете среди студентов)
-Школы в Японии больше чем школы - центры спортивного развития, образования и политич грамотности (там публиковались все правительственные законы)
-В день выпускали 300 тыс. газет. Невероятный уровень информатизации.
-Многие русские с Дальнего Востока приезжали лечится в Японию, т.к не получали помощь в своей стране. Также приезжали сюда и учиться из России. Это говорит о многом.
-Отец Николай, знамениты русский миссионер в Японии писал, что в христианство раньше шли многие, то теперь только "оборвыши и никуда не годные", все передовые идут в науку и производство.
Идеология:
-Муцухито на 1-году правления громит буддизм и в идеологических целях поощряет синтоизм. Нужна национальная религиозная идея.
-У Муцухито были талантливые политтехнологи - турне по стране, образ "доброго царя", мороженое и сакэ для подданных, выслушивание просьб...
-Для воспитания патриотизма, японцы активно использовали уроки истории) Пропаганда о "избранности земли японской и ее народа" была сильна, пожалуй мощнейший инструмент в руках государства.
-Курс по любому предмету кончался словами "Япония - лучшая страна в мире".
Отношение с Западом:
-В 1860-х в Японию устремился весь евро-американский сброд: авантюристы, головорезы, беглые и прочие "моральные отбросы европейских наций".
-В книге Г.Уитена "Международное право" 1838 г. идет прямое разделение на цивилизованные страны и полуцивилизованные. Последние следовало обманывать. Впоследствии японцы взяли этот тезис за основу своей внешней политики по отношению к Корее и Китаю.
-Когда японцы узнали, что европейцы руководствуются законом (как и конфуцианцы, а Конфуция японцы ставили очень высоко) они были поражены и резко изменили свое мнение о них, перестав считать варварами в плане культуры и духовности.
- В Японии Мэйдзи была сильна ксенофобия. Террористы убивали европейцев и европофилов среди чиновников...Террористы, кстати, были одиночками, что практически делало их недосягаемыми для полиции.
-В 1895 г. кайзер Вильгельм нарисовал картину "Желтая опасность", где 40-миллионная Япония ведет войска 400-миллионного Китая. Японцы очень обиделись на это.
-В 1912 г. японцы устроили торжественные похороны о.Николаю - русскому миссионеру, посвятившему 45 лет этой стране . Россия даже венка не прислала и никак не отреагировала на похороны.
Военная сфера:
-Мэйдзи превосходно был готов к войне с Кореей - сплоченная нация, народ знает за что воюет + дали свои результаты реформы. Победа над Кореей имела огромное политическое значение.
- 1904 г. ген. Николаев:"А где находится Япония?" ген.Белосельский:"На островах".Ген.Николаев:"Что ты! Разве может быть империя на островах?"
Комментарии излишни. Недооценка тоже сказалась на результатах войны.
-Во время русско-японской войны японцы финансировали революционное движение в России. Высылали деньги и оружие. Посредником был Мотодзиро А.
-Японцы хорошо относились к нашим пленным. Разрешали посещать развлекательные места и каждому пленному подарили 200 сигар и открытки с изображение Японии
-Японцы отмечали высокую степень неграмотности наших солдат. Уникально, но наших пленных даже обучали грамоте в концлагерях Японии.
-Японские юноши оставили богатые материалы о том как избежать военной службы в армии) Весьма ценные советы!
-Служба в армии объяснялась правительством как "налог кровью". Некоторые безграмотные крестьяне воспринимали это буквально. Результат-восстания
-В минуту угрозы иностранного вторжения сегунат постановил переплавлять колокола храмов на пушки. Возмущений среди населения не было, приняли с пониманием. Теперь вспомним, сколько крика у нас до сих пор, в связи с переплавкой колоколов Петром I в ходе войны с Швецией. Улавливаете разницу?
И вот, к 1912 г. Япония совершила настоящее чудо. Увеличилось население с 34 до 50 млн., Произошла Промышленная революция, повысилась грамотность и культура, площадь территории увеличилась в 2 раза.
И другие интересные факты об этой стране:
-В Японии было 400 тыс.самураев. Вместе с семьями это 2 млн.чел. Самураи - непроизводительное население. Бедные крестьяне, кормили такую ораву!
-Японские императоры участвовали в постоянных ритуалах, с использованием вина. Именно поэтому, алкоголизм - их профессиональное заболевание.
-Первым японским рикшей был И.Есуки в 1870 г. В 1872 г. в Токио было 50 тыс рикш. Средняя скорость рикши - 7 км/ч. За день рикша пробегал 65-70 км. Кстати, рикши появились по причине узости токийских улочек. Там даже пони сложно было пройти.
-Самые лучшие мастера цветных татуировок были в Японии. В 1891 г. цесаревич Николай (буд.император) сделал себе тату на правой руке - дракона. Николай-то вел совсем не праведный образ жизни) Известно, что в Нагасаки будущий русский император любил выпить и пройтись по борделям.
-Мэйдзи это не фамилия императора. Поначалу это был девиз правления (дело в том, что каждый император брал для своего царствования определенный девиз, который мог меняться в зависимости тот обстоятельств), со временем он стал символом эпохи и стал неотделим от имени Муцухито.
-Во время путешествия по японским городам цесаревича Николая (буд. император Николай II) на него было совершено покушение. Удалось отделаться несколькими ранами, но осадок остался. Для Японии это был позор, поэтому Николая завалили подарками и извинениями со всей Японии, мать преступника покончила с собой, а император посещал Николая и отбросил при этом все церемонии, что было высшим проявлением дружественности.
Posted via
LiveJournal app for iPad.